Словосочетание «поп-арт» многим может показаться противоречивым. Так уж принято, что «высокое» понятие искусства обычно противопоставляют массовой культуре — как олицетворению всего популярного и общедоступного. Поп-арт провозгласил новое понимание искусства, заменив возвышенное повседневным. В центре его внимания оказался своеобразный «масскультурный мусор» — реклама, телевидение, иллюстрации из газет и изделия ширпотреба. Все, что обыкновенно считалось «низким»,превратилось для творцов поп-арта в источник вдохновения. Образовался новый художественный мир — реальный и абстрактный, доступный понимающий простого человека и в то же время не лишенный черт элитарного искусства.
Термин «поп-арт» появился в 1956 году. Придумал его Лоуренс Эллоуэй — видный критик и деятель арт-рынка. В Европе новое явление изначально окрестили «неореализмом». Но это название не прижилось в буржуазном обществе.
Художники поп-арта стремились вернуться к «реальной жизни», стать своеобразной реакцией протеста на засилье абстрактного экспрессионизма, которое действительно достигло невероятных масштабов в 50-е годы. Многие видели в поп-арте некий выход из кризиса, возможность более тесного контакта со зрителями, «истосковавшимися по предметности». Однако художники скорее отдалились от жизни — ведь действительность, предстающая в рекламе и на телевидении, имеет мало общего с реальностью обычного человека, который видит мир не только с точки зрения коммерции и предпринимательства. Поп-арт же старался двигаться именно в этом направлении, становясь в представлении обывателя яркой и оригинальной рекламной вывеской. Новые для изобразительного искусства технические приемы позволяли воплощать образы, созданные будто не рукой художника, а станком для штамповки.
Королем поп-арта стал Энди Уорхол , провозгласив акт «превращения художника в ротационную машину» своим заветным стремлением. «Причина, по которой я пишу, состоит в том, что я хочу быть машиной, и я чувствую, что все, что я делаю наподобие машины, есть как раз то, что я хочу делать».
Энди Уорхол
Энди Уорхол (англ. Andy Warhol; настоящее имя Андрей Вархола, словацк. Andrej Varchola, англ. Andrew Warhola; 6 августа 1928 — 22 февраля 1987) — американский художник и кинорежиссёр, культовая персона в истории поп-арт движения и современного искусства в целом. В 1960-х годах был менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы «Velvet Underground». О жизни Уорхола снято несколько художественных и документальных фильмов.
Уорхол родился в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США), в семье эмигрантов-русинов из деревни Микова, тогда находившейся в Австро-Венгрии, а сейчас — в Стропковском районе северо-восточной Словакии. Он стал рано проявлять таланты в искусстве и изучал коммерческое искусство в Институте технологии Карнеги (сейчас — «Carnegie Mellon University») в Питтсбурге. Он не всегда хорошо учился в колледже и часто оставался непонятым своими сверстниками и руководителями. После окончания образования в 1949 году он переехал в Нью-Йорк и начал успешную карьеру в иллюстрировании журналов и в рекламе. Он стал хорошо известен благодаря своим эксцентричным чернильным рисункам обуви, выполненными в свободном стиле, с намеренными пятнами.
В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в том числе — знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл», ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в кислотной манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Поговоривали, что в качестве «последнего штриха» Уорхол просил своих любовников помочиться на подобное произведение. Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на работы из этой серии. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов.
Во второй половине 1960-х Уорхол стал проявлять интерес к кино. Фильмы, снятые им вместе с Полом Морисси, — первая ласточка сексуальной революции. Самая ранняя короткометражка Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Большинство из его киноработ — более или менее бессюжетные фильмы, продолжительностью до 25 часов, в течение которых на экране бродят нагие участники Уорхоловой «фабрики», вроде Джо Далессандро и Эди Седжвик.
Параллельно с экспериментами с любительским кино Уорхол продюсирует первую альтернативную рок-группу — The Velvet Underground. Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, например, «Sticky Fingers» группы The Rolling Stones. Вокруг Уорхола сложилась особая субкультура молодёжи, одна из участниц которой — феминистка Валери Соланас — в 1968 г. выстрелила в «учителя», тяжело ранив его. Хотя жизнь Уорхола удалось спасти, в течение двух последующих лет он оставался инвалидом, а в 1987 году умер от последствий этого ранения. Братья перевезли тело художника в Питтсбург для погребения в грекокатолической церкви Св. Духа.
