ФРАКТАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФРАКТАЛЫ В АРХИТЕКТУРЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Диброва А.О. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Известно, что искусство в своем развитии проходит ряд стадий, повторяющихся во времени, то есть развивается по спирали. Так, немецкий искусствовед Эрнст Кон Винер, определил два направления этого процесса – тектонический (конструктивный) и орнаментальный (деструктивный). Модернизм можно отнести к орнаментальному направлению, поскольку в своих произведениях он создает свой символичный мир, обращенный к подсознанию человека. Постмодернизм же возвращается к стилям предшествующих эпох, комбинирует их. Некоторые произведения искусства постмодернизма, например архитектура, претендуют на прагматизм.

Постмодернисты, для создания какой-либо композиции, используют готовые формы. Этому примеру следует фрактальная архитектура, в решениях которой зачастую встречаются элементы структур природы. Итак, рассмотрим проявления постмодернизма в архитектуре.

  1. Характеристика постмодернизма

Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Постмодернизм — это переход к новому витку в развитии культуры, знаменующий размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусств как таковых, а искусства и науки, философии, религии. Все это напоминает возврат к синкретизму, но на более высоком мировоззренческом уровне, в более широких масштабах. Постмодернизм лишен стремления к исследованию глубинных проблем и процессов бытия, он стремится к простоте и ясности. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и субкультур. Основную идею постмодернизма можно выразить следующим образом: «Мир нужно не понимать, а принимать». [10]

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры Постмодернизм должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка.

Характерными чертами постмодернизма являются [8]:

— стилевой плюрализм – никакая единственная художественная позиция, в конечном счете, не может занять господствующего положения;

― неопределенность – уверенность в том, что создание произведения искусства не может целиком направляться какими-то предустановленными правилами; сами правила создаются вместе с произведением, в результате чего каждое произведение становится событием;

— поверхностность как принцип – отказ от попыток исследования глубинных проблем и процессов бытия, стремление к простоте и ясности;

— ориентация постмодернистской культуры на все слои общества – стирание грани между элитарной и массовой культурой, принятие высокой культурой шаблонов массовой культуры, перемещение форм массовой культуры в музейное пространство;

— широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;

— ирония, пародийность – благодаря принижающей природе иронии; истолкование иронии как средства, позволяющего в условиях плюрализма и отсутствия каких-либо парадигм находить истину; восприятие всей человеческой истории пародийным и одновременно ностальгическим образом; стремление не превращать что-то в стереотип сознания, порождать стандартную, ожидаемую реакцию.

— использование приема игры при создании произведений искусства – истолкование отношения между искусством и смыслом как чисто игрового.[10]

На примере наиболее существенных особенностей постмодернизма видно, насколько он отличается от всех других имевшихся течений в искусстве и в первую очередь от своего непосредственного предшественника – модернизма.

Для постмодернизма творчество не равно творению. Ее ли в до-постмодернистских культурах работает система «художник — произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства — зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от художественного произведения» к «художественной конструкции».

Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985) и др. [8]

  1. Фракталы в архитектуре

«Фрактал – это сложная структура, пространственная форма которой изломана и нерегулярна или регулярна; хаотична или упорядочена, и повторяет саму себя в любом масштабе». [1]Из определения фрактала назовем основные свойства фрактальных структур в архитектуре – самоподобие (многослойность), способность к развитию и непрерывному движению (генетичность), принадлежность одновременно к хаосу и порядку. Такой принцип самоподобия является примером строения природных объектов (например, облака, горы, снежинки, различные кристаллы и т. д.). Поскольку такой подход к архитектурным решениям является наиболее устойчивой и крепкой формой, то фрактальную архитектуру можно отнести к направлению био-тек. Более верным будет утверждение о том, что фрактальная архитектура находится между био-теком и хай-теком. [6; 12]

То есть соединяет в себе принципы обоих направлений:

- преимущественное использование экологически чистых материалов и подражание формам живой природы (био-тек);

- ориентация на функциональность, научность и использование высоких технологий (хай-тек).

Проследим связь геометрической теории фракталов с архитектурой от XX до XXI века.

