ТЕНЕВОЕ ИСКУССТВО. КУМИ ЯМАШИТО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕНЕВОЕ ИСКУССТВО. КУМИ ЯМАШИТО

Богуш В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что такое теневое искусство (shadow art)?

Shadow art или рисунок тенью – это одно из направлений в современном искусстве. Художник не использует краски и кисти, не делает наброски на бумаге, мастеру светотени достаточно различных предметов и правильно направленного на них освещения. И тогда любая вещь может стать шедевром.

Казалось бы, ничего нового в искусстве придумать уже невозможно, и уж тем более невозможно удивить. Чего только не встречается на просторах интернета и в арт – галереях, но мастерам светотени удается не просто удивить, а поразить зрителя. Необычность материалов и форм, фактур и света – новизна и философский смысл, заложенный в каждом произведении привлекают на выставки художников и скульпторов работающих в направлении shadow art множество зрителей.

Для того, чтобы создавать теневые картины, художнику кроме богатого воображения и таланта понадобится освоить и мастерство инсталляции и светорежиссуру. Главное в рисунке тенью – это грамотно направленный свет, который и делает нагромождение разных предметов или отдельно выбранный предмет потрясающей картиной. Для создания своих работ художники используют самые неожиданные вещи – кто собирает мусор на городских свалках и потом из кучки непонятного мусора составляет свои композиции, кто специально изгибает металл под разным углом, кто работает с мятыми листами бумаги. Но потом из всех этих обыкновенных предметов появляются необыкновенные рисунки на стене.

Известность японской художнице Куми Ямашито (Kumi Yamashita) принесла серия работ ставшая результатом экспериментов со светом и тенью. Предметы на плоскости располагались так, что яркие лучи света, падающие под разным углом, формировали из тени разные изображения.

Fred Eerdekens. На первый взгляд в работах бельгийского художника нет ничего особенного. Можно долго смотреть на скрученную проволоку, ватные облака или металлический профиль и видеть перед собой всего лишь обычные предметы. Но как только сквозь инсталляцию проникает луч света, в хаотичном нагромождении предметов появляется смысл и логика, и оживают пейзажи, нарисованные художником.

В каждом произведении скульптора Пола Пакотто скрыта женщина. Догадаться об этом практически невозможно, пока на скульптуру не направлен свет. Металлические скульптуры Пола Пакотто сварены так, что при правильном расположении источника света тень, которую они отбрасывают, похожа на изящный женский силуэт. Для того, чтобы охарактеризовать работы скульптора Пола Пакотто (Paul Pacotto), как нельзя лучше подходит распространенное у него на родине выражение. «Cherchez la femme», или «Ищите женщину». Ведь в каждом его произведении скрыта представительница прекрасного пола, хотя подчас об этом не так-то просто догадаться.

Талант Пола Пакотто заключается в умении играть со светом и тенью. Металлические скульптуры автора сварены таким образом, что при правильном расположении источника света они отбрасывают тень в виде изящного женского силуэта. В принципе, сама эта идея не нова: мы уже знакомы с творчеством таких представителей shadow art, как Tim Noble и Sue Webster, Fred Eerdekens или Michael Neff. Однако произведения Пола Пакотто наполнены настоящим французским шармом: скрипки, розы, лебеди из металла – и хрупкие женские фигурки рядом с ними.

Скульптуры автора выполнены из листовой латуни, а впоследствии покрыты 24-каратным золотом или серебром.

Пол Пакотто утверждает, что внешность тех или иных преметов часто бывает обманчива, а их внутренняя сущность зачастую совсем не такая, как мы себе придумали. Увидеть истинную душу каждого предмета можно – нужно лишь знать, с какой стороны посмотреть. Для «теневого искусства» теория просто идеальная, не правда ли?

Автор родился в 1939 году. Живет и работает в Ницце. Выставлять свои работы он начал с 1971 года. Творчество Пола Пакотто отмечено множеством наград во Франции, Швейцарии и Японии.

Мастера светотени работают в разных стилях. Майкл Нефф стремится показать людям, что красивы не только реальные предметы, но и тени, которые они отбрасывают и многие его работы – это разукрашенные тени от деревьев и людей, машин и цветов.

Творческий тандем Tim Noble и Sue Webster для своих шедевров использует предметы, собранные на городских улицах и не смотря на это, выставки неизменно проходят с огромным успехом.

Куми Ямашито (англ. Kumi Yamashita, р. 1968) – современная американская художница и дизайнер, родившаяся в Японии. Известна своими работами, в которых изображения формируются при помощи света и тени.

