АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Омарова Х.С. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация студентов к вузу является важнейшим этапом личностного развития и профессионального становления будущего специалиста. От того, насколько успешно происходит данный процесс студентов, во многом зависит качество и эффективность образовательной деятельности, дальнейшая про­фессиональная мобильность выпускников вуза, их конкурентоспособность.

При поступлении в вуз студент-первокурсник испытывает достаточно серьезное кризисное состояние, причинами которого являются изменения ок­ружающей социальной реальности, способов ее восприятия и интерпретации, психологические потрясения.

Вопросы специфики этого процесса, технологии работы по профилакти­ке дезадаптации студентов младших курсов находятся в поле зрения многих исследователей [5].

Комплексный, программный подход к проблеме адаптации студентов первого курса, определение наполнения социокультурной среды, перечня диагностического инструментария стали предметом наших научных исследований и разработок. С этой целью проведены социологические исследования среди студентов первого курса ДГПУ.

Социологические исследования, проведанные нами на факультете педагогики и психологии ДГПУ, выявили тесную взаимосвязь между характером оценки адаптации к студенческой жизни и социальным само­чувствием студента: чем ниже социальное самочувствие студентов, тем труднее и дольше шел процесс адаптации. Доля студентов, определяющих свое социальное самочувствие как хорошее в общем массиве достаточно ве­лика - 7 из 10 студентов. Но особое внимание должно быть уделено именно тем, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим. В набольшей мере взаимосвязь социального самочувствия и продолжительности процесса адап­тации наблюдается у студентов, проживающих после поступления в вуз от­дельно от родителей.

Социологические исследования выявили, что наибольшие проблемы вызывает нехватка свободного времени (41,6% респондентов), достаточно велика доля студентов, не умеющих организовать себя (27,5%). Лишь каждый пятый студент отметил, что у него не было особых проблем в адаптации к студенческой жизни. Большинство студенты отмечают «перегруженность учебного процесса» и «недостаточ­ный уровень довузовской подготовки». Затруднения у первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в вузе. Этот переход требует определенных навыков (скоропись или быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации). С точки зре­ния опрашиваемых, частично решить проблемы формирования необходимых им навыков, могло бы совершенствование курса «Введение в специальность», роль и значение которого в процессе адаптации обучающихся сегодня мини­мальна. В рамках такого совершенствования необходимо сместить акценты: от характеристики будущей профессии и ее возможностей - к формированию на­выков оптимальной организации учебного труда и умений самоорганизации.

Итоги исследования выявили следующие социально-психоло-гические проблемы:

  1. Отсутствие привычного круга общения.

  2. Невозможность найти занятие по душе, интересное дело.

  3. Сложность привыкания к новой обстановке, неумение сходится с людьми.

Среди факторов, способствующих быстрой и безболезненной адаптации, первокурсники выделили совершенствование расписания учебных занятий (35,4% респондентов), увеличение количества культурно-массовых мероприятий для первокурсников (27,5%). Решение проблем с преподавателями волнует всего лишь 2% опрошенных.

Интересно, что число студентов, у которых не было трудностей с адап­тацией, и число респондентов, считающих, что «ничего особенного делать не надо, студент сам привыкает», примерно одинаково. Почти треть сту­дентов, проявив юношеский максимализм, заявили, что на них никто не влиял и адаптировались они сами. По мнению почти половины студентов, очень важной для процесса адаптации является доброжелательная атмосфе­ра в вузе. Треть первокурсников отметила, что они остро нуждаются в помощи преподавателей, кураторов, внимании с их стороны.

Таким образом, социологический анализ проблем адаптации первокурс­ников показал:

  • доля студентов, чей процесс адаптации к вузу был трудным и долгим, существенна. Трое из десяти студентов-первокурсников свое социальное са­мочувствие оценили крайне низко;

  • работа по адаптации первокурсников должна проводиться дифферен­цированно, с учетом разных категорий студентов;

  • в вузе необходимо создать атмосферу доброжелательности, соучастия и особого внимания к студентам первого курса со стороны старшекурсников и преподавателей;

  • особое внимание в процессе адаптации следует уделять саморазвитию студентов, формированию навыков самоорганизации, самостоятельности, умению управлять собственным временем.

Адаптация в вузе является динамичным, длительным и сложным про­цессом, требующим создания специальных условий. При организации работы со студентами первого курса личность студента необходимо рассматривать с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной, исполь­зуя при этом методы междисциплинарных научных исследований [2].