Творчество Энди Уорхола
В 1949 г. Эндрью Вархола закончил Технологический институт Карнеги (графический дизайн) с присуждением степени бакалавра искусств. В этом же году отправился в Нью-Йорк, где первые годы занимался графическим оформлением коммерческой рекламы - в основном он выполнял рисунки женской обуви для журналов мод и рекламного приложения "Нью-Йорк Тайме".
Работа в коммерческой рекламе принесла Вархоле известность и изменила его имя. Однажды подпись под его рисунком была набрана неправильно - Апоу Иагпо!. Он решил оставить это написание имени и стал Энди Уорхолом.
Уже к 1950 году приходит успех после удачного оформления рекламы обувной компании.
Другая работа, признанная впоследствии рекламой года, изображала юношу, вкалывающего себе шприц в предплечье. Несмотря на скандальность сюжета, заказчики - владельцы радиостанции - остались довольны: повысился рейтинг их передач о проблемах молодежи.
Кстати, первый урок саморекламы дал ему не кто-нибудь, а Сальвадор Дали. Мэтр получил заказ на оформление витрины салона красоты в Нью-Йорке. В качестве элемента декора он решил выставить в окне второго этажа большую железную ванну, которую рабочие благополучно уронили вниз. Ванна чуть не прибила случайного зеваку, Дали попал за решетку (правда, ненадолго), а результатом разразившегося скандала стало то, что выставка Дали, проходившая в это время в Нью-Йорке, отлично продалась.
Очень скоро Энди стал самым высокооплачиваемым рекламщиком Нью-Йорка, выполняя заказы для всех модных журналов, Vogue и Harper's Bazaar.
В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».
Вклад в развитие стиля поп-арт
К 1968 году Уорхол был уже признанным мастером поп-арта. Его выставки с успехом проходили по всему миру, в Америке не было художника популярнее - за одну из его картин на аукционе заплатили $ 60 тысяч. Это был рекорд: никто из его современников столько не получал. Однако не меньше, чем картинами или фильмами, Уорхол прославился своими скандальными интервью, которые он раздавал направо и налево. "Я не хотел рождаться. Это было ошибкой. Все равно как меня выкрали и продали в рабство, - объяснял он в интервью журналу "Time". - Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину и нравлюсь обычным людям. Весной Энди отправился в Лос-Анджелес на открытие своей большой ретроспективы. Успех был грандиозным: переполненные залы, толпы студентов, скандирующих: "Мы любим Энди Уорхола!", фотографии в газетах. В 1956 году он получает почётный приз «Клуба художественных редакторов».
Все искусство Уорхола превратилось в систематизированный бизнес-процесс, производящий добавленную стоимость... Его поп-арт - это своеобразное «искусство вне искусства», и если когда-то существовало «искусство для искусства», потом авангард и искусство, потом просто антиискусство, то теперь искусственное искусство.
Однако скандальную известность Уорхолу принесла серия карандашных рисунков, изображающих долларовые банкноты, и раскрашенных банок из-под супа Сampbell. Выставка этих работ в нью-йоркской галерее Стабл, состоявшаяся в 1962 году, стала настоящей сенсацией. Уорхол наносил краску на консервные банки мазками кисти. Однако уже к 1963 году он стал использовать шелкографию, и с этих пор большинство его работ выполнялось именно в этой манере. Совершенно безликие, приспособленные к массовому производству, шелкографские оттиски идеально подходили для данных целей. Искусствовед Роберт Хьюз писал: "Разрисовывать консервную банку само по себе не значит заниматься настоящим искусством. Но подлинным в Уорхоле остается то, что уровень производства супа в консервной банке он поднял до уровня создания картин, придав ему характер массового производства, - потребительское искусство имитирует процесс, а также облик потребительской культуры".
