Использование данной методологии позволит предприятиям выпускать востребованную потребителем продукцию и таким образом предупредить расход денежных средств не по назначению. Кроме того, метод позволяет уже на стадии проектирования новых видов продукции изучить спрос населения и уровень предъявляемых к ней требований, а также преимущества конкурирующих предприятий. Все полученные данные учитываются в процессе разработки новых видов продуктов и гарантируют предприятию - производителю выпуск такой продукции, которая найдет сбыт. Только таким образом наша страна может выйти на передовые позиции и получить конкурентные преимущества.
На первом этапе проводились маркетинговые исследования, включающие в себя опрос потребителей через анкетирование и последующий анализ полученных данных, содержащих сведения об удовлетворенности потребителей качеством реализуемой продукции. Сбор данных нами осуществлялся методом интервьюирования. Для этих целей были составлены две анкеты. Одна анкета содержала вопросы по изучению мнений потребителей о качестве творожных изделий, а вторая – вопросы по изучению мнения производителей о показателях, на которые следует обращать внимание для привлечения потребителя.
Сравнение баллового рейтинга потребителей и производителей показывает, что они имеют некоторые различия. Для преодоления этих различий QFD предлагает средство, называемое «домом качества».
Построение дома качества начинается с его «левой стены» в форме таблицы, состоящей из полного перечня требований потребителей к качеству продукции, переведенные в ее конкретные технические характеристики и оценке (рейтинга) потребителем каждого из этих требований. Далее строится «правая стена дома». В верхней части «правой стены» указываются «ППД» продукции, необходимые для удовлетворения требований потребителей. Ниже строится матрица, в которой определяется характер зависимости между требованиями потребителей и «инженерными характеристиками».
Чтобы сделать эту матрицу максимально простой рассматривается минимальное число из имеющихся видов зависимостей: слабая – 1; средняя – 3; сильная – 9.
Затем коэффициенты установленных зависимостей (данные столбцов матрицы) умножаются на «ранг» каждого потребительского требования, полученные результаты суммируют и получают набор оценок, определяющих роль каждого элемента в ППД. Этот набор величин помещают в «Сколько?», расположенный в «подвале» «Дома качества» (рис. 1).
Анализ данных, представленных в «подвале Дома качества» показывает, что производители кисломолочных продуктов ошиблись, поставив на первое место показатель «количество продаж на рынке». Как видно на рис. 1, наиболее важным показателем является «результативность производства» и «стабильность качества», на третьем месте находится - «подготовка персонала». Производители кисломолочных продуктов должны учитывать мнение потребителей и для повышения своей конкурентоспособности обратить внимание на эти показатели.
Построение «Дома качества» завершается возведением над его «правой стеной» треугольной крыши, которая позволяет с помощью символов оценить соотношение (корреляцию) между показателями производственной деятельности. Построенный «Дом качества» дает наглядную картину всего комплекса взаимосвязей.
Условные обозначения слабая – ; средняя – ; сильная -. |
ППД |
Количество продаж |
Техническая оснащенность |
Гигиена производства |
Рентабельность |
Стабильность качества |
Результативность производства |
Подготовка персонала |
Срок хранения |
Показатели потребителей |
Ранг |
0,21 |
0,13 |
0,08 |
0,15 |
0,19 |
0,19 |
0,05 |
0,07 |
Внешний вид |
0,15 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,15 |
0,45 |
0,45 |
Вкус |
0,15 |
0,45 |
0,15 |
0,45 |
0,15 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,15 |
Цвет, и запах |
0,15 |
0,45 |
0,15 |
0,45 |
0,15 |
0,45 |
0,45 |
0,45 |
0,15 |
Пищевая ценность |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,09 |
0,27 |
0,27 |
0,09 |
Безопасность |
0,08 |
0,72 |
0,24 |
0,72 |
0,08 |
0,72 |
0,72 |
0,24 |
0,72 |
Упаковка |
0,11 |
0,33 |
0,33 |
0,11 |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
0,11 |
Стоимость изделия |
0,07 |
0,21 |
0,21 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,21 |
0,21 |
0,07 |
Срок хранения |
0,20 |
0,20 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
0,60 |
- |
∑ |
2,9 |
2,22 |
2,94 |
1,92 |
3,16 |
3,18 |
3,00 |
1,74 |
|
Сколько |
Рисунок 1 - Фрагмент «Дома качества»