РЭЙ БРЭДБЕРИ. ФАНТАСТИКА В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЭЙ БРЭДБЕРИ. ФАНТАСТИКА В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Трощий Е.М. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обозначения “science fiction” в английском языке и «научная фантастика» в русском не вполне совпадают. “Fiction”это не фантастика, а беллетристический вымысел; английское определение “science” не равнозначно русскому научная. За словами «научная фантастика» открывается перспектива раздвижения пределов научного знания и человеческих возможностей покорения природы. Для собственно научной фантастики характерно особое, почти восторженное внимание ко всякой технологии, своего рода занимательный техницизм. Ее задача – освоение, одомашнивание научно-технического опыта человечества. Родоначальник ее – Жюль Верн. Типичные изобретения, предлагаемые научной фантастикой, нередко предвосхищающие действительность, – это различные летательные и плавательные аппараты, а также различные бытовые приспособления и устройства. Сюжет ее чаще всего – робинзонада, а пафос – сокращение, стяжение пространства, приручение природы, открывающей свои тайны пытливому уму и научной смекалке. Все это складывается в наукообразный вымысел и гипотетическое фантазирование. Заповедник гипотетической фантастики – англо-американская литература 20 века, с характерным для нее отталкиванием от традиций психологической прозы. Период ее расцвета – 1940-70 годы. Одна из центральных фигур научно-гипотетической фантастики – Рэй Дуглас Брэдбери (1920 – 1996).

Его творчество – это протест против бездуховности "потребительской цивилизации" с ее гипертрофированно развитой техникой и оболванивающей массовой культурой, которые подавляют человеческую индивидуальность.

Сын человека, престижной в 1920-е, в особенности, в провинциальном городке Уокегон, штат Иллинойс, рабочей профессии — телефонного монтера, он подростком предпочитал подрабатывать не ремонтом техники (как желал отец), а разноской газет. Уже в 12 лет у Рэя была своя «работа»: по воскресеньям он читал рассказы для детей по местному радио. В 12 же лет он начинает писать рассказы о «красной планете» - Марсе.

Основные книги Р. Брэдбери — это сборники рассказов "Мрачный карнавал" (1947), "Марсианские хроники" (1950), "Октябрьская страна" (1955), романы "451° по Фаренгейту" (1953), "Вино из одуванчиков" (1957), "Надвигается беда" (1962), "Смерть — одинокое дело" (1985). Фантастические романы и рассказы Брэдбери спроецированы в будущее, которое, однако, является весьма прозрачной аллегорией современных США. Правда, многое в жизни американского общества, что вызывает неприятие автора, доведено здесь до логического предела и потому воспринимается как антиутопия (предупреждение).

Машина, бытовая техника подает человеку еду и ухаживает за его ребенком, будит его по утрам и желает спокойной ночи. Стены "телевизионных комнат" отгораживают людей от живой жизни. Люди разучились любить своих близких. Так, в романе "451° по Фаренгейту" жена Гая Монтэгга — Милдред целыми днями общается с телевизионными "родственниками" и просто не замечает своего мужа. В рассказе "Вельд" дети хладнокровно отдают своих родителей на съедение диким львам, вышедшим из телевизионных стен.

В этом жутковатом мире нет места подлинному искусству, так как подлинное, а не суррогатное искусство будоражит, заставляет думать и сострадать. Оно мучительно для людей, привыкших только потреблять, живущих бездумно и весело. Потому-то здесь жгут книги ("451° по Фаренгейту") и целая очередь выстраивается, чтобы, заплатив деньги, плюнуть в леонардовскую Монну Лизу (рассказ "Улыбка").

Герои Брэдбери не сразу, но делают свой нравственный выбор. Они протестуют против этого мира — каждый по-своему, но все очень активно. Один из них "кормит" мороженым всю бытовую технику в своем доме и на работе, чем выводит ее из строя (рассказ "Убийца"). Другие заучивают наизусть целые тома книг и уходят из города в лес, в природу, унося в памяти этот бесценный груз. Гай Монтэгг, герой романа "451° по Фаренгейту", разбивает телевизионные стены у себя дома и отказывается выполнять работу пожарника и жечь книги (а такова функция пожарников в мире стекла и бетона, где обычных пожаров уже нет).

