ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рагимханова Г.Ш. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Особенности видов музыкальной деятельности» выбрана не случайно, а так как на сегодняшний день музыка является одним из богатейших и действенных средств художественно-эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы, поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.

В данной статье мы раскроем характеристику музыкальной деятельности. Также попробуем раскрыть восприятие музыкальной деятельности детьми. Какие качества может развивать музыкальная деятельность у ребенка.

Музыкальная деятельность детей в дошкольном возрасте является актуальной темой в настоящее время. Во- первых, потому, что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Вступивший в силу с 1 января 2014года «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013г№1155) ставит целью повышения качества и статуса дошкольного образования и объединение воспитательной работы в целостный образовательный процесс.

Формирование духовного мира ребенка, его кругозор, его творческие навыки, знания и умения должны развиваться во всех видах музыкальной деятельности, для его полноценного развития.

Общая концепция музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, была определенна известным фольклористом М. Науменко: «Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого и осуществляется общее развитие"[6].

В современной теории и методике музыкального образования можно выделить 4 основных типа музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Каждый вид музыкальной деятельности имеет свои виды. Например, восприятие музыки может существовать как отдельный вид деятельности и может предшествовать или сопровождаться другими видами музыкальной деятельности. Исполнительство и творчество являются более распространенными в пении, музыкально-ритмические движения, игровые детские музыкальные инструменты. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя общие знания музыки как вида искусства, информация о музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и так далее. А также конкретные знания о способах игры. Виды музыкальной деятельности имеют свои особенности и требуют мастерства детей в способах деятельности, без которых не представляется возможным иметь определенное влияние на музыкальное развитие детей дошкольного возраста [8].

Восприятие музыки в детском саду, как вид музыкальной деятельности включает в себя музыку для прослушивания, музыку для исполнения, музыкально-дидактические игры. Прослушивание музыки предшествует изучение песен, танцев, оценки для детского оркестра. Прослушивание музыки является активным процессом сосредоточенности, требует мобилизации чувств, мыслей и познавательных способностей детей, объединенных переживанием музыкального произведения. Ребенок испытывает разные чувства в связи с влиянием на него музыки и понимания его содержания. Это процесс эмоционального и образного познания, как с помощью художественного и музыкального образа. В результате формируется отношение к образу, который впоследствии передается в реальность.

Основными видами исполнительства у детей в детском саду является пение, музыкальные и ритмические движения, игры на музыкальных инструментах [3].

Пение - активный процесс воспроизведения голосом мелодии и переживания содержания песен. Это основная форма музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Пение - сложный процесс производства звука, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения.

Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передается в движении. Основой является ритмичная музыка и разнообразные физические упражнения, танцы, история-образные движения используются как средство для лучшего восприятия и понимания ее.

Музыкальные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям любить музыку, эмоционально реагировать на нее; развить музыкальный слух и чувство ритма, музыка обогащает детей новыми знаниями. Учителя должны выбрать музыкальный материал, который должен отвечать интересам и способностям ребенка [5].

Для многих детей, играющих на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это отличный инструмент не только индивидуального развития, но и развития мышления, творчества, сознательных отношений между детьми.

Таким образом, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах - каждая из этих типов деятельности способствует развитию музыкальных способностей, накопления опыта исполнительства, оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение [4].

Детский музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пение, ритм, игровые детские музыкальные инструменты. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободная ориентировка в незнакомых ситуациях. Из этого следует, что в ребенке развилось музыкальное творчество, и он может написать что-то, учитель должен постоянно развивать его основные музыкальные навыки.

Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя общую информацию о музыке как виде искусства, музыкальных жанров, композиторов, музыкальных инструментов, а также специальные знания о способах игры и исполнительства.

Для развития музыкальных способностей детям нужны определенные знания. Развитие ладового чувства предполагает знание о том, что содержание музыки являются чувства, настроения, их смена, образ в музыке каких-либо явлений мира всегда имеет определенную эмоциональную окраску, что средства музыкального выражения (мажорный или минорный лад, динамика и т. д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое и торжественно-музыкальной формы, которые определяют изменение эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д. [7].

Обобщая и анализируя музыкально-образовательную деятельность, мы можем сделать вывод, что каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Таким образом, в процессе обучения детей музыке учителю приходится использовать все виды музыкальной деятельности детей в различных формах обучения. Только тогда ребенок будет полностью развит и образован [2].

Рассмотрев виды музыкальной деятельности в детском саду, и дав им общую характеристику, следует сказать, что с помощью комбинации можно решить основные задачи музыкального образования: развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры детей. Ведущую роль играет учитель, направляя детские способности в правильном направлении. С целенаправленным обучением у детей будут развиваться творческая активность, расширится музыкальный опыт, усилятся чувства, воображение и мышление, чувствительность к красоте в искусстве и жизни. эстетическое развитие ребенка. Так что с точки зрения интересных, захватывающих художественных деятельностей будет происходить художественно-эстетическое развитие ребенка [1].

Литература:

  •  
    1. Боровик Т. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель, №3- 2004-С.

    2. Бугаева З. Н. Музыкальные занятия в детском саду. - М89М.: АСТ, Донецк, Сталпер, 2005. – 301 с.

    3. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.

    4. Метлов Н.А. Музыка – детям – М.:Просвещение, 1985.

    5. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972.

    6. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 1996.

    7. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке. – М.: Издательство: творческий центр, 2009.

    8. Радынова О.П,. Комиссарова Л.Н .Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.–Дубна :Феникс+,2011.

Просмотров работы: 1796