ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Халирбагинов Ш.Х. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема возрастных индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике всегда волновала передовых мыслителей.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. В частности, эти вопросы ставили Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, а позже А.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, т.е. учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея интерпретировалась ими по-разному. Однако, все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

Много полезных идей на этот счет имеются в трудах П.П.Блонского, Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других ученых. Н.К.Крупская подчеркивала, что, если мы не будем знать особенностей ребят и того, что интересует их в том или ином возрасте, то мы не сумеем их хорошо воспитать.

В психолого-педагогических исследованиях отмечаются такие особенности старшего дошкольного возраста, как интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности.

Социально-нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития ребенка в дошкольном детстве. Она включает три взаимосвязанные сферы: становление нравственного сознания, формирование нравственного поведения, нравственных переживаний и чувств. Дети в этом возрасте усваивают моральные знания, у них складываются первоначальные моральные суждения, представления и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственных норм [5].

Педагог должен быть готов к многопрофильной образовательной работе с детьми дошкольного возраста, к осуществлению задач социально-нравственного воспитания. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста заключается не только в подготовке к школе, углубленных занятиях какой-либо областью знаний, но и в развитии личности ребенка, становлении моральных норм и ценностей, правил поведения в обществе

В Конвенции о правах ребенка (ч. I, ст. 1) говорится, что «ребенком является человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ре­бенку, он не достигает совершеннолетия ранее» [3]. В гуманистической психологии и педагогике ребенок рас­сматривается в качестве субъекта. В педагогическом словаре «субъект» определяется как «носитель предметно-практичес­кой активности и познания. Субъектность человека прояв­ляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании» [4; 5].

Исследователи отмечают, что субъектность ре­бенкакак социально-целостное качество личности необхо­димо специально формировать в процессе педагогического взаимодействия. Ребенок социализируется путем подража­ния и заимствования, сопоставления себя с другими. Но поскольку его жизненный опыт невелик, для успешной со­циализации он нуждается во внимании, педагогическом воз­действии, поддержке.

Ребенок в младшем дошкольном возрасте выступает пе­ред взрослым как объект. Перед педагогом стоит задача создавать усло­вия, благоприятно влияющие на своевременное становле­ние базисных характеристик личности: компетентности, эмоциональности, креативности (творчества), самостоятель­ности, активности, инициативности, свободы поведения, произвольности (волевого регулирования). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, со­трудничество, педагогическую поддержку.

Развитие субъектности в старшем дошкольном возрасте понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ста­вить и корректировать цели, осознавать мотивы, самосто­ятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок как субъект начинает не только требовать соблюдения правил поведения от других, но осознанно следует им сам, т.е. возрастает уровень его самосознания. Роль взрослого меня­ется — из партнера, участника, координатора он превра­щается в наблюдателя, консультанта, к которому дети об­ращаются как к авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлени­ем и дальнейшим совершенствованием базисных черт лич­ности ребенка.

Личностно-ориентированный подход предполагает опре­деленную психолого-педагогическую последовательность в содержании и методах воспитания ребенка как личности.

Таким образом, объект дошкольной педагогики — ребе­нок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложно­стью и своеобразием возрастного развития. Бережное отно­шение к нему — главный принцип изучения ребенка как объекта и работы с ним [5].

Субъектность (как собственная активность) ребенка фор­мируется под влиянием биологических и социальных фак­торов, конструктивной, технологически грамотной педаго­гической деятельности взрослого.

Дошкольное возраст – уникальный этап в развитии ребенка. Он качественно от­личающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется в особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным ми­ром, в самосознании. Закладывая на этом этапе культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром и создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сфе­ры физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художе­ственных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения [2].

Содержание воспитания раскрывается в таких направлениях современного дошкольного образования, как физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей.

Воспитание дошкольников имеет свои особенности, обусловленные своеобразием развития психики дошкольников и возможностями осво­ения ими социокультурного опыта. Среди таких особенностей выделим определяющую роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития [2].

В зависи­мости от задач воспитания и уровня развития ребенка постоянно меняется и педагогическая позиция воспитателя: позиция прямой передачи опыта «Делай, как я», позиция партнерства «Давай сделаем это вместе», позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается» и пр.

Поэтому, осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:

  • личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

  • предоставление каждому ребенку возможности выбора деятель­ности, партнера, средств и пр.;

––создание предметно-развивающей образовательной среды, спо­собствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Литература:

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - М., 2007.

2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – М., 2013.

3. Декларация прав человека. Права ребенка //Основные междкнародные документы. – М., 1992.

4. Каджаспирова Г.М., Каджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.

5. Успех. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Науч. рук. А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2011.

Просмотров работы: 856