Фантастика Брэдбери своеобразна. Она весьма мало озабочена достижениями науки и техники как таковыми. Сам научно-технический прогресс выступает у Брэдбери составной частью "потребительской цивилизации", и для автора главное — его нравственно-психологические последствия. Собственно, проза Брэдбери — это психологическая проза на фантастической основе. Она сложна, насыщена глубокой символикой и философскими размышлениями о смысле существования человека, о его судьбе, о судьбе человечества вообще.

Исследователь творчества Брэдбери Ирина Головачёва назвала его раннюю прозу "футурологической", или "предупреждающей". Общий мрачный тон повествования, превалирование темных красок при описании действий, характеров, явлений создают впечатление отсутствия гуманистических начал в писателе, под чьим пером рождались иллюстрации человеческих пороков. Но, несомненно, это не так. "Чтобы оправдать свой взгляд на будущее, - отмечает известный писатель нашего времени Айзек Азимов, - Брэдбери разбирает потенциальные угрозы, подстерегающие нас, и показывает, к каким серьезным последствиям они могут привести. Однако писатель не говорит: что это неминуемо должно случиться. Он говорит другое: вот что может произойти, если мы не примем мер; давайте же, если мы хотим избежать беды, возьмемся за дело сегодня, потому что завтра уже может быть поздно".

Герой Рэя Брэдбери является идеализированным примером либо добра, либо зла. Заметим, что позднему Рэю Брэдбери присуще стремление изображать не развенчание людей, торжество зла, картины разобщенности, косности, невежества, но - величие Человека, проявления его разума и высокодуховных стремлений

Мир Рэя Брэдбери многие исследователи оценивали как "мир романтика, влюбленного в пленительное безграничье Вселенной и твердо убежденного в том, что самое главное в ней - сам человек". Самого же американского фантаста одни критики причисляли к борцам против социальной несправедливости, другие считали его мэтром научной фантастики, третьи - пацифистом, весьма далеким от жизненных реалий. Литературовед Л. Бутяков назвал его "марсианином из Лос-Анджелеса", обосновав это весьма специфичными чертами, как образа жизни, так и личными качествами Рэя Брэдбери: "Как иначе объяснить, что человек, живущий в насквозь "индустриализованной" Америке XX века, никогда не летал на самолете, не имел автомобиля и не садился за руль, и вообще предпочитал велосипед. Он не заканчивал университета, но при этом обладает воистину энциклопедическими знаниями. Во всех частях света числится провидцем, однако ни одно из его предсказаний - при нашей жизни - не сбылось".

Сам же Рэй Брэдбери сказал о себе следующим образом: "Жюль Верн - мой отец. Г.Г. Уэллс - мой многомудрый дядюшка. Эдгар Аллан По - мой кузен, у него перепончатые крылья, как у летучей мыши, он жил у нас на чердаке. Флэш Гордон и Бак Роджерс - мои друзья и братья ...После этого уже совершенно очевидно, что Мэри Шелли, которая написала "Франкенштейна", - моя мать. С такой родословной я мог стать только фантастом, автором самых непостижимых, умопомрачительных сказок, а кем же еще?

Лауреат премии О'Генри и Бенджамина Франклина, Энн Радклифф и "Гэндальф", премии Американской академии и премии Брэма Стокера "За достижения всей жизни", удостоенный в 1988 году высшего в американской фантастике титула "Гранд - мастер", Рэй Брэдбери по-прежнему остается одним из самых загадочных современных писателей.

В творческом арсенале Рэя Брэдбери мы можем увидеть ряд абсолютно не фантастичных, более того, максимально приближенных к реальности рассказов: "Чудесный костюм цвета сливочного мороженного", "Научный подход", "Знали, чего хотят", "Лучший из возможных миров", "Стая воронов" и др. В них американский писатель также рассматривает проблемы человеческого бытия, но на менее глобальном, субъективно-частном уровне.

Главным носителем гуманистических идей в произведениях Брэдбери является сам писатель. Философию гуманизма Рэя Брэдбери можно свести к трем основополагающим моментам:

1) Человек должен быть духовным.

