Концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории –– все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.
Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от сценических выступлений.
Рассматривая причины срывов, происходящих с исполнителем на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного волнения - проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от сковывающих пут нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: «Когда человек — артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать».
Волнение музыканта — исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала - все это дезорганизует творческие способности.
Проблему концертного волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики и психологии и частных методик обучения игре на инструментах. Действительно, эта проблема, проблема эстрадного волнения, и такие вопросы — как избавиться от излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над эстрадным волнением в период подготовки к выступлению — являются ключевыми в музыкальной педагогике и психологии. Так как воспитание артистических способностей, а в частности и способности владеть собой в момент выступления — одна из задач для педагога в формировании музыканта- исполнителя.
Концертное волнение нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности эстрадного волнения: «волнение-подъем» и «волнение-паника». Вследствие индивидуальных особенностей психической организации каждого исполнителя, состояние волнения по-разному отражается на качестве исполняемых произведений.
Одному волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу лишней энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата, у многих волнение доходит до болезненного состояния. Чаще всего это проявляется в нарушении скоростной регулировки, теряется чувство темпа, нередко исполнителю кажется, что он поет очень тихо, что его не слышно, и он начинает петь на нюанс выше. Бывает обратное: гаснет темперамент, певец теряет: опору поет «на связках», либо певческую позицию. Самое страшное, если вдруг отказывает память, забываются слова, речь затормаживается, певец фальшивит, чувствует себя скованно и зажато. Неудачное исполнение рождает неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, «боязнь» плохо спеть, забыть текст, остановиться.
Эстрадная выдержка укрепляется эстрадной тренировкой. Пусть певец споет меньшее количество песен в одно выступление, но пусть почаще появляется на эстраде. Огромную пользу принесет и многократное повторение перед аудиторией одних и тех же музыкальных произведений.
Возвращаясь к причинам концертного волнения, следует рассмотреть — непривычная обстановка.
Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности.
Весьма желательны пробные звукозаписи своего исполнения –– пусть даже самые любительские несовершенные. Именно в процессе такой проверки, можно выявить свои недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки.
Очень полезно петь произведение с любой заданной точки. Еще один пример: напевать песню в уме, можно даже сочетать с прогулкой по улице.
Впрочем, подобных примеров можно привести множество... Все это является тренировкой нервных процессов, в результате которой вырабатывается сопротивляемость к посторонним внешним раздражителям, концертное выступление становится привычным.
Негативно на качестве исполнения сказываются пробелы в технической подготовке. Например, если до выступления еще имелось излишнее напряжение в мышцах, то от волнения во время выступления оно во много раз возрастает, проявляется скованность в мышцах всего тела, плохо подчиняются и исполнителю. Где бы ни возникало напряженное состояние и откуда бы ни исходило его воздействие, оно всегда оказывает тормозящее влияние на свободу исполнения.
Также, одной из причин возникновения концертного волнения, называют обострение сознательного контроля над автоматически налаженными процессами.
Исполнение произведения есть цепь автоматизированных движений, которые в психологии называются навыками и вырабатываются в процессе сознательной деятельности.
Эстрадные выступления требуют большой исполнительской воли и выдержки, так как музыкант энергетически выкладывается. Надо уметь мобилизовать всю свою энергию и вместе с тем умело ее расходовать. Для их «тренировки» полезно исполнять всю программу целиком несколько раз подряд, при этом стараясь сохранить внимание, сосредоточенность и контроль за энергетическими затратами.
Чаще всего исполнителя на сцене подводит память. Работа памяти сильнейшим образом зависит от индивидуальных особенностей: от развития слуха, чувства ритма, от развития техники и способности эмоциональных переживаний.
Если процесс запоминания был выстроен правильно, и в запоминании участвовали и слуховой, и зрительный, и моторный, и логический компоненты памяти, момент забывания не станет катастрофой. При подготовке к концертному выступлению нужно учитывать все свои особенности психологические особенности и постараться сократить их до минимума. Нужно понимать о том, что ты хочешь сказать зрителю своим исполнением и исполняемым произведением. А так же делать это раскрепощенно и не принужденно. Перед запланированным концертом следует хорошо выспаться, «накопить» энергию. Поесть за два часа перед выступлением, чтобы организм был в полном комфорте. Распевка перед выходом не менее важный аспект для певца или «мычание» с закрытым ртом настроит на нужный лад, поможет почувствовать певческую позицию!
Что касается исполнения технического зачета для эстрадного вокалиста ,то тут особое внимание уделяется: чистоте интонации, темпу и ритму. Нужно заранее «впеть» музыкальный материал, чтобы непосредственно на зачете это было легко. Так как тех. зачеты довольно сложны для исполнения «живого» инструмента. Инвенции И.Г.Баха, вокализы H.Panofka, этюды B.Stollofa требуют «пластичного голоса» и интонационного совершенства. Зачастую певец на этих техниках развивает свой голосовой аппарат для новых и новых голосовых возможностях, применяемых в концертных программах или ансамблях.
Выступление сцене или академический концерт важный момент для певца. Так как все усилия и старания, певческие тренировки направлены на исполнение конечного варианта своей программы перед зрителями. Здесь нужно постараться максимально выполнить все задачи, которые ставил перед собой артист, справиться с волнением и мелодическими трудностями. Певец должен быть уверен в себе, раскован и харизматичен. Нести то или иное музыкальное настроение принадлежащее произведению и, конечно же, лирический, драматический или сатирический образ.
Да, мы разбираем некоторые средства борьбы с волнением, но главное, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным судилищем». Не нужно бояться эмоциональных выступлений, ибо бояться их — значит бояться жизни. Эмоция — это выражение жизни и не иметь их, значит не жить.
Список литературы:
1. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной системы. – Л. – 1974.
2. Наумов Л. М. Сценическое волнение [Электронный ресурс]. Режим доступа: htt/www/muzobozrenie@mail.ru
3. Станиславский К. Работа актера над собой. Страница №2. Статья «Психологическая подготовка к концертному выступлению» [Электронный ресурс]. Режим доступа: as-sol.net (Введение)
4. Климов Е. А. Психология профессионала. – Воронеж, 1996.
4