СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ

Халимбекова М.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Доказано, что взаимосвязь между детским садом и семьей является одним из главных направлений деятельности дошкольных образовательных организаций. Раскрывается положение по проблеме о содействии ДОО и семьи. Представлены разные формы и способы взаимодействия детского сада и семьи. Детский сад - первый социальный институт, первое учебное убежище, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Целью статьи является решение задач, связанных с семейным воспитаниеми вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Главное условие развития взаимодействия с семьей - общение в системе " преподаватель -ребенок-родитель ". Актуальным является роль родителей в жизни собственных детей, которые способствует им отличить мир детей от взрослого мира; относиться к нему как к равному, обнаруживать искренний энтузиазм к действиям ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но часто они не всегда имеют достаточного понимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Правильное воспитание в значительной ступени определяется семьей, то, как родители относятся к своим детям и какие цели ставят для их воспитания. Наши дети - грядущее наших граждан и граждан мира. Они совершают историю. Наши дети – это будущие папы и мамы, они также будут наставниками собственных детей. Они обязаны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями...

Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее несчастье, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия утрачивают любую силу. Только в сочетании друг с другом, они сформировывают оптимальные условия для вхождения маленького ребенка в большой мир. Создание образовательного пространства в дошкольных организациях с привлечением семьи как среды развития личности ребенка-дошкольника является одним из более перспективных направлений развития дошкольного образования в России. Социальным фактором, влияющим на формирование личности, является семья.

Задачей социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения является также повышение педагогической компетентности родителей. Задача не новая, но с течением времени подвергающаяся разным модификациям. Реализуя эту задачу сейчас, важно, на наш взгляд, помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи – выступать для ребенка " эмоциональным тылом ", гарантировать базисную потребность в сохранности и непременном принятии [2].

На формирование личности воздействуют различные факторы, как биологические, так и социальные. Основной социальный фактор в формировании личности является семья, как правило, семья - главный институт образования. Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет на протяжении предстоящей жизни. Важность семьи обусловлено тем, что в ней человек находится на протяжении большей части своей жизни, в семье закладываются базы личности. В ходе тесной связи с мамой, папой, братьями, сестрами, бабушкой, дедушкой и другими родственниками ребенок с первых дней жизни начинает формировать структуру личности. Семьи бывают чрезвычайно различные, в зависимости от состава семьи, отношения между семьей и отношениями в целом к людям вокруг, человек смотрит на мир позитивно или отрицательно, создавая свои личные взгляды, строит свои отношения с другими людьми. Семейные отношения также воздействуют на то, как человек станет основывать свою карьеру по, какому маршруту станет идти.

Семья может выступать в качестве как позитивных, так и отрицательных причин обучения детей. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких к нему в семье - мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не хлопочет столько о нем. В то же время, ни один другой социальный институт не может потенциально нанести столько ущерба в воспитании. Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь развития в России и за рубежом. Взаимодействие в процессе обучения представляет собой систему взаимосвязанных контактов в единстве соц, психологических и педагогических отношений, определяющий исход социальной стороны педагогического взаимодействия, гарантирует психологический механизм его реализации и педагогические формы среды, в которой становится необходимым и возможным процесс педагогического взаимодействия. Создание образовательного пространства в дошкольных организациях с привлечением семьи как личности дошкольника окружающей среды является одним из более многообещающих направлений развития дошкольного образования в России.

Семье нужна профессиональная психолого-педагогическая по­мощь в воспитании ребенка раннего возраста. Дошкольное обра­зовательное учреждение готово оказать необходимую поддержку родителям-партнерам, поскольку его специалисты имеют необ­ходимые и достаточные знания и опыт в области педагогики и психологии раннего детства[3].

Основной социальный фактор в формировании личности, семья, традиционно семья - главный институт образования. Все, что человек приобретает в семье, он сохраняет на протяжении дальнейшей жизни. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система, не только под действием социально-экономических условий, но и из-за внутренних процессов развития, на семью воздействуют такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и т. д. Семья - не однородная и дифференцированная социальная группа, которая представляет различный возраст, пол, а иногда и профессиональные " подсистемы ", она позволяет ребенку активно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, скорее реализовать их.

В современном детском саду созданы все условия для организации общего пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОО (старший преподаватель, педагог, терапевт, психолог, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, медсестры и т. д.) для реализации образовательной программы обеспечивает образовательную поддержку семей на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными соучастниками образовательного процесса.

Родителей детей, посещающих сейчас дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы[5]:

Первая группа - это очень занятые родители, которым детский сад просто жизненно необходимо. Но как любой родитель они хотят от детского сада не только хорошего ухода за ребенком, но и полноценного его развития. Они вряд ли будут в силу занятости на работе, активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с наслаждением дома сделают совместно с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фото на выставку, в удобное для них время примут участие в мероприятии.

Вторая группа - родители с удобным графиком работы, с неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача воспитателей - не допустить, чтоб эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдающего, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими матерями. Эти родители также ожидают от детского сада увлекательного общения со своими сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из данной родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю нужно опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т. п.

На сегодняшний день можно сказать, что в детском саду сложилась определенная система в работе с родителями/

Педагоги современного ДОУ используют широкий спектр работы с семьями воспитанников:

- Изучение социального статуса семьи. Например, сбор сведений о родителях через заполнение анкет, беседы и т. д.

- Наглядные формы работы. Это консультации; вовлечение родителей к участию в разных конкурсах, проводимых в детском саду. Активность родителей в создании фотогазет, выставок предполагает, что эти формы работы востребованы. Особое внимание в ДОО уделяется выставкам детей на разные темы: " Милый совушка-скворец ", " Мой веселый звонкий мяч ", " Рисуем победу " и т. д, в работах которых участвуют дети, а родители являются активными соучастниками.

- Мероприятия для родителей в детском саду. Индивидуальные беседы; встречи родителей со специалистами детского сада; проведение праздников, развлечений, " Прощание с осенью ", " День защитника Отечества ", " Карнавал ", " Мама, папа, я спортивная семья ", " Весенний фестиваль " и др.; презентация общих усилий учителей, детей и родителей. В итоге этих форм работы, родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми в детском саду.

Кроме этого, используются такие инновационные формы работы с семьёй как[4]:

- Открытые занятия с детьми. Целью которых, является знакомство родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

- Педагогические беседы, позволяющие проявить родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

- " Круглый стол ". Такая форма даёт возможность в нетрадиционной обстановке, с обязательным участием профессионалов, рассмотреть с родителями актуальные проблемы воспитания.

- Конференции. Дают возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с преподавателями и специалистами.

- Совместные походы и экскурсии. Основная цель таковых мероприятий, улучшение детско-родительских отношений. В итоге у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о собственном крае. Затем увлеченно изображают, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

- Почтовый ящик. Данная форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает преподавателю встретиться с родителями лично.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание.

Использование различных форм работы дало определенные итоги: родители из " зрителей " и " наблюдателей " стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Формирование сотрудничества детей, родителей и преподавателей зависит прежде всего от того, как складываются взаимопонимания взрослых в этом процессе. Только при тесном сотрудничестве родителей и преподавателей возможно успешное воспитание.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 1993.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.

3. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошколь­ника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

4.http://nsportal.ru/ Трач Наталья Евгеньева. “Взаимодействие ДОУ и семьи”.

5. http://nsportal.ru/ Останина Светлана Борисовна. “Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях”.

Просмотров работы: 522