ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Гамзаева П.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время система дошкольного воспитания переживает творческий период поиска нового содержания и форм. Общественное воспитание подвергается серьезной перестройке, разработке теоретических основ и переосмыслению практического опыта.

Приоритетным направлением в развитии образования в Белгородской области является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. В 2006 г. была разработана «Региональная модель предшкольного образования в Белгородской области», в настоящее время охват предшкольным образованием составляет 73,5%.

Следовательно, актуальной является проблема предшкольного образования детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержке.

МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 35 «Родничок» внедряет технологию психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями или выраженными проблемами развития, используя новую форму предшкольного образования – лекотека. В детском саду работа лекотеки осуществляется с 2006 года.

Почему именно лекотека является одной из наиболее эффективных форм работы с детьми, имеющими проблемы в развитии? Потому, что игра это основная деятельность ребенка. Игра - это особый вид активности ребенка, позволяющей ему в безопасной ситуации наращивать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать навыки. Игра относится к основным источникам радости. Игровая деятельность у детей является ведущей, а партнер по игре становится значимым другим.

Это центр игровой поддержки, который осуществляет развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике развития и воспитания современных игровых технологий и адаптацию ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение и школу. При создании модели лекотеки был использован опыт «Российской Лекотеки», работы библиотеки игрушек Института коррекционной педагогики РАО г. Москвы, Центра интегративного воспитания г. Санкт-Петербурга и др.

Целью создания нашей лекотеки являлось обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям. Кроме того:

-оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения;

- обучение родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

- консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;

- ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения.

Творческой группой были разработаны Положение о лекотеке, выделены специалисты для работы в лекотеке (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, медицинская сестра), а также определены их функциональные обязанности.

Лекотека реализует общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Вхождение семьи в целевую группу лекотеки сопровождается подписанием договора о сотрудничестве, в котором оговариваются права и обязательства сторон, время и условия действия договора, порядок решения спорных вопросов.

Согласно Положения о лекотеке, используются разнообразные формы работы с детьми и родителями. Это, прежде всего, диагностический игровой сеанс, который представляет собой совместную игру родителей с ребенком в специально оборудованном кабинете. Специалист ведет наблюдение за происходящим. Результаты наблюдения фиксируются и записываются в дневниках наблюдения. По результатам диагностического игрового сеанса выстраивается индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения семьи.

Групповые занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю в течение 1-1,5 часов. Занятия с детьми проводим по уровню развития и сходным проблемам. На групповых занятиях создаются благоприятные условия для новых эмоциональных переживаний, доброжелательного отношения к сверстникам, развития взаимодействия и совместной игры, повышению активности и инициативы.

Обязательное условие лекотеки – это присутствие и активное участие родителей. Цель такого решения способствует взаимодействию и общению между ребенком и родителем, специалист не навязчиво дает советы и учит родителей общаться с детьми

Консультация – это встреча специалиста лекотеки с родителями, во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.

Один из компонентов работы лекотеки – это предоставление родителям во временное пользование на дому различных средств: игрушек, игрового и специального оборудования, аудио и видеокассет, детской и методической литературы.

Терапевтический игровой сеанс в лекотеке проводится 2 раза в неделю. Во время терапевтического игрового сеанса (обычно – 40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда с участием родителей. Перед началом игрового сеанса и после его окончания специалисты коротко (5 - 10 минут) беседуют с родителями. После игрового сеанса специалист заполняет протокол.

Групповой родительский тренинг. В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов игрового сеанса.

Материальная база лекотеки МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №35» включает следующие разделы:специальное оборудование для детей с нарушениями движений;оборудование для развития общей подвижности;игрушки для развития ручных навыков;игрушки для развития тактильного восприятия;игрушки и средства для развития зрительного восприятия;игрушки для развития слухового восприятия;игрушки для развития мышления;игрушки для развития речи и языка; игрушки для поддержки социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой;игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для изобразительного творчества;музыкальные игрушки;книги для детей;фонотека;видеотека;компьютерные игры;книги для родителей;средства для развития невербальной коммуникации;выставка самодельных игрушек и т.д.

В рамках гранта была приобретена Программа «Цицерон» ЛОГОдиакорр - 1». Учитель-логопед прошла обучение на семинаре в Санкт-Петербурге при Центре диагностики и психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка «Цицерон» по теме «Методика применения комплексной компьютерной психолого-педагогической коррекционно-диагностической Программы «Цицерон» ЛОГОДИАКОРР. 1» в диагностике, коррекции и совершенствовании высших психических функций и речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Использование данной программы помогает специалистам лекотеки проводить диагностику у детей. Программа предназначена для проведения углубленной комплексной психолого-педагогической диагностики, коррекции, развития и совершенствования высших психических функций и речи детей дошкольного возраста и позволяет ускорить процесс диагностики, целенаправленно осуществлять процессы коррекции, развития, совершенствования психических и речевых функций на новом техническом уровне; оптимизировать процесс ведения документации (приводя ее к единой форме) для создания единого информационного пространства, планировать индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка на основе результатов диагностики.