Техника шелкографии стала определяющий в творчестве Уорхола. Монотонное повторение истирает псевдо-образы, предлагаемые окружающим миром в качестве исключительных: бесконечные ряды бутылок кока-колы сменяются портретами Мерилин Монро, Лиз Тейлор, Элвиса Пресли.
Одним из основных занятий Уорхола была, по его собственному выражению, "регистрация и каталогизация жизни вокруг". Он собирал ощущения, результатом чего стали изданный посмертно «Дневник» и «Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно)». Из второй книги ясно, что Уорхол на самом деле шел не "впереди планеты всей", а стоял "сбоку": отставшим, опоздавшим, сошедшим с "поезда современности". Он не создавал "второй реальности". Он панически расчищал пространство вокруг первой, а потом резервировал ее и укрупнял. Отсюда - бесконечный жанр портрета в эпоху перепроизводства, когда единицу можно заметить в толпе только в том случае, если она увеличена в десять раз. В книге Уорхола есть несколько высказываний, определяющих понимание творчества художника: «Бизнес-искусство - следующий шаг после Искусства. Я начинал как коммерческий художник, иллюстратор, а закончить я хочу как художник-бизнесмен. После того, как я сделал то, что называется "искусством" или как там это еще называется, я занялся бизнес-искусством. Я хотел быть Художественным Бизнесменом или Бизнес Художником».
И наконец, в «Философии» Уорхол рассказывает о самом творческом процессе создания работ: «Я смотрю на холст и думаю: "Ну, вот здесь, в этом углу эта краска выглядит вроде как на своем месте". Потом я смотрю снова и говорю: "Вот здесь, в этом углу, нужно немного синего, и я кладу там синюю краску. А затем беру зеленую краску и добавляю зеленый цвет, отхожу назад и смотрю, все ли правильно. И если неправильно - я беру краски, делаю еще несколько мазков зеленым в нужном месте, и, наконец, если нет сомнений, я оставляю все как есть».
Ярким примером творчества Уорхола является работа «Flash» (1963-1968). Это серия из 11 отпечатков, представленных как повествование и сопровожденных текстом, взятым из новостных заметок в день убийства президента Кеннеди. Это не было иллюстрацией события. Уорхол представил серию изображений, связь между которыми не так важна, как их способность передавать драматический пафос события. Кроме того, способность Уорхола выбирать фотоснимки усиливает значение освещения событий средствами массовой информации, формируя общественное мнение. Уорхол использовал несколько разных изображений Кеннеди. К тому же он использовал очень известные портреты - стилистический прием, редко встречающийся в его работах. Отпечатки в «Flash» показывают способность автора манипулировать найденными изображениями, изменяя их масштаб и четкость, используя цвет для создания мощного экспрессивного эффекта диссонирующих контрастов.
«Flash» - это наименее известная группа работ, отмеченная серьезной увлеченностью автора созданием портретов и находящаяся в числе его лучших работ. Другие - «Marilyn Monroe» (1967), «Campbell's soup» I, II (1968-1969), «Flowers» (1970), «Electric Chaine» (1971), «Mao» (1972) - каждая из которых содержит 10 отпечатков, основаны на ключевых изображениях, созданных Уорхолом в начале карьеры. В противоположность своим первым работам, построенном на повествовании, эти статичные изображения избавлены от какого-либо повествовательного контекста. Каждое из них передает сильный образ, расширенный повторением. Эти работы - пересказ предыдущих обращений Уорхола к его главным темам 1960-х годов: портретные изображения, потребление, украшение, смерть. Эти темы часто повторялись в его работах и стали центральными в его творчестве.
Итак, именно благодаря творчеству Уорхола в плакате и рекламе стали использоваться особым образом обработанные фотоиллюстрации, яркие психоделические цвета и многократно повторенные изображения. Техническое тиражирование во многом породило ироническое отношение к самому объекту рекламы, этого нельзя не признать. И здесь Уорхол добился своей цели: он бросил вызов обществу массового потребления, которое как раз поддерживало Уорхола. И, наконец, Уорхол избавил общество от лицемерия. Он стал первым человеком, который публично признал, что деньги являются ничуть не менее важной составляющей профессии, чем творчество.