Куми Ямашито или Ямашита родилась в 1968 году в г. Такасаки, Япония. Её имя – Куми – состоит из двух японских иероглифов: «создавать или делать» и «красота». Её мать по образованию была дизайнером и сама делала одежду для трех своих дочерей. Отец был скульптором и профессором по индустриальному дизайну в одном из вузов Японии. Художница вспоминала, что в детстве, когда отцу надо было что-либо объяснить своим дочерям, он всегда рисовал небольшие картинки для иллюстрации своих идей. Т.о. в семье Куми Ямашиты с самого раннего её детства было принято рисовать, придумывать одежду, вышивать ит.д. В старшей школе она по обмену училась в США и вскоре после этого решила переехать в Америку. В 1994 году получила степень бакалавра в Колледж искусств Корниш в Вашингтоне (Cornish College of the Arts), а в 1999 степень магистра изобразительных искусств в Школе искусств Глазго (Glasgow School of Art).

Первая выставка Куми Ямашиты прошла в Художественном музее Сиэтла, США. Наибольшую известность ей принесли её работы, сделанные из «света и тени». Художница, используя самые разные предметы и направляя определенным образом свет, создает картины из теней. Такого рода работы часто используются в дизайне интерьеров. Так, например, её работы можно увидеть в центре материнства Такаяма, Токио (англ. Perfe Takiyama Maternity Clinic).

В 2009 году, после своего путешествия по штату Нью-Мексико, Куми Ямашита создала серию портретов в своем авторском стиле. Работы из серии «Fragments» изображают профили реальных людей, которых встречала художница.

Работа над каждой «картиной из света и тени» включает в себя несколько этапов. Вначале художница делает фотографию человека, затем создает на её основе эскиз, который потом «по контору» пытается воспроизвести в качестве тени. При этом Куми Ямашита постоянно экспериментирует, получая новые, зачастую незапланированные заранее эффекты.

Кроме всего вышеописанного, Куми Ямашита создала ряд необычных портретов при помощи т.н. техники «натирания» (англ. Rubbing). Сама художница так описала данные работы: «почти каждый человек может вспомнить как в начальной школе он размещал бумагу поверх лицевой стороны монеты или какого-либо другого объекта с интересной текстурой и водил сверху карандашом. Я использовала этот же метод с фотографиями на кредитных картах людей (с истекшим сроком действия), чтобы создавать их портреты».

В 2011-13 гг. Куми Ямашита создала серию портретов «Constellation» (возм. перевод: «комбинация, созвездие, скопление»). Художница постоянно экспериментирует с различного рода техниками и материалами. Здесь она использовала исключительно гвозди, черную нить и деревянную основу светлого цвета. Нити, идущие от гвоздя к гвоздю, выполняют роль линий, идущих от точки к точке и формирующих изображение.

Необычные портреты, которые она создает (во многом из-за многообразия техник их создания) в 10-х годах XXI века стали привлекать внимание к личности художницы почти в той же степени, что и картины из «света и тени». Помимо серий «Rubbing» и «Constellation», в разные года она также создавала портреты, удаляя нити из монохромной ткацкой поверхности. Серия «Warp and weft» (возм. перевод: «уток, ткацкое переплетение») представляет собой портреты людей, которые не нарисованы или написаны, а получены из «пустот». «Темную краску» здесь заменяет отсутствие нитей в ткани. Название арт-проекта, Constellation, можно перевести как "комбинация, скопление", что как нельзя точнее объясняет процесс создания удивительных портретов. Различные комбинации, варианты переплетений одной-единственной нитки в результате превратили скоплениегвоздей в реалистичные лица с нарисованными на них эмоциями. Издалека кажется, что это рисунки, сделанные карандашом, и лишь подойдя поближе понимаешь, что арт-проект Constellation куда более трудоемкий и сложный, чем обычная живопись.

Для оформления офиса American Express в Нью-Йорке художница использовала обычные клеющиеся листочки для записей. Предварительно она сфотографировала профили сотрудников офиса, потом смяла определенным образом разноцветные листочки, и, под направленным светом, на стене появились человеческие облики в профиль.

На первый взгляд это беспорядочно разбросанные кубики, буквы и фигуры. Но свет все расставляет по своим местам и мы видим не просто тень, а историю людей, чувствуем их настроение.

Помните, как в школе вы рисовали мультики на отгибах тетрадных страниц, заставляя двигатся изображения при их быстром перелистывании? Аналогичный эффект заложен в основе работы "Диалог", созданной Куми в 1990 году. Шестьдесят вращающихся вокруг единой оси профилей человеческого лица создают эффект разговаривающих людей.

Список литературы:

  1. Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству / С. М. Петкова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  2. Культурология: Библиотека словарей / В. Д. Лихвар, Д. Е. Погорелый, Е. А. Подольская. – М.: Эксмо, 2008.

  3. Гоголев К. Н. Краткий конспект: Западная Европа и Ближний Восток. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  4. Энциклопедия современного искусства / ред. М. Серрюлль, А. Серюлль; пер.Н. Матяш. М.: Республика, 2005.

9

Просмотров работы: 1061