Приставка «3D» в «3D-видеомэппинг» подразумевает, что обыгрываются свойства геометрии поверхности, на которую производится видеопроекция, а не используемую технологию, уже ставшую привычной в играх, телевизионных программах и фильмах в формате 3D. В этом контексте специальные компьютерные технологии позволяют создавать 3D-модель объекта, на который планируется осуществить проекцию, а затем изменить ее в соответствии со сценарием шоу, что дает оптическую иллюзию изменения самого объекта.
В отличие от использования 3D-технологий в кино и компьютерных играх, видеомэппинг не требует дополнительных приспособлений для зрителей или установку экранов, кроме случаев, когда экран используется в качестве дополнительной отражающей поверхности, например, в оформлении театральных и концертных представлений, но в случае видео-мэппинга проекция будет выглядеть объемной, только если зрители находятся в определенной точке.
В последние несколько лет популярность таких проектов, как световые шоу на здании, а также использование 3D видеомэппинга активно растет: масштабные объемные видеопроекции и световые инсталляции очень зрелищны, а современные возможности моушн-графики и трехмерного моделирования позволяют создавать очень реалистичные, фантастические спецэффекты. Именно поэтому видеомэппинг так широко используется для проведения общественных мероприятий, городских праздников, для рекламных кампаний и презентаций брэндов.
Многие созданные с использованием проекционного 3D мэппинга работы вышли за рамки привычно описываемого дизайном, проекционный видеомэппинг положил начало новому направлению в аудиовизуальном искусстве.
Несмотря на то, что термин проекционный мэппинг достаточно новый, сама техника уходит корнями в поздние 1960-е, когда она называлась видеомэппингом, пространственной дополненной реальностью, или затеняющими лампами. Один из первых публичных показов таких проекций состоялся в 1969 году, Диснейленд открывал новый аттракцион «Призрачное поместье».
Следующее применение мэппинга датируется 1980 годом, когда инсталляционный художник Майкл Наймарк снимал людей в гостиной, а затем проецировал отснятое в этой же комнате, создавая иллюзии, как будто люди действительно были в этой комнате и прикасались к вещам в ней.
Идея проекционного мэппинга была исследована профессионально в университете Северной Каролины в конце 1990-х, где студенты работали над проектом под названием: “Офис будущего”. Они связывали удаленные офисы из разных мест между собой проецируя людей, как если бы они были в партнерском офисе. К 2001 больше художников начало использовать мэппинг в творческой работе, а корпорации, такие как Майкрософт, начали экспериментировать с ним в форме технологического превосходства.
Разновидности видеомэппинга
Архитектурный видеомэппинг — 3D-проекция на здание, мост, башню или любой другой архитектурный объект (рис.1, 2).
Форма здания часто определяет контент шоу, который, как правило, обыгрывает архитектурный и исторический контекст объекта. Стены, колонны, балконы, окна, лестницы и прочие архитектурные элементы после наложения на них разнообразной графики принимают новые значения.
Рис.1. Проект освещения Храма Христа Спасителя в Москве
Рис.2. II московский международный фестиваль «Круг света».
Рис.3. Причудливая игра света и тени ‒ мастерский синтез видеопроекции и оригами от Joanie Lemercier
Интерьерные видеопроекции — 3D-проекция производится на стены (рис. 3), мебель, интерьер помещений. Оптическая иллюзия позволяет волшебным образом видоизменять внутренние пространства зданий и может служить отдельной работой, быть интегрированной в имеющееся или создавать оригинальное, динамичное световое решение помещения. При этом цели могут ставиться самые различные — от создания эмоциональной атмосферы до полной трансформации пространства клуба, офиса, концертной площадки и т.д.
Видеопроекции на объекты — в этом случае «холстом» для видеоряда служат отдельные предметы. Это — прием, который часто используется в художественных инсталляциях, для презентаций и даже в современном дизайне интерьеров. Возможна проекция и на движущиеся объекты (рис.4).
Рис.4. Мэппинг на показе последней коллекции модельера Франка Сорбье (парижская неделя высокой моды, 2012г)
Одной из самых актуальных тенденций в мэппинге стало включение в проекционные световые шоу интерактивных элементов, позволяющих зрителям или постановщикам управлять представлением и контролировать показ при помощи различных средств, самыми распространенными из которых являются реакция на движения и звук.
Следует отметить, что создание мэппинг-шоу — работа долгая и кропотливая, а ее результатом является представление длиной не более получаса, а иногда и десяти минут. Масштабность и высокий уровень мастерства делают свое дело: на выходе получается захватывающее дух шоу.
Список использованных источников:
Hi-Tech Fashion: Dress Projection Mapping – 2014 – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mymodernmet.com/profiles/blogs/franck-sorbier-haute-couture-fall-winter-2012-2013
3D-Мэппинг. Световое шоу на фасадах зданий – 2014 – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hardnsoft.ru/academy/technology/30800/
Russian Visual Artists. Видеомэппинг – 2016 – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russianvisualartists.ru/video-mapping-2/
Видеомэппинг – 2016 – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/Видеомэппинг
5