Формирование навыка чтения с листа следует уже в начальный период обучения. Детей важно сразу учить осмысленному разбору, как первому шагу на пути к свободному обращению с текстом. Когда ребёнок уже хорошо знаком с нотной грамотой нужно просить его прочитывать и играть не по одной ноте, а сразу по несколько, тем самым вырабатывая у него навык группового разбора. Теперь он разбирает пьесу не отдельными звуками, а фразами, которые запоминает, а потом соединяет между собой. По прошествии этого этапа нужно переходить непосредственно к самой читке. Важно дать ему установку, что никак нельзя останавливаться, нужно смотреть вперёд, т.к. читка – процесс непрерывный. Со временем педагог и ученик переходят от простого к более сложному репертуару, тем самым вырабатывая умение читать с листа. К сожалению, не у всех получается развиваться равномерно при обучении, и наряду с работой над аппаратом, слухом, музыкальностью и т.д. уделять внимание чтению нотного текста.
Научиться читать с листа можно в любом возрасте. Конечно, некоторым это делать легче, в силу способностей. Но работая над собой можно развить этот навык на хорошем, профессиональном уровне.
Процесс чтения с листа можно разделить на три этапа.
Восприятие информации нотного текста.
Для того, чтобы быстро воспринимать нотный текст нужно обладать некоторыми навыками. Это, в первую очередь, знание нотной грамоты, умение ее быстро воспринимать и анализировать. Это восприятие необходимо отточить настолько, чтобы в условиях ограниченного времени текст воспринимался ускоренно, а читающий при этом ещё и успевал смотреть вперёд.
Переработка полученной информации.
Для успешного прочтения нотного текста от читающего требуется не только предельная концентрация зрения и моторики. Немалую роль здесь играет также слух и умственная концентрация. Все эти процессы должны находиться в синтезе, т.е. помимо быстрого восприятия текста, музыканту пригодятся хорошо развитый гармонический слух, знание стиля исполняемого сочинения, а также реакция на происходящие события (изменение динамики, темпов, тонального плана и т.д.). В итоге получается не сухой, скучный текст, а объемный, с некими музыкальными образами, заложенными автором.
Двигательная (моторная) реализация результатов предыдущего мыслительного процесса.
Пианистический аппарат должен быстро и точно реагировать на нотный текст. Прежде всего, рукам необходимо свободно ориентироваться на клавиатуре, не нуждаясь в постоянной поддержке зрением. Осязательная ориентировка на клавиатуре формируется с помощью упражнений. Это известные всем музыкантам гаммы и другие упражнения. С их помощью вырабатывается не только скорость, но и выучивается самая оптимальная и удобная аппликатура для исполнения длинных пассажей и т.д. Также для развития лучшего ориентирования на клавиатуре помогает транспонирование в другие тональности уже изученных пьес.
Нельзя рассчитывать на то, что зрительный контроль за движениями руки может быть полностью устранен, особенно при исполнении пьес, где много широких ходов и скачков. Здесь может прийти на помощь рациональная посадка за инструментом, при которой в поле зрения исполнителя оказывается одновременно и нотный текст на пюпитре, и руки на клавиатуре.
Навык чтения нот с листа следует развивать постоянно. Способность быстрого и свободного чтения нот поможет музыканту в знакомстве с богатейшей музыкальной литературой. Но главное, одним из факторов, во многом определяющим успешность профессиональной карьеры музыканта, является умение играть с листа, необходимое в различных видах исполнительской (сольной, концертмейстерской и ансамблевой) и педагогической деятельности.
Список литературы:
1. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию [Текст] / Л. А. Баренбойм – М. : Советский композитор, 1973. – 270 с.
2. Камаева Т. Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т. Ю. Камаева, А. Ф. Камаев. – М. : Классика–XXI, 2006. – 95 с.
2