2) Человек должен быть свободным.

3) Человек должен быть счастливым.

В ранних рассказах Рэя Брэдбери мы видим иного наблюдателя.

В новелле Рэя Брэдбери "Все лето в один день" тон автора-повествователя абсолютно серьезен и даже поэтически возвышен. Таким же он остается и при описании героини - девочки Марго: "...дождь, казалось, смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы - все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома..." Имя девочки, в сочетании с ее обликом не создает впечатление явного диссонанса. Оно звучит по-королевски возвышенно, однако и сама Марго обладает почти королевской привилегией, по сравнению с другими детьми: она единственная помнит, как выглядит солнце - "яркий желтый карандаш, монета - такая большая, что можно купить целый мир".

Порой герои Рэя Брэдбери предстают перед нами абсолютно бездуховными, негуманными личностями. Так, во внешних чертах Венди и Питера (персонажей рассказа "Вельд") и мисс Бланш Хилгуд (рассказ "Пришло время дождей") мы видим много общего. При появлении их "в воздухе веет озоном", глаза этих героев - "светло-голубые, словно нежные озера, где вода очищена солнцем и ветрами". Тем не менее, названные персонажи находятся в диаметрально разных плоскостях гуманистического мировосприятия. Венди и Питер совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей; мисс Хилгуд же приносит своим новым знакомым "живительное прохладное прикосновение" музыки арфы и нарушивший "десятилетия засухи" спасительный дождь.

Образ автора-повествователя играет центральную роль в произведении: он задает общий тон, атмосферу, настроение восприятия читателем художественных строк. Подобно любому рассказчику, автор-повествователь, так или иначе, вносит субъективную оценку в происходящее. В рассказах Рэя Брэдбери наблюдается отсутствие непосредственного комментария событий рассказчиком; его читатель волен выбирать, как ему следует относиться к описываемому. Герои сами раскрывают себя с положительной или отрицательной стороны, доказывая причастность к гуманизму собственными поступками.

Во многих его рассказах, скрыто или явно, выводится следующая закономерность: "Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он, в конце концов, теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение души - самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество". Лучшие из действующих лиц произведений американского фантаста, "несущие в себе ростки авторской веры в человека, не уклоняются от испытания". Именно то, что живет в глубине души любого существа, хотя бы отчасти сохранившего моральный облик Человека, побуждает обыкновенного мальчишку, которому выпало на долю стать свидетелем всплеска очередной "культурной революции", рискуя побоями и поношением, тайком уносить с рыночной площади обрывок холста, запечатлевшего бессмертную улыбку Джоконды (рассказ "Улыбка"). Том, несмотря на юношеский возраст, становится не просто тем, у кого "на ладони лежит прекрасная Улыбка", более того - на этого мальчика, идущего ради большого светлого душевного порыва наперекор и общепринятым порядкам, и "правилам толпы", возлагается миссия возврата цивилизации одичавшим людям.

С подобным образом мы сталкиваемся в рассказе Рэя Брэдбери "Берег на закате". Такой же "Человек с душой" и с таким же именем - Том, но уже взрослый, стареющий мужчина, сохранил в себе детское восприятие мира, детскую непосредственность, "душа его не окостенела, и ребенок, живущий в ней "перелился" во взрослого, приобретя мудрость и жизненный опыт, но не расплескавший детской веры в чудо и добро". Том противостоит силе денег, не слушая сулящего золотые горы друга, и возвращает на свободу прекрасное существо, дитя моря, женщину-русалку, что "выше пояса вся... как пронизанный луною жемчуг и пена прилива, а ниже пояса блестят и вздрагивают под дыханием ветра и волн, и наплывают друг на друга черные с прозеленью старинные монеты".

"Кажется логичным и закономерным, - отмечает исследователь Н.Пальцев, - что, куда бы не забрасывал Рэй Брэдбери своих героев, где бы ни развертывалось действие очередной из его историй - в сегодняшней Америке или на Марсе XXI века, - его внимание неизменно приковывают к себе такие моменты в существовании и самореализации личности, как Мечта, Любовь, Подвиг...". Поиск новых горизонтов приобретает у Рэя Брэдбери вполне определенную гуманистическую идею, цель: помочь человечеству добиваться бессмертия.

