НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЬЕРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЬЕРОВ

Третьякова О.Е. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народный костюм — это ценность непреходящая, не зависящая от конъюнктуры и времени. Идея сохранить уходящие из быта народные костюмы, подлинники традиционного национального искусства, родилась поздно — в XIX веке. Народный костюм сегодня — в основном достояние музейных коллекций.

Русский стиль – это не только народный костюм. Он может быть интерпретирован разнообразно. Наследие русской стилистики и культуры, активно использовали и продолжают использовать в своих коллекциях известные модные дома и дизайнеры.

Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода - явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.

Неповторимое национальное своеобразие современным изделиям придает использование элементов народной вышивки, играют роль и другие приёмы декорирования. Обеспеченность населения разнообразной одеждой зависит от правильности выбора материалов, от оригинальности конструкции, соответствующих назначению одежды, сезону и возрастным особенностям человека.

Применение элементов русского народного костюма в современной одежде представляет большое научное и практическое значение, которое требует необходимых знаний и умений. Поэтому наши экспериментальные исследования по совмещению двух стилевых направлений представляют большой интерес.

Все эти черты народного костюма составляют содержание понятия «народные мотивы». Народные мотивы − это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле индустрии моды.

Мода на «русское»

Впервые европейская мода начала черпать свое вдохновение в России, скорее всего, благодаря знаменитым Русским сезонам Дягилева 1900-х годов. К примеру, именно тогда европейцы узнали и полюбили русский кокошник.

Русский кокошник и кокошник – творение Карла Лагерфельда для Chanel pre-fall 2009.

Одним из первых дизайнеров, создавших коллекции, посвященные России, был великий гений Ив Сен Лоран. В 1957 году, после смерти Кристиана Диора, начинающий дизайнер возглавил знаменитый дом и именно он осмелился привести коллекцию Dior в советскую Москву в 1959 году. Возможно, тогда и начался роман дизайнера с Россией, который закончился созданием Русской коллекции в 1976/77 году.

Yves Saint Laurent, эскиз для Русской коллекции.

Модели из Русской коллекции Yves Saint Laurent 1976/77 года.

Один из "фирменных" атрибутов одежды Yves Saint Laurent - дутые широкие рукава, - возможно, заимствован у русского национального костюма.

Yves Saint Laurent осень 2010 и весна 2010.

Джон Гальяно, еще один поклонник "русской темы", в 1993 году создает коллекцию под названием Принцесса Лукреция. По замыслу дизайнера, принцесса Лукреция – это русская царевна, сбежавшая из коммунистической России и отправившаяся в Шотландию. Наряды русской принцессы дизайнер представляет себе примерно так:

Кейт Мосс в платье из коллекции John Galliano Принцесса Лукреция.

Шапка-ушанка из коллекции John Galliano.

Надо сказать, что ушанка - один из любимых аксессуаров Гальяно, ее можно часто встретить в коллекциях дизайнера.

Осенью 2009 года Гальяно вновь обращается к русскому национальному костюму и создает коллекцию, полностью посвященную балканскому фольклору.

John Galliano осень 2009.

В 2009 году многие дизайнеры решили обратиться к русской теме. Карл Лагерфельд посвящает России круизную коллекцию Chanel и символично называет ее "Париж-Москва", видимо кайзер хотел напомнить миру о давней дружбе госпожи Коко с российской эмиграцией 1910-20 годов. Так или иначе, коллекция безумно красива и безусловно войдет в историю благодаря своим неимоверным аксессуарам - кокошникам, муфтам, сумочкам в форме матрешки, значкам с советской символикой.

Chanel pre-fall 2009.

Аксессуары из коллекции Chanel pre-fall 2009

Антонио Маррас в осенней коллекции 2009 года для Kenzo тоже обратился к русским национальным мотивам, в частности дизайнера вдохновили павловопосадские шали и шапки-ушанки, а так же длинные широкие шерстяные юбки, очень напоминающие русские национальные наряды.

Kenzo fall 2009

Реклама осенней коллекции Kenzo 2009 года

Шаль из коллекции Kenzo и шаль павловопосадской платочной мануфактуры.

