ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ УЧЕНИКА И ПЕДАГОГА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО (НА ПРИМЕРЕ ДМШ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ УЧЕНИКА И ПЕДАГОГА В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО (НА ПРИМЕРЕ ДМШ)

Андреева В.В. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наш век информационные технологии позволяют ученикам самостоятельно получать уйму информации – уже не только из книг, но и из аудио- и видео-уроков. И всё же ни один из них не может заменить живого преподавателя рядом. Это означает, что в профессии педагога есть нечто очень важное, что невозможно заменить никакими иными способами. Нередко ученики перенимают от своего преподавателя не только профессиональные навыки, но даже некоторые особенности личности, даже определённые способы выражать свои мысли, видеть свою роль в этом мире как человека и музыканта.

Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях и всего себя. Масштаб личности учителя определяется его профессиональными знаниями и навыками. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает своему учащемуся содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. Какая бы не была специфика учебного предмета, но многие хорошие учителя имеют некоторые общие черты, которые позволяют им успешно общаться со своими учениками и передавать им свои знания.

Особенности талантливых педагогов, добивающихся больших успехов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что-то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.

В звене «учитель-ученик» ведущее значение приобретают личностные качества, в которых главнейшим оказываются организаторские способности, умения общаться со своими учениками, включает в себя способность сопереживанию духовного мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент, умение ясно и четко выражать, как содержание преподаваемого им предмета, так и свои собственные чувства и настроения. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика – все это составляет основу для проявления данной способности.

Например, на уроках фортепиано, если преподаватель недостаточно эмоционально ведет урок, особенно в младших классах, речь его монотонна, объяснения и показы невыразительны, результат таких уроков – нежелание ребенка продолжать заниматься данным предметом. У учащегося средних и старших классов так же угасает интерес к предмету, домашние занятия становятся несистематичными, нет искренности в отношениях ученика и преподавателя – все это отбивает желание заниматься, а иногда и вообще посещать школу.

Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида:

  1. авторитарный,

  2. диалогический,

  3. комформный.

При авторитарном стиле общения содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания, и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.

При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие между учителем и учеником, стимулируя своими высказываниями и суждениями друг друга – они приходят к общему мнению.

При комформистком стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведет к изменению собственных позиций, взглядов и мнений. Положительное воздействие на личность не происходит в данном случае.

Взаимодействие учителя и ученика может быть 2-х видов: предметно-ролевое и личностное.

При первом типе, учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, оснащая ученика знаниями, умениями и навыками.

При личностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей. Создаются благоприятные возможности не только для его личностного развития. В этом случае учитель помогает ученику войти в огромный мир культуры, стать значительной личностью.

Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается её подавить своим авторитетом.

Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:

- признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрений такой самостоятельности;

- построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания

- стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижение ребенка насмешками, замечаниями, раздражительность и нетерпимость;

- успехи одних учеников не ставятся в укор других и ученики не противопоставляются друг другу.

Доверительная форма межличностных отношений между педагогом и учеником раскрывает «величие ученика» и обостряет ответственность самого педагога перед ним.

На другом полюсе развития самостоятельности ученика находится известный всем способ натаскивания, при котором ученик во всем вынужден подчиняться своему педагогу. Цель этого метода, по мнению известного отечественного педагога Е.Я. Либермана – сокрытие недостатков учащегося.

При натаскивании педагог не считается с уровнем развития своего ученика, не заботится о том, чтобы он понял и почувствовал смысл того, что делает. Работая таким образом, педагог больше всего считается с интересами своего ученика, а со своими собственными и это не способствует решению им своих профессиональных педагогических задач. В большинстве случаев цель «натаскивания» – это подготовка к конкурсам, концертам, экзаменам. Результат может повысить самооценку педагога, а ученик не получит полного удовлетворения ни от занятий, ни от общения с педагогом, ни от полученного результата. Не все ученики, пришедшие познать мир музыки – артисты, и для таких сценические выступления, концерты и конкурсы могут быть пагубными, поэтому для учителя с большой буквы главным в работе является не столько музыкальное произведение, которое обязательно должно исполняться на концерте, сколько личность учащегося и проблемы её развития.

Развитие талантливости ученика по мысли Г. Нейгауза означает не только научить его хорошо играть, но сделать его «более умным, более чутким, более чистым, справедливым, более стойким». Конечно, подобное отношение требует огромной, бескорыстной любви к ученику, при которой ученик рассматривается педагогом не как средство решения своих личных проблем, например достижения более высокого профессионального статуса, участие в престижном конкурсе, а как цель и огромная самоценность сама по себе.

Педагог, исповедующий в своей работе принципы сотрудничества, строит свои отношения с учеником на основе диалога, а не авторитарного приказа и принуждения. Поскольку в процессе диалога происходит интенсивный обмен эмоциональными состояниями, то педагогу необходимо заботиться о том, что эти состояния были позитивными.

Предоставление учащимся необходимой свободы, переход к групповым видам деятельности, насыщения обучения значимой информацией – все это положительно сказывается на мотивации обучения. Сам учитель, как показывает опыт лучших отечественных и зарубежных музыкантов, должен постоянно создавать наилучшие условия общения, при котором самое главное – взаимное положительное восприятие учителем ученика и учеником своего учителя.

Список литературы:

  1. Тимакин Е. М. Навыки координации в развитии пианиста. Учебно-методическое пособие для фортепиано. – М. : Советский композитор, 1987. – 120 с.

  2. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – М., 1984. – 128 с.

5

Просмотров работы: 461