В процессе социальной адаптации студент-первокурсник является не только объектом, но и субъектом, элементом сложных противоречивых отно­шений, созданных в процессе взаимодействия «преподаватель - студент», «сту­дент - студент», «студент – группа», «администрация - студент». Наиболее пока­зательным является взаимодействие «преподаватель - студент», которое во многом, особенно на первом курсе, определяет смысло-содержательную основу жизнедеятельности студентов в образовательной среде вуза. Роль профессор­ско-преподавательского состава вуза в адаптации студентов первого курса является ведущей, и чрезвычайно важно, насколько преподаватели будут во­влечены в этот процесс, как в рамках изучения учебных дисциплин, так и ра­ботая со студентами во внеучебной время. В этом направлении важная роль отводится кураторам академических групп [3].

В образовательной системе вуза для успешного процесса адаптации сту­дента должны быть созданы определенные условия:

  • открытое, гуманистически ориентированное образовательное про­странство вуза, факультета;

  • ориентация содержания учебно-воспитательного процесса на преобла­дание аксиологического компонента в адаптации студента в социокульутрной среде вуза;

  • использование субъективного опыта жизнедеятельности студента для его личностного роста;

  • система поддержки дезадаптированного студента;

  • оптимальная среда для развития творческого потенциала студента.

Данные условия реализуются в комплексе и предусматривают создание в вузе социокультурного пространства, активизацию внеучебной сферы и соз­дание условий для успешного освоения учебных дисциплин, педагогическую и социально-психологическую поддержку студента.

Модель адаптации студентов первого курса, разработана на основе принципов педагогического проектирования и требо­ваний системы менеджмента качества. Модель предусматривает процес­сы управления (анализ творческого потенциала первокурсников, разработка программы, мобилизация ресурсов, мониторинг программы, наращивание потенциала программы) и процессы обеспечения (информационно-аналити­ческое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, научное, организаци­онно-методическое обеспечение, кадровое обеспечение, финансовое, матери­ально-техническое обеспечение) [4].

Одним из основных моментов в разработке модели и программы работы по адаптации студентов первого курса стало определение критериев адапта­ции, эффективности работы программы, которые представлены в направле­нии «Мониторинг программы» и входят в систему управления программы. Объектами мониторинга являются ход запланированного процесса, оценка потребностей, ожиданий и удовлетворенности студентов первого курса.

В рамках программы предусмотрена следующая система оценки эффек­тивности работы программы: качественная оценка реализации программы, включающая уровень (качество) проведенных мероприятий; качество работы организаторов внеучебной воспитательной работы с первокурсниками; и коли­чественная оценка реализации программы, учитывающая количество реали­зованных мероприятий в рамках программы; количество студентов первого курса - участников мероприятий программы, количество студентов, активно включившихся в студенческую жизнь. Программа предусматривает исследо­вание процесса адаптации студентов первого курса на индивидуальном уров­не (итоги весенней сессии, уровень адаптированности), на групповом уровне (уровень сплоченности группы, исследуемый с использованием методов со­циометрии, шкалы «стиля жизнедеятельности группы», оценки делового, твор­ческого и нравственного климата в коллективе), на университетском уровне (эффективность работы структурных подразделений вуза по адаптации сту­дентов первого курса) [1].

Исследования процесса адаптации студентов первого курса производятся психологическим тестированием, социологическими опросами, с использовани­ем метода социометрии, анализа статистических данных по итогам сессии.

Успешная адаптация студентов первого курса является залогом психо­логического комфорта студента, учебной успеваемости, общественной активности, а в дальнейшем - высокого профессионализма и конкурентоспособ­ности. Поэтому системный, научно обоснованный комплексный подход к ра­боте со студентами первого курса необходим и определяет эффективность ра­боты вуза.

Литература:

  1. Бозаджиев В. Л. Аксиологический подход как фактор адаптации сту­дентов к обучению в вузе. -Челябинск: Из-во «Дизайн-Бюро», 2012. -134 с.

  2. Дмитриева О. В. Образовательное пространство и социализация лич­ности: Монография. - Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2013. - 139 с.

  3. Логунова Л. Ю. Адаптивные персонал-технологии в системе образова­ния. Ч. 2. Кеме­рово, 1997. -С. 107-110.

  4. Маленкович Т. М. Типологические особенности дезадаптации студен­тов младших курсов и пути их преодоления. МОРФ ГОУ ВПО ХГПУ Теория и практика специального образования. Хабаровск, 2013. С. 14-18.

5.Токарева Г. Ф. Структура социально-профессиональной адаптации студентов в вузе // Объединенный журнал. - 2015. - № 27. - С. 25-3

Просмотров работы: 282