Бенуа Мандельброт в работе «Фрактальные объекты: форма, случай, размерность» (1977) первым написал о фрактальности архитектуры и привел архитектуру здания Парижской оперы в качестве примера данного явления. За ним М. Шредер в качестве примера самоподобия в архитектуре называет замок Кастель дель Монте (см. Приложение 1), построенный в XIII веке по собственному проекту императором Священной Римской империи Фридрихом II. Этот замок представляет в плане правильный восьмиугольник, к вершинам которого пристроены восемь башен, каждая из которых также имеет в плане форму правильного восьмиугольника.

Таким образом, мы наблюдаем, что принципы фракталоподобного формообразования в архитектуре применяются с давних времен, но лишь к концу XX в., после появления книг Мандельброта, использование фрактальных алгоритмов становится осознанным.

В 2002 году Ч. Дженкс описал переход к новой парадигме в архитектуре под влиянием наук о сложных системах, включающих фрактальную геометрию. Несколько ключевых зданий, построенных Ф. Гери, П. Эйзенманом и Д. Либескиндом, выглядят как первые проявления этой новой архитектурной парадигмы (см. Приложение 2).

В 2007 году И. А. Добрицына рассматривает переход в архитектуре от «решетки» к «фракталу» в связи с необходимостью уйти от статичной структуры к динамичной, т.к. город постоянно изменяется. Автор отмечает, что «нелинейная архитектура природоподобна». Использование фрактальной геометрии при изучении роста городов позволит строить прогностические модели развития их структуры. Поскольку развитие города как сложной системы является непредсказуемым, а фракталы обладают подвижностью (органичностью), то это направление является перспективным. [3]

Итак, фрактальную архитектуру можно разделить на два типа: интуитивную и сознательную.[11, 12]

В первом случае примером может послужить немалое количество архитектурных шедевров прошлого, в которых строители или же сам архитектор неосознанно использовали принцип фрактального строения. Это отражается как в общем облике здания, так и в отдельно взятых деталях фасада. Встречаются такие сооружения и в западной, и в отечественной архитектуре.

Московский Исторический музей и Миланский собор (особенно ярко фрактальные структуры проявляются в готических постройках) – яркий тому пример. Башни пирамидальной формы, являясь самостоятельным элементом, создают общую зигзагообразную линию постройки и в то же время повторяются в мелких деталях, из которых и состоят (Рис. 1, 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

Современные архитекторы чаще всего прибегают к сознательной и сложной фрактальной архитектуре, создавая новые схемы алгоритмов. Дополнительной нагрузкой является то, что проекты разрабатываются не для одного здания, а целого комплекса, района и даже нескольких кварталов. Например, моногофункциональный комплекс «Площадь федерации» в Австралии (Рис. 3) и проект Центра исполнительских видов искусства в Тайбее (Китай) (Рис. 4).

Несомненно, новое направление зачастую подвергается критике и сомнениям в его состоятельности. Многие уверены в том, что утрата общих ценностей в глобальный век неизбежна и необратима. В защиту фрактального направления высказывается британский философ Мэри Миджли. Согласно её точке зрения, на место прежних ценностей уже приходят новые и достаточно убедительные общественные концепции, такие, как Гайя – представление о Земле как о единой саморегулирующейся системе.

Эту идею призваны были воплотить авторы проекта «Федеральной площади» – Дон Байтс и Питер Девидсон. На первый взгляд, весь комплекс воспринимается как абсолютно абстрактная композиция. В то же время можно проследить и конкретные образы. Комплекс представляет собой сложную, многоуровневую систему геологических напластований, кристаллических решеток. Хорошо прочитываются элементы водной стихии: водопады, реки. Основной объем, решенный как фрактальные формы, олицетворяет скалы, осколки пород. [9]

Рисунок 3

Рисунок 4

Один из универсальных фрактальных алгоритмов, спиральный, широко распространенный в неживой (от траекторий элементарных частиц до циклонов и галактик) и живой природе (раковины моллюсков, рога копытных, завитки побегов растений) дает множество сходных решений морфогенеза. Именно спираль является универсальным фракталом, так как в абсолютно любой части подобна самой себе. Реализация спирального декора воплощена в свадебной часовне в Японии (Рис. 5). Кроме того, две переплетающиеся спиральные лестницы часовни имеют символическое значение акта бракосочетания.

Рисунок 5

Помимо зданий, «осознанные» фрактальные структуры в рамках архитектуры города можно наблюдать в стиле пространственного дизайна. Например, портал восприятия в Мехико (Рис. 6).