В 1963 г. Уорхол открыл в центр Манхэттена студию, которую назвал "Фабрика". Студия была устроена как коммерческое предприятие, она производила до 80 шелкографий в день, а в год выпускала около тысячи работ. На ней трудилась целая команда рабочих и была налажена работа по "массовому производству" портретов знаменитостей. Работы Энди Уорхола стали настоящим символом коммерческого поп-арта и американской художественной культуры XX столетия.
Исследователи особо отмечают значительный вклад Энди Уорхола в кинематограф, журналистику и фотографию. Всю свою жизнь Энди посвятил художественной фотографии, ее обработке и "массовому" распространению. Искусствоведы отмечают такие его работы, как The Andy Warhol Museum, Christie’s, Picture Alliance, AP, Stern Magazine, Cinetext и многие другие.
В 1970-е гг. Уорхол приобрел "Полароид", начал самостоятельно фотографировать и потом переводить полученные фото на холст.
К этой серии относятся портрет матери (1974), портрет исследователя творчества Пикассо Джона Ричардсона, портрет галерейщика Лео Кастелли (все – шелкография), а также цветные гравюры (на основе собственноручно снятых фотографий) с изображениями Джейн Фонды (1982) и Ингрид Бергман (1983).
В 1963 г. Уорхол начал снимать фильмы, в основном немые, и на протяжении пяти лет (с 1963 по 1968 г.), во время которых Уорхол занимался "кинопроизводством", он создал несколько сотен фильмов, включая 472 трехминутные кинопробы или портреты персонажей, десятки короткометражек и более 150 фильмов с определенным сюжетом (60 из них были выпущены в свет), переходя от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам, по своей продолжительности напоминающим обычное кино.
Первый его фильм назывался "Поцелуй" и длился 50 минут, затем были фильмы "Танец", "Стрижка", "Еда", "Сон".
В 1964 г. были созданы двухчасовой немой фильм Batman Dracula и восьмичасовой немой фильм Empire, "13 самых красивых женщин" , "13 самых красивых мальчиков", "Питье", "Лицо", "Одинокий ковбой" и др. В середине 1960-х гг. Уорхол перешел от черно-белых немых работ к сценарным цветным фильмам (чаще всего эротического содержания), по продолжительности напоминающим обычное кино. В 1968 г. Уорхол вместе с Полом Морисси создал первый игровой фильм "Плоть".
3 июня 1968 г. психически неуравновешенная писательница, феминистка Валери Соланас, снявшаяся в его фильме "Я – мужчина", серьезно ранила его выстрелом из пистолета. После покушения Уорхол стал постоянно посещать ближайшую церковь, исповедоваться и причащаться. Валери Соланас получила три года тюрьмы и принудительное лечение в психиатрической больнице.
На протяжении всей жизни Уорхол коллекционировал живопись, мебель, драгоценности, предметы декоративно-прикладного искусства. Пресытившись поп-культурой, в 1980-е гг. он стал покупать антиквариат и украшать свое жилище шедеврами классического искусства.
На аукционе "Сотбис" его пеструю коллекцию продали за $ 25,3 миллиона. В ней, кстати, не было ни одной картины самого Уорхола, за исключением маленького портрета Мао Цзэдуна: Энди не хранил дома своих работ. Некролог в "Нью-Йорк Таймс" начинался словами: "Лучшее произведение Уорхола - это сам Уорхол".
Энди Уорхол умер в Нью-Йорке 22 февраля 1987 г. Братья перевезли тело художника в Питтсбург, где похоронили его на территории католической церкви византийского обряда (церковь Св.Духа).
Свое состояние, оценивающееся в 100 млн долларов, художник завещал своему фонду для помощи художественным организациям.
Список используемой литературы
1. Кузьмина М. - Поп-арт. Модернизм. 3 изд., М., 1980.
2. Обухова А., Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. 1960-1970-е. История живописи. ХХ век. М., 2001.
3. Толстой А. Галактика поп-арта «Новая юность» 2001, №4(49).
4. Маковский С.: Силуэты американских художников. М.: Республика, 1999.
5. Материалы конференции «Энди Уорхол Симпозиум». 30–31 октября 2000.
интернет-источник http://warhol.org.ru/gallery/)
8