Интереснейшая кутюрная коллекция Жозефа Тимистера вдохновлена падением царской России и кровавыми событиями первой мировой войны. Центральное место в коллекции занимает образ расстрелянного царевича Алексея. Красные, "кровавые" пятна на белой одежде, пиджаки в стиле царя Николая, шубы как у бойцов армии Буденного, и в завершение коллекции - комбинезоны рабочих советских фабрик.

Thimister fall 2010 haute couture и портрет царя Николая II.

Thimister fall 2010 haute couture и фотография советского военачальника Семена Буденного.

Thimister fall 2010 haute couture и фотография советского рабочего.

Николай Терюхин

Николай Терюхин – автор более 80 коллекций. Несмотря на большое количество сногсшибательных фантазийных коллекций, этнические традиции стали определяющими в творчестве модельера и принесли заслуженный успех, как у зрителей, так и на профессиональных российских и международных конкурсах и фестивалях моды. Показы коллекций состоялись в российских городах: Сочи, Екатеринбурге, Ярославле, Вологде, Архангельске, Москве, а так же в городе Олоу (Финляндия – 1999, 2000 гг.). В 2005 и 2008 годах Николай Терюхин принял участие в фестивале «Дни российской моды в Париже», где представил коллекции «Городской романс», «Откудова экой фасон?», «Пестрядинная артель» после этого был принят в «Ассоциацию русских художников в Париже».

Народный костюм является образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента, раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства. Использование народных мотивов в современной моде приводит к созданию интересных моделей в этническом стиле.

Николай Терюхин использует традиционный материал, характерный для северного народного костюма: ситец, сатин, лён, парча, холст, бязь, павлово-посадские шерстяные платки, а так же современные ткани: джинсовая, габардин, декорированные кружевом, атласными ленами, искусственным жемчугом, вставками из жаккардовой тесьмы имитирующими элемент северного костюма – вышивку, браное ткачество. А так же блёстки, стеклярус, бисер, стеклянные и металлические пуговицы, бусины.

Этническому костюму модельера присуще использование полихромных цветовых сочетаний, многослойность компонентов костюма, включение традиционных орнаментальных мотивов в текстиле. В его работах широко используется лоскутный стиль - как при создании целых ансамблей, так и отдельных элементов костюма: манжеты, воротники, карманы самых разнообразных форм, аксессуары, шляпки, шапочки, гетры, нарукавники. В этой технике модельер сотрудничает с мастерами: Г. Б. и Д. И. Зубовыми (лоскутное шитьё), Л. В. Усачёва (вязание).

В изделиях так же используются постижёрные изделия (автор – О. В. Шабанова), имитирующие женский северный головной убор – кокошник.

«ГОРОДСКОЙ РОМАНС»- Лёгкие женские пальто с использованием современной ткани – габардин и элементов кроя русского городского традиционного костюма. Дополнение – оренбургские пуховые платки. 2004

«КИЖМА»- Коллекция приурочена презентации научного проекта «Село Кижма Мезенского района Архангельской области - уникальное историческое поселение Русского севера. Изучение, сохранение, развитие».2007

«Откудова экой фасон?»- Основная идея заключена в сочетании трикотажного платья, выполненного в лоскутном стиле, имитирующего "половичёк", и жакета из современной джинсовой ткани. Удостоена Гран-при фестиваля "Русский костюм на рубеже эпох" в г. Ярославль.2004

«СНАРЯДНАЯ»-В традиционной народной культуре праздничную одежду называли «снарядной» от слова «снаряжать», «снаряжаться». 2006

«Сударушка»- Специально создана для регионального конкурса красоты с одноимённым названием. Коллекция отражает гламурно- деловой образ женщины. В основе павлово- посадские платки. 2002

Вячеслав Зайцев - кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова. Человек года в мире моды.

Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место наравне с такими признанными законодателями моды, как Франция и Италия.

ДЕНИС Симачев является наиболее востребованным и популярным российским модельером за рубежом. Дизайнер делает акцент на советскую символику и русские национальные мотивы.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.

Традиции русского народного костюма прослеживаются в процессе социокультурного творчества дизайнеров всего мира.

13

Просмотров работы: 737