СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКЕ

Бондаренко Е.И. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Музыка для большинства детей – радость и праздник. А еще она помогает детям узнать себя, развить координацию, наладить контакт со взрослыми и другими детьми. Музыка дает свободу: можно петь, двигаться и расслабиться. Дети любят петь одни и те же попевки, так через повторение закладываются основы языка и математики. То, что музыка развивает маленького человека, никто не спорит. Но как грамотно привить ребёнку любовь к искусству и не отбить желание заниматься музыкой на всю жизнь?

Рассмотрим некоторые методики обучения детей музыке в раннем возрасте.

Методика Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке. Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, которая даёт практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка. И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, японском, музыкальном или художественном. Достаточно поместить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, он сможет выучить что угодно. Третье открытие японца стало последним элементом в мозаике его метода. Сузуки понял, что детям нужны соответствующие их росту инструменты и начал мастерить маленькие скрипки. Но как научить детей играть на них? Ведь запретом на копирование их лишали главного инструмента обучения – подражания.

На первом уроке Сузуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Сидя посреди комнаты, Сузуки время от времени брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Как он и ожидал, дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты. Точно так же, как птенцы, подражая птице – учителю, осваивали свои трели, дети очень легко начали играть на скрипке, которая стала их вторым «языком». Таким образом, Сузуки создал методику, которая в наши дни распространилась по всему миру и нашла десятки тысяч последователей и учеников, многие из которых стали первоклассными музыкантами.

Следующая методика предложена венгерским педагогом, композитором и фольклористом Золтаном Кодали. В основе подхода Золтана Кодали лежит идея поступательного музыкального развития: от простого к сложному. Начинать обучение музыке следует с «основ»: пения, слушания, танцев, ритмики. Когда фундамент заложен, – можно осваивать нотную грамоту. Игры, двигательные песенки, ходьба, хлопки, хороводы – неотъемлемая часть подхода Кодали. Дети учатся с помощью тела: чем проще и корочепесня, тем легче малышам выучить движения. Движения просто необходимы для освоения ритма.

Немецкий композитор и автор уникальной концепции музыкального образования детей, получившей название «Шульверк» Карл Орф также предложил свою методику обучения детей музыке. Шульверк - это не учебник, скорее концепция, особый взгляд на музыкальное образование детей, основанное на коллективном музицировании. Шульверк (Schulwerk) - сочетание двух слов - Schule (школа) и Werk (работа, умение что-то делать искусно). Действие - основа музыкального воспитания по Карлу Орфу. В своем сборнике Орф собрал фольклорные произведения того времени, когда музыка, речь и движение были неразрывны. Основным предназначением Шульверка является приобщение всех детей к музыке, независимо от их талантов. По-особому выглядят и отношения «педагог – дети» в видении Карла Орфа. Педагог - не авторитарный персонаж на уроке, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки. Дети должны не повторять, а создавать свою детскую элементарную музыку. Выбор метода подачи музыки - в руках у учителя, и учитель должен импровизировать. Он может придумать вместе с детьми аккомпанемент из хлопков, звоночков к известной народной песенке, дать детям поиграть на инструментах. Дети обожают придумывать, творить, фантазировать, и подход Карла Орфа в этом смысле очень схож с природой ребёнка.

Итальянский врач и педагог Мария Монтессори впервые начала применять свою систему к дошкольникам с особыми потребностями. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже дети с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие. В большинстве заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон: жизненная практика; сенсорное, математическое, языковое развитие, космическое воспитание, для полноты картины мира.

Система швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далькроза выделяется своей детальной проработанностью и четкой структурой.

В ее основу положено понятие ритма, как универсального начала, творящего и организующего жизнь. Человек, способный пронизать ритмом свою жизнь и свое тело, приобщается к тайнам мироздания. Ритм воздействует на человека, воспитывая и формируя его тело и душу. Исходный тезис Далькроза: музыка преобразует телесность. Тело должно стать инструментом, способным без участия сознания откликаться на все события музыкальной ткани. Мускулы способны отвечать на звуки, как струны инструмента. Добившись путем длительных специальных упражнений автоматизма реакций тела, человек освобождается для задач более высокого уровня, связанных с эмоциональной и образной выразительностью. Тело ритмиста должно быть вышколено точно так же, как пальцы пианиста. Технический тренинг, дисциплина движений развивают память тела, как и память пальцев.

Применяя тот или иной метод на практике педагоги, воспитаете ли, должны руководствоваться целью воспитания, его задачами и содержанием. При этом всегда необходимо учитывать возраст ребёнка и его индивидуальные особенности. В основе воспитательного процесса должны стоять не отдельные методы, а их система. Эта система методов должны быть гибкой, постоянно меняться, подстраиваясь под возраст детей и уровень их воспитанности. Здесь необходимо педагогическое мастерство и наличие креативного подхода к организации воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Даниленко М. Философия обучения музыке в дошкольном возрасте. Методика Сузуки». – Режим доступа: http://www.metodi-shinichi-suzuki

2. Тютюнникова Т. Методика Карла Орфа. – Режим доступа: http://orf.ru

3. Чинарова Е. Как обучать детей музыке. Три методики. – Режим доступа: http://letidor.ru

4. Штейн А. Главный урок Марии Монтессори. – Режим доступа: http://danilova.ru/publication/metodiky

3

Просмотров работы: 173