В основе программы используется тестовый принцип проведения логопедической диагностики и коррекции. В ней разработаны готовые анкеты и текстовые выводы. Преимущество Программы состоит в многоуровневости представленного диагностического и коррекционного материала: по возрастам: 6-7 и 8-10 лет; по направлениям работы

В зависимости от выбранного направления и этапа работы по Программе, а так же возраста, диагноза и психо-эмоционального состояния ребенка возможно применение следующих форм работы: индивидуальная; подгрупповая; групповая; последовательное сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм проведения коррекционно-развивающих занятий; комплексная работа Программы с компьютерными аппаратными комплексами (в т.ч. применение метода БОС).

Программа позволяет пройти с одним ребенком до 4 диагностических курсов и до 12 коррекционно-развивающих. Специалисты лекотеки имеют возможность обобщить полученные при обследовании и коррекции результаты и использовать их в анализе динамики и прогнозе развития высших психических функций и речи ребенка.

Педагогом-психологом в течение 2 лет используется компьютерный лечебно-оздоровительный тренажер, основанный на принципе биообратной связи (БОС) для занятий с гиперактивными детьми.

Тренажер помогает легко и быстро овладеть навыками саморегуляции, управления эмоциональным состоянием и некоторыми физиологическими функциями, в результате чего повышается устойчивость к стрессу, предупреждается развитие психосоматической патологии, улучшаются внимание и память. Смысл игр именно в том, что они моделируют ситуацию, когда нужно оставаться спокойным и хладнокровным, несмотря на азарт. Дети обучаются мастерству использования воли для управления своими эмоциями в стрессовой ситуации. В этих играх ребенок управляет водолазом, гребцом, волшебником, участвует в спортивном состязании или строит башню до небес. Цель игры проста: ребенок выиграет, если обучится достигать состояния релаксации.

Данная работа проводится по этапам. Сначала педагог-психолог проводит с ребенком занятие по программе И.Л. Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». Затем предлагается ребенку упражнение на расслабление «Порхание бабочки», «Тихое озеро», «Полет высоко в небе», «Путешествие в волшебный лес» и другие, чтобы плавно перейти к играм на компьютерном лечебно-оздоровительном тренажере.

После этого ребенку предлагается сесть в кресло, принять удобное для него положение. Перед началом игры педагог-психолог размещает подушечку указательного пальца на датчике и закрепляет «липучкой». При этом красная лампочка начнет мигать в такт с пульсом ребенка.

Перед тем как стартовать в первый раз, данные ребенка вводятся в таблицу. Затем в списке игроков выбирается имя ребенка, который в данный момент будет играть, и, нажав кнопку «Старт», начинает играть.

На игровом экране появится картинка, например волшебник, и текущая информация о сердечном ритме ребенка (числовые значения и график). Ребенку объясняют, что он видит на экране компьютера. Например: «Это волшебник, который занимается строительством башни из кубиков. Кубики будут ложиться друг на друга тем точнее, чем глубже ты сумеешь расслабиться, а значит, башня будет ровнее и выше».

За каждый поставленный кубик, не нарушающий вертикаль башни, ребенок получает 100 очков. Если за время установки кубика средний пульс ребенка был ниже порогового значения, то начисляется бонус – 10 очков за первый кубик, 20 за второй и так далее до первой неудачи.

Продолжительность сеанса не должна превышать 7 – 8 минут, иначе ребенок устанет настолько, что его последующие результаты начнут ухудшаться. Таким образом, использование лечебно-оздоровительного тренажера, основанного на принципе биообратной связи (БОС), способствует тому, что гиперактивные дети овладевают навыками саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.

В лекотеке реализуется личностно-ориентированный подход, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка.

Воспитатель, работающий в лекотеке, хорошо знает возможности и способности детей. Одни из них внимательны. Хорошо понимают указания и ориентируются в них, другие не выслушивают до конца; некоторые дети, прежде чем приступить к выполнению задания, обдумывают его, другие приступают к работе поспешно; одни дети занимаются с удовольствием, проявляют интерес к знаниям, другие пассивны и занимаются потому, что все это делают, и т.д. Воспитатель, проводя занятия, учитывает индивидуальные особенности детей, уровень их знаний и умений.

Кроме того, воспитатель лекотеки оказывает родителям квалифицированную консультативную помощь в разнообразных вопросах. Например, необходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка. В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены бездумно, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для игры ребенка в различных позах (лежа, сидя, стоя). Причиной такого положения вещей чаще всего является непонимание родителями важности событий, происходящих во время детской игры, для развития ребенка.

Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование домашнего игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, что облегчает приспособление к ней ребенка и приучает его к порядку. Необходимые элементы оборудования игровой среды для ребенка должны, как правило, приобретаться или самостоятельно изготавливаться родителями. Лишь в случае невозможности этого по какой-либо причине или при наличии у ребенка специфических потребностей, некоторое оборудование может быть предоставлено во временное пользование Лекотекой.

Таким образом, организация работы лекотеки как одной из моделей предшкольного образования обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей с ослабленным здоровьем и особыми образовательными потребностями и их семей с использованием игро- и арт-терапевтических методов для социализации, способствует поддержке развития личности детей и формирования предпосылок учебной деятельности на основе использования в практике выравнивания стартовых возможностей будущих школьников.

Литература:

1.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - М., 2007.

2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. – М., 2013.

3.Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. М., 1980. с.60-63.

4.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

5.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994.

6.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.

Просмотров работы: 221