Серия «Поттерамана» отличается жанровым разнообразием и стилевым синкретизмом: первые книги о Гарри можно рассматривать как детскую литературу, философский роман, «символический» роман, по мере взросления главного героя происходит жанровая «эволюция» – последующие части относятся к подростковой литературе, фэнтези. Джона Роулинг написала три книги в жанре энциклопедии, пьесы к драматическому спектаклю, а также дебютировала в качестве сценариста в фильме «Фантастические твари и где они обитают».
«Гарри Поттер» был и остается большим медийным проектом, очень четко выстроенным, имеющим свой завершенный структурный принцип и ряд очень важных, характерных для культуры постмодерна идей. Основным структурным принципом поттериады является взросление книги вместе с читателем, перед которым встают те же вопросы: от проблем социализации в школе, формирования микрогрупп и трудностей первой дружбы до встречи со смертью и первой любви» [1].
Основная проблема данной серии книг – проблема Смерти. В одном из интервью английская писательница отметила, что эта тема волнует ее давно и ответы на вопросы она искала в каждой книге последовательно. Смерть – ключевой вопрос для всех сюжетных линий в книгах, за исключением разве что любовных, но и в них без темы смерти не обходится. В каждой книге эта тема возникает по несколько раз в самых разных аспектах.
Главная линия драматургии – Гарри и Волан-де-Морт. Почему оба хотят убить друг друга? Темный Лорд убивал людей для обретения могущества над самой Смертью. Он убил и семью Поттеров, только Гарри, отмеченный избранным, остался в живых. Что помешало Темному Лорду убить его? В шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка» профессор Дамблдор открывает тайну Снегу: в пророчестве говорилось не о мальчике, а женщине, которая поставила себя между Гарри и Волан-де-Мортом, Жизнью и Смертью. Лили несет образ Любви. Таким образом, перед нами встают извечные вопросы: Жизнь, Смерть и Любовь.
Однако Темный Лорд продолжает жить, не имея телесную оболочку, что становится загадкой, и многие не верят в его «Возвращение». Пока взрослеет Гарри Поттер, Волан-де-Морт он обретает силу, плоть и уже в последних частях возрождается. Ответ на вопрос – почему герой продолжает жить, Джоан Роулинг дает в последней части серии. В юном возрасте, будучи учеником школы Хогвартса Том Редл (так именовался с рождения Волн-де-Морт) стремясь преодолеть Смерть, открыл для себя новое заклинание под названием «Крестраж». Смысл его заключается в разделении души на части, которые можно поместить в любой предмет. Человек будет продолжать жить до тех пор, пока целы эти частички. Дамболдор, а после его смерти Гарри Поттер вместе с друзьями отправляются на поиски эти объектов. Согласно законам этого заклинания, душу можно разделить на семь частей, что и делает Темный Лорд. Однако внимательные читатели могли обратить внимание, с малых лет Гарри Поттеру приходят видения, и часто они воспроизводят действия и местонахождения Волан-де-Морта. И на этот вопрос есть ответ. В ночь убийства Поттеров заклинание попав на Лили отскочило, и осколок души Волан-де-Морта попал в единственное живое существо – Гарри. Вот почему он может разговаривать со змеями, как и Том Редл, вот почему он слышит и видит Темного Лорда. Так, Поттер невольно сам стал крестражем, в котором жила часть злодея. Только уничтожение всех крестражей убьет Волан-де-Морта, а это значит, Гарри, будучи один из крестражей, должен пожертвовать собой для обретения мира. Но Роулинг спасает и дарит жизнь Гарри с воскрешающим камнем.
Крестраж – это особая придумка Роулинг, ее находка, которая делает честь всей серии. Это не только и не столько идея разделения и множественности душ, но именно весьма специфическая практика разделения души. Наличие множества "душ" идея действительно известная и распространенная в самых разных религиозных традициях, но практика создания артефактов, которые представляют собой часть души мага, заключенной в некий объект, продолжающий жить параллельно с самим магом, при этом сохраняя непосредственную связь с создателем, вещь уникальная [1].
Будучи порождением своего времени, серия о Гарри Потере несет в себе отличительную идею этой эпохи – раздробленность, расщепленность. Раздвоение личности – это основочерта человеческой природы эпохи постмодерна. Феномен «множественной личности», или «диссоциативного расстройства идентичности» стал привлекать внимание исследователей как раз в то самое время, когда Ницше провозгласил свои знаменитые слова о смерти Бога, предвозвещая эпоху постмодерна [1].
Список литературы:
Гарри Поттер [электронный ресурс] / Все серии фильма // http://kino-filmi.net/27-garri-potter-1-2-3-4-5-6-7-8-chast.html
Максутов, И. Гарри Поттер и культура постмодерна [электронный ресурс]. – http://yarcenter.ru/articles/culture/space/garri-potter-i-kultura-postmoderna-22515/
Роулинг, Дж. К. Серия книг о Гарри Поттере [электронный ресурс] // http://book-online.com.ua/series.php?s=128
Роулинг, Дж. К. Сказки Барда Бидля [текст] / Дж. Роулинг / пер. с ангил. М. Спивак. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2015. – 128 с.
Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и проклятое дитя. Части первая и вторая. Специальное перетиционное издание сценария [Текст] / Дж. Роулинг, Дж. Тиффани, Дж. Торн / пер. с англ. М. Спивак. – М.: Махаон, Азбука-Анттикус, 2017. – 464 с.
Роулинг, Дж. К. Фантастические твари и где они обитают [Текст] / Дж. Роулинг / пер. с ангил. М. Спивак. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2016. – 128 с.
3