Практически в каждой профессии для достижения какой-либо цели строится план работы, чтобы ускорить процесс достижения этой цели и избежать возможных ошибок. Изучение музыкального произведения не исключение, основываясь на работах известных педагогов можно выделить примерный план.
Работу над музыкальным произведением можно условно разбить на четыре основных этапа. Конечно же, эта условность зависит от индивидуальных особенностей музыкантов. В общих чертах можно отметить, что первый этап посвящен созданию общего представления о сочинении; второй этап – изучение нотного текста; третий этап, подводящий итог всей предшествующей работы, сочинение получает законченное исполнительское воплощение; четвёртый этап – «вынос» произведения на сцену и его анализ.
При первом знакомстве с музыкальным произведением основной целью является создание общего представления о произведении, об эпохе, когда было написано произведение, о композиторе, необходимо выявить правильное эмоциональное восприятие произведения в целом. Очень часто даже опытные скрипачи пропускают этот этап и начинают сразу учить текст. Но многие средства игры (вибрация, спиккато, стаккато и т.д.) зависят именно от содержания произведения. После многих часов разбора текста исполнитель может заучить неверные приемы и средства игры, на переучивание которых может понадобиться еще больше времени и сил.
После знакомства с произведением следует сыграть произведение целиком с листа. При таком проигрывании не следует останавливаться, если что-то не получилось сыграть.
Далее нужно условно разделить произведение и учить по более мелким частям. При этом надо помнить, что лучше за время занятий выучить небольшой отрывок произведения, но качественно. Перед каждым занятием следует ставить себе четкие цели. Например, сегодня я выучу первые 2 страницы, этот час я буду заниматься побочной партией.
На этом этапе работы не следует играть произведение в надлежащем темпе, но надо следить за исполнением всех динамических нюансов, чистой интонацией, правильным ритмом, применением указанных штрихов, за фразировкой и т. д.
При тщательном разборе текста очень важно подобрать правильную аппликатуру и штрихи именно на раннем этапе работы, чтобы избежать переучивания. При подборе аппликатуры и штрихов следует следить не только за тем, чтобы они были удобными, а так же, помогали реализовать художественные задания произведения.
На третьем этапе синтезируется всё, что сделано ранее: устанавливается смысловое отношение фраз внутри предложений, предложений – внутри периодов и периодов – внутри более крупных построений; выявляется главная кульминация, а отсюда – определяется единая линия развития музыкального материала. Для этого уже нужно работать над всем произведением либо над его крупными разделами.
На этом этапе следует играть произведение целиком, без остановок. Очень важно проигрывать произведение в присутствии других музыкантов. Мы можем получить суждение со стороны других музыкантов, а так же условия игры будут близки к эстрадным, что поможет выявить ошибки и проблемы, появляющиеся при волнении.
Последний этап работы – «вынос» произведения на сцену и анализ исполнения. Зачастую, исполнители забывают сделать тщательный анализ своей игры после выступления. Это очень важно, так как чаще всего мы будем исполнять это произведение еще много раз, поэтому очень важно выделить недочёты и проделать работу над ошибками. Желательно сделать запись выступления.
Я считаю, что научиться правильно работать над музыкальным произведением – одна из самых главных задач музыканта-скрипача и ученика следуют учить этому уже с первых лет обучения. Работая над произведением правильно, можно сэкономить много времени и избежать ошибок.
Список литературы:
Гинзбург Л. С. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд., доп. – М. : Музыка, 1981. – 143 с.
Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики. – М. : Музыка, 1965. – 274 с.
Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. – М. : Классика–XXI, 2006. – 255 с.
Мострас К. Система домашних занятий скрипача. – М. :Музгиз, 1956. – 56 с.
0