"Я не стараюсь предсказать будущее. Я пытаюсь его предотвратить" – сказал как то Рэй Брэдбери, выступая перед журналистами. В более поздних его произведениях мы видим "омертвение души" героев, сочетающееся с инертным поведением. В рассказах американского фантаста "Вельд", "Карлик", "Кошки-мышки" мы можем заметить явную борьбу двух противопоставленных сторон. В первой новелле - это супружеская чета (Джордж и Лидия Хедли) и их дети (Питер и Венди). Жизнь ребенка, лишенного истинной духовности, поистине страшна. В рассказе "Вельд" родители, пытающиеся перевоспитать разбаловавшихся детей, погибают, не выдержав борьбы с душевной черствостью Питера и Венди и их злобной агрессией. По словам исследователя творчества Рэя Брэдбери Павла Молитвина, "по-настоящему страшны не те произведения Брэдбери, где показано зло явное, бесспорное, с которым можно и должно бороться, а произведения, в которых автор заглядывает в глубины человеческих душ, где... ему встречаются червоточины, мелкое ползущее зло, ... которое, вовремя... не выкорчеванное, в конечном счете превращает людей в фигуры более жуткие, чем любые инопланетные монстры..."

Дети с "червоточинами в душе" вырастают во взрослых, чья жизнь пронизана канонами ненависти, эгоизма, косности мышления. Ральф Бэнгарт из рассказа "Карлик" - один из них. Он и Эйми - девушка, работающая вместе с ним, - это два образа с противоположными характерами. Для их создания автор использует прием антитезы. Ральфу не свойственны ни сострадание, ни чувство уважения, ни желание помочь человеку, обделенному судьбой - все то, что отличает Эйми. Для него карлик, посещающий его аттракцион кривых зеркал, - всего лишь жалкий уродец, напоминающий "человека. Что касается Эйми, то она видит в мистере Биге (так зовут карлика, и его имя - это явная ирония над его ростом) "маленького и сильного человека" с "душой, огромной как мир". Жестокий поступок Ральфа (он подменил зеркало, в которое приходил смотреться мистер Биг, утешавшийся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, стройным и красивым, - новое стекло "превращало людей в крохотных и скорченных чудовищ - даже самых высоких, самых прекрасных людей") противоречит всем законам гуманистической концепции. Рэй Брэдбери не случайно показывает в финальной сцене подлинный облик Ральфа: отразившись в зеркале, черты этого героя преображаются и становятся похожи на его внутреннее мировоззрение: "Из зеркала на него щурился гадкий и противный маленький урод, не больше двух футов роста, с бледным и вдавленным внутрь лицом".

Основная мысль рассказа Рэя Брэдбери "И грянул гром" - ошибки, допущенные людским невежеством, косностью мышления, практически невозможно исправить. Порой из-за каприза одних богатых людей и жажды наживы других, из-за их заведомо опасных, чудовищно глупых игр с прошлым в будущем может случиться непоправимое. "...Допустим, мы случайно убили здесь мышь, - рассуждает один из героев рассказа "И грянул гром" Тревис. - Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен... Это все равно, что убить одного из внуков Адама... Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве". Несмотря на такую серьезнейшую опасность, люди ради денег организовывают "сафари во времени", не желая понять, что таит подобная "невинная" забава. То, что американский писатель затрагивает в вышеназванном рассказе глобальные проблемы, не подлежит сомнению.

Итоговое понимание естественности смерти, неоспоримость того, что смерти не стоит бояться, она - лишь одна из сторон жизни, мы видим и у Рэя Брэдбери. Человек живет, пока существует мир. Мир существует, пока есть человек, видящий и оценивающий его. "Даже умерший человек продолжает жить, если у него есть дети и внуки". Эту аксиому, которую можно встретить в рассказах Рэя Брэдбери, несомненно, следует рассматривать, как еще одно доказательство причастности автора-повествователя к гуманистической философии.

Список литературы:

  1. www.novsu.ru

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki

  3. https://fantlab.ru/autor7

7

Просмотров работы: 724