ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Рецлав Е.А. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Использование электронных музыкальных инструментов в деятельности преподавателя по классу фортепиано детской школы искусств.

Известно, что музыка является мощнейшим средством формирования личности. Представители гуманистического направления психологии, открывшего новые перспективы психологического понимания человека и оказавшего огромное влияние на современную педагогику, выделили именно невербальное воспитание, осуществляемое посредством искусства, музыки, танцев.

Исторически развитие музыкальной культуры всегда было связано с техническим оснащением данной сферы деятельности человека. Для подтверждения этой мысли можно указать, например, на взаимосвязь расширения средств музыкальной выразительности и технических усовершенствований в конструировании музыкальных инструментов, или на влияние изменений в музыкально – теоретических системах организации звуков в многоголосной музыке на мышление композиторов европейских культур.

Необходимым компонентом современного педагогического процесса является освоение современных синтезаторов и компьютерных программ, которые позволяют приобрести и музыканту-педагогу и музыканту-исполнителю необходимую свободу в обращении с новыми техническими средствами, формируют новое обобщенное, целостное представление о звуковой стороне музыкального процесса, помогают сделать вхождение ребенка в пространство музыки доступным и привлекательным.

Электронные музыкальные инструменты и компьютер открывают перед музыкантом огромные перспективы: нотно-издательская деятельность, подготовка цифровых фонограмм, реставрация старых записей, звукорежиссёрская работа, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ-секвенсеров, синтез звука и электронной музыки, интерактивные исполнительские системы, системы алгоритмической музыки, системы управления партитурой в реальном времени, создание и использование музыковедческих баз данных, обучение в общеобразовательной и музыкальной школах, колледжах и вузах. Конечно, один отдельно взятый музыкант никогда не использует всё вышеперечисленное, а ограничивается тем, что близко его специализации.

В современном музыкальном образовании все более устойчивые позиции занимает клавишный электронный музыкальный инструмент (синтезатор), объединяющий в себе передовую технологию генерирования звука с цифровой электроникой. Он широко распространен как инструмент любительского музицирования, что непосредственно связывает обучение игре на нем с жизнью. Многофункциональность, мобильность, относительная простота эксплуатации и другие особенности синтезатора открывают широкие возможности его использования в педагогическом процессе детской школы искусств (ДШИ).

Обращение к электронным музыкальным инструментам способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования, который детьми и подростками порой воспринимается как нечто устаревшее и замкнутое в стенах школы искусств. Престиж новой техники и «современных» звуков в глазах ребят служить отличным стимулом в развитии их интереса к музыкальным занятиям.

Один из ведущих специалистов в области создания электронной музыки, Э.Артемьев говорит: «Музыканту сегодня не знать электронику – большой грех, даже невежество. Если он сознательно от нее убегает, он отсекает себя от целого мира, тормозит свое развитие, подчас навсегда...» [1, 1].

Работая с детьми в классе фортепиано, я нередко использую синтезатор в педагогическом процессе. Как показывает опыт, дети с большим увлечением и интересом занимаются сольной и ансамблевой игрой с использованием синтезатора. Количество участников может быть различным: два исполнителя на фортепиано и один на синтезаторе, два – на синтезаторе (отдельно партии мелодии и аккомпанемента) и один на фортепиано, синтезатор в составе вокально-инструментального ансамбля и т. д.

В зависимости от наличия инструментов, сложности произведения, насыщенности музыкальной фактуры и т. п. для тренировки ансамблевой игры и развития чувства ритма может быть очень полезна функция автоаккомпанемента. Партии сопровождения для множества стилей популярной музыки записали высококлассные студийные музыканты, и недооценивать такие возможности не следует: практика ансамблевой игры развивает музыкальную чуткость и способность слушать себя в контексте общей музыкальной мысли.

Поскольку синтезатор позволяет записать собственное исполнение для последующего прослушивания, то он может оказаться очень полезным при занятиях ребенком в домашних условиях. Запись игры указывает на недостатки, над которыми следует работать. Фонограмма вокального произведения, подготовленная преподавателем, становится материалом для самостоятельной подготовки певцов. Фонограмма инструментального произведения из школьного репертуара может стать образцом для детского исполнения.

В репертуаре учащихся класса фортепиано ДШИ большое количество произведений различных композиторов, стилей и эпох, и весь этот обширный и разнообразный репертуар можно исполнить на синтезаторе.

Компактность инструмента и легкость транспортировки дает возможность учащимся заниматься и выступать за пределами школьного класса (уроки и концерты на открытом воздухе, выступления в местах, где отсутствует или расстроено фортепиано).

Электронные музыкальные инструменты дают широкие возможности их использования в педагогическом процессе в ДШИ.

Список литературы

  1. Артемьев Э. Заметки об электронной музыке [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: www.aposition.org.

  2. Киселёва Т. Синтезатор в современном музыкальном образовании [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: www.gcon.pstu.ac.ru.

  3. Красильников И. Электронные инструменты в музыкальном образовании [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. Режим доступа: www.art-education.ioso.ru

  4. Энфи А. Век электронной музыки // Звукорежиссер. – 2003. – № 6. – С. 11–16.

3

Просмотров работы: 256