При поступлении в вуз студент-первокурсник испытывает достаточно серьезное кризисное состояние, причинами которого являются изменения окружающей социальной реальности, способов ее восприятия и интерпретации, психологические потрясения.
Вопросы специфики этого процесса, технологии работы по профилактике дезадаптации студентов младших курсов находятся в поле зрения многих исследователей [5].
Комплексный, программный подход к проблеме адаптации студентов первого курса, определение наполнения социокультурной среды, перечня диагностического инструментария стали предметом наших научных исследований и разработок. С этой целью проведены социологические исследования среди студентов первого курса ДГПУ.
Социологические исследования, проведанные нами на факультете педагогики и психологии ДГПУ, выявили тесную взаимосвязь между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным самочувствием студента: чем ниже социальное самочувствие студентов, тем труднее и дольше шел процесс адаптации. Доля студентов, определяющих свое социальное самочувствие как хорошее в общем массиве достаточно велика - 7 из 10 студентов. Но особое внимание должно быть уделено именно тем, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим. В набольшей мере взаимосвязь социального самочувствия и продолжительности процесса адаптации наблюдается у студентов, проживающих после поступления в вуз отдельно от родителей.
Социологические исследования выявили, что наибольшие проблемы вызывает нехватка свободного времени (41,6% респондентов), достаточно велика доля студентов, не умеющих организовать себя (27,5%). Лишь каждый пятый студент отметил, что у него не было особых проблем в адаптации к студенческой жизни. Большинство студенты отмечают «перегруженность учебного процесса» и «недостаточный уровень довузовской подготовки». Затруднения у первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в вузе. Этот переход требует определенных навыков (скоропись или быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации). С точки зрения опрашиваемых, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков, могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня минимальна. В рамках такого совершенствования необходимо сместить акценты: от характеристики будущей профессии и ее возможностей - к формированию навыков оптимальной организации учебного труда и умений самоорганизации.
Итоги исследования выявили следующие социально-психоло-гические проблемы:
Отсутствие привычного круга общения.
Невозможность найти занятие по душе, интересное дело.
Сложность привыкания к новой обстановке, неумение сходится с людьми.
Среди факторов, способствующих быстрой и безболезненной адаптации, первокурсники выделили совершенствование расписания учебных занятий (35,4% респондентов), увеличение количества культурно-массовых мероприятий для первокурсников (27,5%). Решение проблем с преподавателями волнует всего лишь 2% опрошенных.
Интересно, что число студентов, у которых не было трудностей с адаптацией, и число респондентов, считающих, что «ничего особенного делать не надо, студент сам привыкает», примерно одинаково. Почти треть студентов, проявив юношеский максимализм, заявили, что на них никто не влиял и адаптировались они сами. По мнению почти половины студентов, очень важной для процесса адаптации является доброжелательная атмосфера в вузе. Треть первокурсников отметила, что они остро нуждаются в помощи преподавателей, кураторов, внимании с их стороны.
Таким образом, социологический анализ проблем адаптации первокурсников показал:
доля студентов, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим, существенна. Трое из десяти студентов-первокурсников свое социальное самочувствие оценили крайне низко;
работа по адаптации первокурсников должна проводиться дифференцированно, с учетом разных категорий студентов;
в вузе необходимо создать атмосферу доброжелательности, соучастия и особого внимания к студентам первого курса со стороны старшекурсников и преподавателей;
особое внимание в процессе адаптации следует уделять саморазвитию студентов, формированию навыков самоорганизации, самостоятельности, умению управлять собственным временем.
Адаптация в вузе является динамичным, длительным и сложным процессом, требующим создания специальных условий. При организации работы со студентами первого курса личность студента необходимо рассматривать с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной, используя при этом методы междисциплинарных научных исследований [2].
