К. Леви-Строс
Проблема толерантности как социальная проблема - не солидарность, не понимание и согласие между «нами» и «другими», но признание за другими права быть не такими как мы, не соглашаться с нами. При социологическом подходе к проблеме толерантности действующими лицами оказываются небольшие группы: национальные, конфессиональные, возрастные и др. В действительной жизни все начинается с отношения к другому, находящемуся рядом человеку.
В нормальном обществе люди редко пребывают в идиллическом согласии друг с другом. Борьба мнений связана социальной дифференциацией и сопряжена с конфликтными ситуациями; она служит двигателем общественной жизни, если не сводится просто к желанию во что бы то ни стало доминировать, навязать свою волю другим, т.е. если не вырождается в нетерпимость к инакомыслию.
Проблема социальной толерантности, в конечном счете, это проблема баланса между столкновением и согласованием интересов. Установление такого баланса зависит от наличия в обществе доверия, готовности к компромиссу - умению добиваться своего, считаясь с интересами, убеждениями, верованиями, обычаями и привычками других людей.
В религиозной сфере толерантность нашла выражение в принципах веротерпимости, религиозной свободы и свободы совести.
Толерантность в нравственно-правовом поле моральное качество личности.
B обществе, в котором большинство сохраняет веру, исповедуя при этом разные религии, веротерпимость связана с представлением о том, что главное в религии - мораль и что важно не то, какую веру человек исповедует, а сам факт наличия у него (и в обществе) той или иной веры.
Никакая религия не может претендовать на исключительное обладание истиной уже потому, что на такое обладание не может претендовать никакая из существующих инстанций
Как социальный феномен, толерантность особенно важна в процессах социального взаимодействия, имеющих характер межкультурного контакта, включая отношения между этносами и расами, между полами и поколениями, социальными стратами и религиозными группами, включая отношение "правоверных" к "неверным"
Толерантное отношение само по себе уже означает определённое признание права на существование. Толерантность может быть либо начальной позицией, "стартовой площадкой", которая дает возможность развивать в дальнейшем более тесные отношения, либо - самим по себе ценимым, устраивающим участников и поддерживаемым ими типом отношений
Толерантность предполагает преодоление предубежденности, несправедливо-негативного отношения к "другим".
Толерантность может фиксироваться как укоренившееся личностное свойство, как социальный тип "толерантная личность", т.е. как позиция индивида по отношению к определенного рода явлениям, позиция, мотивируемая его ценностными ориентациями и связанная, следовательно, с полученным воспитанием и культурным уровнем.
Толерантность в обществах разного типа может проявляться более или менее фрагментарно, носить избирательный характер, так что достаточно высокий уровень толерантности в одной сфере общественной жизни может соседствовать с проявлениями нетерпимости в других.
Толерантность и нетерпимость - регулируемые обществом формы взаимодействия индивидов и групп, противоположные типы коммуникации, Н которой определяется отношение следующих обычным пиниям поведения людей к тем, кто думает и поступает иначе (X. Арендт). Толерантность не самоценна. Вопреки расхожему представлению, она не является однозначно и безотносительнок ситуации благом, а нетерпимость всегда злом.
Мало пропагандировать толерантность. На всех уровнях, но прежде всего правящим элитам, в том числе и руководству религиозных организаций, необходимо научиться решать неизбежно возникающие политические, этнические, религиозные и иные конфликты, руководствуясь принципом толерантности, научиться создавать и культивировать в обществе доверие людей друг к другу.1
Приведем пример проявления интолерантного поведения среди молодежи, ее последствия, в одной из стран.
В конце 2007 г., когда благополучную Францию, считающуюся родиной и колыбелью демократии, потрясла вторая волна беспорядков, на улицах горели уже не только автомобили. Были уничтожены полицейский участок, муниципальная библиотека, словом, все, что оказалось на пути юных погромщиков, вышедших поквитаться с теми, кто думает и смотрит на мир иначе. События во Франции (и, к сожалению, не только во Франции) дали повод осознать, что разговоры о толерантности пора переводить в практическую плоскость. Учебным заведениям необходимы реалистичные программы по развитию нужных качеств в молодом, бурлящем энергией поколении.
Как организовать воспитательные занятия с обучающимися, как сделать их действенными? Предлагаю сценарий семинара лекции «Что такое толерантность и зачем о ней знать молодежи».
Прежде всего, формулируем цели. Первая – ознакомить обучающихся с понятием толерантности (терпимости). Вторая – показать значимость этого качества личности для построения добрых отношений между отдельными людьми и группами. Третья – активизировать воображение обучающихся (студентов) для поиска собственного понимания толерантности посредством выработки научного определения этого качества.
Сначала студентам предлагается выслушать десятиминутное сообщение о том, что такое толерантность и интолерантность (терпимость и нетерпимость) и какую роль эти качества играют в судьбе человека.
Понять, что такое толерантность, можно через ее противоположность – интолерантность, или нетерпимость. Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир интолерантного человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят. Толерантные люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих.
Интолерантьые личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два сорта людей – плохие и хорошие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важнейший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру.2
Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Интолерантный путь чаще связан с представлением о собственной исключительности, с потребностью в жестком порядке. Другой путь – путь человека, более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других с доброжелательным отношением к окружающим людям и миру в целом.
Литература:
Гараджа В.И. Педагогика. М., С.19-31.
Журнал «Воспитание школьников». М., 2013. – С.15-16.
1 Гараджа В.И. Педагогика. М., С.19-31.
2 Журнал «Воспитание школьников». М., 2008. – С.15-16.