ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Халимилаева А.И. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
... более или менее осознанные несчетные усилия на протяжении всей истории были направлены все на одну и ту же цель: достичь порога, несомненно наиболее полезного для человеческих обществ, где устанавливается подлинное равновесие между их единством и разнообразием...

К. Леви-Строс

Проблема толерантности как социальная проблема - не солидарность, не понимание и согласие между «нами» и «другими», но признание за другими права быть не такими как мы, не соглашаться с нами. При социологическом подходе к проблеме толерантности действующими лицами оказываются небольшие группы: национальные, конфессиональные, возрастные и др. В действительной жизни все начинается с отношения к другому, находящемуся рядом человеку.

В нормальном обществе люди редко пребывают в идил­лическом согласии друг с другом. Борьба мнений связана социальной дифференциацией и сопряжена с конфликтными ситуациями; она служит двигателем общественной жизни, если не сводится просто к желанию во что бы то ни стало доминировать, навязать свою волю другим, т.е. если не вы­рождается в нетерпимость к инакомыслию.

Проблема социальной толе­рантности, в конечном счете, это проблема баланса между столкновением и согласованием интересов. Установление такого баланса зависит от наличия в обществе доверия, го­товности к компромиссу - умению добиваться своего, счита­ясь с интересами, убеждениями, верованиями, обычаями и привычками других людей.

В религиозной сфере толерантность нашла выражение в принципах веротерпимости, религиозной свободы и свободы совести.

То­лерантность в нравственно-правовом поле моральное качество личности.

B обществе, в котором большинство сохраняет веру, исповедуя при этом разные религии, веротерпимость связана с представлением о том, что главное в религии - мораль и что важно не то, ка­кую веру человек исповедует, а сам факт наличия у него (и в обществе) той или иной веры.

Ни­какая религия не может претендовать на исключительное обладание истиной уже потому, что на такое обладание не может претендовать никакая из существующих инстанций

Как социальный феномен, толерантность особенно важ­на в процессах социального взаимодействия, имеющих характер межкультурного контакта, включая отношения между этносами и расами, между полами и поколениями, соци­альными стратами и религиозными группами, включая от­ношение "правоверных" к "неверным"

Толерантное отношение само по себе уже означает определённое при­знание права на существование. Толерантность может быть либо начальной позицией, "стартовой площадкой", которая дает возможность развивать в дальнейшем более тесные от­ношения, либо - самим по себе ценимым, устраивающим уча­стников и поддерживаемым ими типом отношений

Толерантность предполагает преодоление предубежден­ности, несправедливо-негативного отношения к "другим".

Толерантность может фиксироваться как укоренившее­ся личностное свойство, как социальный тип "толерантная личность", т.е. как позиция индивида по отношению к опре­деленного рода явлениям, позиция, мотивируемая его цен­ностными ориентациями и связанная, следовательно, с полу­ченным воспитанием и культурным уровнем.

Толерантность в обществах разного типа может проявляться более или менее фрагментарно, носить избира­тельный характер, так что достаточно высокий уровень то­лерантности в одной сфере общественной жизни может со­седствовать с проявлениями нетерпимости в других.

Толерантность и нетерпимость - регулируемые обществом формы взаимодействия индивидов и групп, противоположные типы коммуникации, Н которой определяется отношение следующих обычным пиниям поведения людей к тем, кто думает и поступает иначе (X. Арендт). Толерантность не самоценна. Вопреки расхоже­му представлению, она не является однозначно и безотносительнок ситуации благом, а нетерпимость всегда злом.

Мало пропагандировать толерантность. На всех уровнях, но прежде всего правящим элитам, в том числе и руко­водству религиозных организаций, необходимо научиться решать неизбежно возникающие политические, этнические, религиозные и иные конфликты, руководствуясь принципом толерантности, научиться создавать и культивировать в об­ществе доверие людей друг к другу.1

Приведем пример проявления интолерантного поведения среди молодежи, ее последствия, в одной из стран.

В конце 2007 г., когда благополучную Францию, считающуюся родиной и колыбелью демократии, потрясла вторая волна беспорядков, на улицах горели уже не только автомобили. Были уничтожены полицейский учас­ток, муниципальная библиотека, сло­вом, все, что оказалось на пути юных погромщиков, вышедших поквитаться с теми, кто думает и смотрит на мир иначе. События во Франции (и, к сожалению, не только во Франции) дали повод осознать, что разговоры о толерантности пора переводить в практическую плоскость. Учебным заведениям не­обходимы реалистичные программы по развитию нужных качеств в моло­дом, бурлящем энергией поколении.

Как организовать воспитательные занятия с обучающимися, как сделать их действенными? Предлагаю сценарий семинара лекции «Что такое толерант­ность и зачем о ней знать молодежи».

Прежде всего, формулируем цели. Первая – ознакомить обучающихся с по­нятием толерантности (терпимости). Вторая – показать значимость этого качества личности для построения добрых отношений между отдельными людьми и группами. Третья – акти­визировать воображение обучающихся (студентов) для поиска собственного понимания толерантности посредством выработки научного определения этого качества.

Сначала студентам предлагается вы­слушать десятиминутное сообщение о том, что такое толерантность и интолерантность (терпимость и нетерпимость) и какую роль эти качества играют в судьбе человека.

Понять, что такое толе­рантность, можно через ее противоположность – интолерантность, или нетерпимость. Нетерпимость основы­вается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает и поступает иначе. Терпимый человек может поставить себя на место другого, понять, что он чувствует. Мир интолерантного человека ограничен его собс­твенными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него не зависят. Толерант­ные люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех бедах винить окружающих.

Интолерантьые личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два сорта людей – плохие и хорошие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему-то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный че­ловек, напротив, признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способ­ность посмеяться над собой – важней­ший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувс­тво превосходства над другими. Тер­пимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру.2

Итак, мы можем сказать, что есть два пути развития личности. Интолерантный путь чаще связан с пред­ставлением о собственной исключи­тельности, с потребностью в жестком порядке. Другой путь – путь человека, более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других с доброжелательным от­ношением к окружающим людям и миру в целом.

Литература:

  1. Гараджа В.И. Педагогика. М., С.19-31.

  2. Журнал «Воспитание школьников». М., 2013. – С.15-16.

1 Гараджа В.И. Педагогика. М., С.19-31.

2 Журнал «Воспитание школьников». М., 2008. – С.15-16.

Просмотров работы: 222