В процессе социальной адаптации студент-первокурсник является не только объектом, но и субъектом, элементом сложных противоречивых отношений, созданных в процессе взаимодействия «преподаватель - студент», «студент - студент», «студент – группа», «администрация - студент». Наиболее показательным является взаимодействие «преподаватель - студент», которое во многом, особенно на первом курсе, определяет смысло-содержательную основу жизнедеятельности студентов в образовательной среде вуза. Роль профессорско-преподавательского состава вуза в адаптации студентов первого курса является ведущей, и чрезвычайно важно, насколько преподаватели будут вовлечены в этот процесс, как в рамках изучения учебных дисциплин, так и работая со студентами во внеучебной время. В этом направлении важная роль отводится кураторам академических групп [3].
В образовательной системе вуза для успешного процесса адаптации студента должны быть созданы определенные условия:
открытое, гуманистически ориентированное образовательное пространство вуза, факультета;
ориентация содержания учебно-воспитательного процесса на преобладание аксиологического компонента в адаптации студента в социокульутрной среде вуза;
использование субъективного опыта жизнедеятельности студента для его личностного роста;
система поддержки дезадаптированного студента;
оптимальная среда для развития творческого потенциала студента.
Данные условия реализуются в комплексе и предусматривают создание в вузе социокультурного пространства, активизацию внеучебной сферы и создание условий для успешного освоения учебных дисциплин, педагогическую и социально-психологическую поддержку студента.
Модель адаптации студентов первого курса, разработана на основе принципов педагогического проектирования и требований системы менеджмента качества. Модель предусматривает процессы управления (анализ творческого потенциала первокурсников, разработка программы, мобилизация ресурсов, мониторинг программы, наращивание потенциала программы) и процессы обеспечения (информационно-аналитическое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, научное, организационно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, финансовое, материально-техническое обеспечение) [4].
Одним из основных моментов в разработке модели и программы работы по адаптации студентов первого курса стало определение критериев адаптации, эффективности работы программы, которые представлены в направлении «Мониторинг программы» и входят в систему управления программы. Объектами мониторинга являются ход запланированного процесса, оценка потребностей, ожиданий и удовлетворенности студентов первого курса.
В рамках программы предусмотрена следующая система оценки эффективности работы программы: качественная оценка реализации программы, включающая уровень (качество) проведенных мероприятий; качество работы организаторов внеучебной воспитательной работы с первокурсниками; и количественная оценка реализации программы, учитывающая количество реализованных мероприятий в рамках программы; количество студентов первого курса - участников мероприятий программы, количество студентов, активно включившихся в студенческую жизнь. Программа предусматривает исследование процесса адаптации студентов первого курса на индивидуальном уровне (итоги весенней сессии, уровень адаптированности), на групповом уровне (уровень сплоченности группы, исследуемый с использованием методов социометрии, шкалы «стиля жизнедеятельности группы», оценки делового, творческого и нравственного климата в коллективе), на университетском уровне (эффективность работы структурных подразделений вуза по адаптации студентов первого курса) [1].
Исследования процесса адаптации студентов первого курса производятся психологическим тестированием, социологическими опросами, с использованием метода социометрии, анализа статистических данных по итогам сессии.
Успешная адаптация студентов первого курса является залогом психологического комфорта студента, учебной успеваемости, общественной активности, а в дальнейшем - высокого профессионализма и конкурентоспособности. Поэтому системный, научно обоснованный комплексный подход к работе со студентами первого курса необходим и определяет эффективность работы вуза.
Литература:
Бозаджиев В. Л. Аксиологический подход как фактор адаптации студентов к обучению в вузе. -Челябинск: Из-во «Дизайн-Бюро», 2012. -134 с.
Дмитриева О. В. Образовательное пространство и социализация личности: Монография. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2013. - 139 с.
Логунова Л. Ю. Адаптивные персонал-технологии в системе образования. Ч. 2. Кемерово, 1997. -С. 107-110.
Маленкович Т. М. Типологические особенности дезадаптации студентов младших курсов и пути их преодоления. МОРФ ГОУ ВПО ХГПУ Теория и практика специального образования. Хабаровск, 2013. С. 14-18.
5.Токарева Г. Ф. Структура социально-профессиональной адаптации студентов в вузе // Объединенный журнал. - 2015. - № 27. - С. 25-3