РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Пиралиева З.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается роль семьи, родителей в процессе воспитания ребенка, становление его личности.

В наше время остро встает проблема о значимости и функциях семьи. Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая, подвергающая наше общество – это вовсе не экономический кризис, а разрушение личности.

Личность… где и когда нужно заниматься ее воспитанием? Кто в ответе за воспитание личности? Семья? Школа? Общество?

Первым окружающим ребенка миром является семья. Семья – это целый мир, в котором ребенок живет, действует, делает открытия, учится уважать, любить, радоваться, сочувствовать и т.д. Являясь ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное воздействие. Вследствие этого ребенок растет либо открытым, доброжелательным, веселым, либо грубым, двуличным, лживым. Воспитание детей требует особых сил. Человека мы создаем любовью отца и матери, матери к отцу. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по – настоящему любят друг друга.

Влияние отца с матерью на развитие ребенка весьма огромно. Дети, растущие в обстановке любви и взаимопонимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, с обучение в школе, в общении со сверстниками. Не получая должного внимания от родителей дети становятся тревожными, психически не развитыми, не послушными, замкнутыми. Бесспорно не легко дается воспитание.

Семейное воспитание не мораль и нотации, а постоянное общение с ребенком при условии совпадения общечеловеческой морали. « Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания – чересчур торопиться» - сказал известный педагог прошлого Жан – Жак Руссо.

Когда человек рождается он криком извещает весь мир о своем рождении. Уже с младенческого возраста начинается его поведение. Человек постепенно познает мир. Малыша постоянно нужно подпитывать родительской любовью, чтобы он мог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в семье заключается система ценностей. Именно в семье происходит становление личности. В семье закладываются фундаментальные основы личности ребенка. Важность семьи определена тем, что в ней ребенок пребывает в течение значительной доли собственного существования.

Воспитание – это прежде всего человековедение. Истинная сущность воспитательной работы в семье заключается не столько в разговорах с детьми и непосредственно прямом воздействии на них, сколько в укладе семьи, личной и общественной жизни родителей, в организации жизни ребенка[5].

Целью исследования данной статьи является изучение влияния семьи на формирование личности ребенка. В данной статье рассматривается такие задачи как: рассмотрение условий воспитания ребенка, а также влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка. Предметом этого исследования – семья, как фактор воспитания. Объект – процесс воспитания детей в семье.

Семья – это основной первичный институт социализации ребенка, основа бытия, источник счастья и главная духовная ценность человека. Семья для ребенка является единственным местом получения опыта. А после в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается наиболее важным фактором социализации личности. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, сверстники в детском заведении, школа и т.д. Социализация – это процесс, в ходе которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности; процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе[5].

Социализация происходит в процессе воспитания. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Все что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья.

В. Сухомлинский писал: «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Семья является могучим воспитательным средством. Воспитание – одно из категорий педагогики. Воспитание – это сложный противоречивый социально – исторический процесс передачи новым поколениям общественно – исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами. Важнейшей функцией семьи, где никакая замена является воспитательная функция[2].

Факторы, которые влияют на процесс социализации ребенка:

1. микрофакторы – непосредственная среда жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, детское сообщество, соседи, микросоциум.

2. социокультурные условия региона, субкультуры – тип населения.

3. макрофакторы – страна, общество, этнос, государство.

4. мегафакторы – мир, планета, космос, которые соотносятся с аспектами регионального, национального, глобального в развитии человека[4].

Социализация личности ребенка происходит под влиянием всех этих факторов. Семья вводит ребенка в общество, и именно в нем ребенок получает социальное воспитание, становление личностью. В младенческом возрасте кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним играют, занимаются, а в дошкольном возрасте ему открывают мир. В обобщенном виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которое приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, утверждению себя и выполнению разных социальных ролей, поведению в коллективах[1].

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Но кроме этих названных существует еще целый ряд социальных функций семьи. Это:

- Воспитательная – социализация молодого поколения;

- Хозяйственно – бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми, престарелыми;

- Экономическая – получение материальных средств и материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

- Социальный контроль – ответственность старших членов семьи за поведение младших;

- Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи;

- Досуговая – организация старшими членами семьи отдыха, взаимное обогащение интересов каждого члена семьи[4].

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. Семья дает ребенку чувство безопасности, доверие к миру. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального учения. В свою очередь сам процесс социального учения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями, сестрами, а с другой – приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой[2].

В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, решают их судьбу и будущее. З.Фрейд выделил следующие элементы социализации ребенка. По Фрейду личность включает 3 элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремление к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности и «суперэго» - нравственный оценочный элемент[4]. По Фрейду в результате социализации происходит становление этих трех составляющих элементов личности.

Огромное значение в семейном воспитании имеет авторитет и их личный пример: интересы, привычки, поведение и их взаимоотношения оказывают непосредственное воздействие на ребенка. Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований[5].

Авторитет не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Дети склонны подражать и хорошему, и плохому, и они больше следуют примерам, нравоучениям. И вот поэтому очень важен требовательный контроль родителей за своим поведением. Это поведение несомненно должно быть образцом для подражания. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Авторитет родителей в большей мере зависит от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям, печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, справедливо оценивать их поступки. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь. Многие родители думают, что послушание детей определяется уровнем их сознательности. Когда ребенок подрастет, он начинает понимать, что родителям надо повиноваться, и тогда его легко будет воспитывать. А пока эти родители предоставляют детям – дошкольникам полную свободу проявления своих прихотей в семье, где имеются дети, должна осуществляться родительская власть. Под властью следует понимать ответственность родителей перед государством за воспитание детей[1]. Родительская власть – это право и возможность отца и матери подчинять своей воле детей, право устанавливать свои требования. Это и есть ответственность родителей за воспитание детей[5].

Родители – это зеркало для детей, которое может изменять или сделать себе подобным того, кто смотрит в него или пытается научиться чему – то у него. Дети больше впитывают то, что видят. Для ребенка родители – это все. Именно они закладывают основы самых главных качеств личности своего малыша: доброты, трудолюбия, аккуратности, честности, уважения[2].

Еще немало важное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. Конкретными формами таких отношений являются отношения помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности, соучастия, сопереживания, любви, верности и т.д. В каждой семье вырабатывается определенный стиль и характер взаимоотношений, если они приобретают такие черты, как эталонность, стабильность, то такие взаимоотношения превращаются в привычные[4].

Подводя итоги выполненной работы, мы убедились в том, что семья играет важную роль в воспитании ребенка. Семья является важнейшим фактором в воспитании ребенка.

Воспитание – это отдача всех сил. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, которые складываются между родителями и детьми. Роль семьи – это главный компонент, без которого невозможно двигаться вперед. Важная особенность семьи и ее отношений – это учет характера и темперамента каждого члена семьи. Именно в семье отражаются все успехи и недостатки морального воспитания членов общества.

Психологический климат семьи – одно из важнейших условий формирования личности. С рождения дети находятся под влиянием родных. От членов семьи ребенок получает первоначальные сведения о нормах взаимоотношений в обществе. В семье дети впервые знакомятся с тем, что хорошо, что плохо, с отношением взрослых к своим обязанностям. А мнение близких людей всегда оказывает огромное влияние на детей. В семье дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения.

Литература:

1. Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль, 1994.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./Вопросы в психологии, 1966 - №6 – с.62 – 77.

4. Герасимова И.А. Структура семьи. М., 1974.

5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М., 1998. – 800.

Просмотров работы: 3789