Идея портала осуществляется путем присоединения кружек – основного строительного материала, к арматурному стержню в качестве основной структуры для чашек, образуя сетку. За счет различных цветов кружек усиливается ощущение движения этого сооружения, что отражает один из ключевых принципов фрактальной архитектуры – органичность и подвижность. [13]

Рисунок 6

Таким образом, в XXI веке формируются закономерности и принципы построения (конструирования) и осуществимости градостроительных объектов как сложных самоорганизующихся систем в рамках фрактальной теории [5]:

  • «способность будущего конструировать настоящее» - проектирование градостроительной системы с учетом стратегического плана развития территории, градостроительных прогнозов и программ, оказывающих влияние на современное состояние среды;

  • «конструктивность целого» - построение градостроительной системы из подсистем и структур, согласованных на основе общей идеи, общего типа развития; коэволюция развивающихся в разном темпе структур с учетом охраны историко-культурного и природного наследия, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • «синкретичность образа» - наличие и разработка художественного замысла проекта, описание градостроительной системы небольшим числом фундаментальных идей и образов, например, «устойчивый город», «ноосферный город»;

  • «динамичность» («открытость», «гибкость и эластичность») – выделение устойчивых и изменяемых частей градостроительной системы, проектирование способности ее к трансформации, адаптации к изменившимся условиям;

  • «междисциплинарная согласованность» - согласованность подсистем и структур градостроительной системы, координация междисциплинарных и архитектурных разделов проекта.

Заключение

Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что фрактальная архитектура является активно развивающимся и перспективным направлением эпохи постмодернизма.

Список использованной литературы:

1. Бабич В. Н. Фрактальные структуры в планировке и застройке города / В. Н. Бабич, В. А. Колясников // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2009. – № 2. – С. 45–47.

2. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре // Проект International. 2003. № 5. C. 98–112.

3. Добрицына И. А. От «решетки» к «фракталу». Влияние идей нелинейной науки на архитектурно-градостроительное мышление / И. А. Добрицина // Градостроительное искусство: новые материалы и исследования. Вып. 1 / ред. И. А. Бондаренко. – М: КомКнига, 2007. – С. 464–470.

4. Исаева В. В,, Касьянов Н. В. Фрактальность природных и архитектурных форм // Культура. Вестник ДВО РАН, 2006, № 5.С. 119–127.

5. Колясников В. А. Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов / В. А. Колясников. – Екатеринбург: Архитектон, 2010. – 505 с.: ил.

6. Био-тек [Электронный ресурс] // https://tranio.ru/traniopedia/glossary/bio-tech/. Дата обращения: 18.12.16.

7. Кравченко М. П. Развитие фрактальной теории в архитектуре [Электронный ресурс] // http://www.taby27.ru/studentam_aspirantam/aspirant/filosofiya-nauki.-arxitekture-dizajnu-dpi/fraktal-arch.html. Дата обращения: 18.12.16.

8. Постмодернизм в культуре ХХ века [Электронный ресурс] // http://ya-simkina.narod.ru/R13-4.htm. Дата обращения: 18.12.16.

9. Старкова Л. Ю. Рождение нового стиля в современной архитектуре на примере федеральной площади в Мельбурне [Электронный ресурс] // http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz14_pril/34/template_article-ar=K41-60-k47.htm. Дата обращения: 18.12.16.

10. Философия постмодернизма [Электронный ресурс] // http://studme.org/1284071526820/filosofiya/postmodernizm. Дата обращения: 20.12.16.

11. Фракталы в архитектуре [Электронный ресурс] //

http://www.berlogos.ru/article/fraktaly-v-arhitekture/. Дата обращения: 18.12.16.

12. Хай-тек [Электронный ресурс] // http://stilys.com/styles/hi-tech. Дата обращения: 18.12.16.

13. Portal De La Percepción / Rojkind Arquitectos [Электронный ресурс] // http://www.plataformaarquitectura.cl/cl/02-205290/portal-de-la-percepcion-rojkind-arquitectos. Дата обращения: 18.12.16.

Приложения

Приложение 1

Замок Кастель дель Монте, Италия

Приложение 2

Медиа-центр Run Run Shaw в Гонконге, Китай

0

Просмотров работы: 579