В основе творчества и мастерства заложен природный талант личности любителя. Мастерство - умение овладеть каким-либо ремеслом, применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом. Творчество - это свободное выражение своей индивидуальности, результатом которого может быть нечто качественно новое.
Именно творческий потенциал личности и потребность самоорганизации и самореализации движет врожденным свойством людей к результату культурного, эстетического развития.Творческий потенциал в отличие от уровня мастерства личности не зависит от социальных условий - в этом их принципиальное различие. Поэтому творчество является условием становления личности, в котором возникают и удовлетворяются ее нравственно-эстетические потребности. Творчество - «вечный двигатель» к порождению нового.Острая общественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художественного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивноетворчество» и «самодеятельное творчество любительскойдеятельности».Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и, затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицательные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стремление к нравственному результату через эстетические особенности «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, даже если это увлечение будет на уровне примитивизма. Организованные и стихийно возникающие формы любительских занятий искусством через сохранение этнокультурных традиций, а также развитие самодеятельного творчества масс являются наиболее актуальными и необходимыми процессами в современной социально-культурной сфере. На пути культурного роста подрастающего поколения к эстетическому восприятию тех норм и ценностей, которые наполнены значимым содержанием, основанным на опыте поколений. Такая личность готова к социальным действиям, в том числе к действиям, происходящим в организованном и неорганизованном свободном времяпрепровождении. Основным связующим звеном здесь является духовно-эмоциональное общение. В результате самодеятельности развивается творческое мышление, появляется личная значимость этого процесса, даже если для окружающих это не является важным и существенным. Правильны мысли Г.Нейгауза и Б.Покровского, что талант создать нельзя, поскольку он продукт природы. Но можно создать питательную среду для его произрастания, развития и расцвета.
Над сущностью творчества задумывалось большинство крупных ученых. Изучением становления профессиональной творческой личности занимались многие исследователи и педагоги: П. П. Блонский: «Превратил же уроки в совместную жизнь учителя с детьми… пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».
Американский психолог Л. С. Кюби считает, что нетворческое сознание связано с подавлением воображения и фантазии. Творческий поиск всегда связан с новаторством прогрессивным нововведением, совершенствующимся некоторой относительной новизной. Одним из критериев педагогического творчества является умением видеть веер вариантов – это способность к импровизации.
Импровизация – это такое действие в ходе педагогического процесса, которое возникает в ответ на неожиданную ситуацию, когда создание и воспроизведение совпадают по времени.
Индивидуальность и мастерство - казалось бы, явления из совершенно разных сфер. Индивидуальность - категория духовной сферы человека, обозначающая его природные данные. Мастерство - категория материальная, относящаяся к сфере развития игровых навыков, ремесла. Однако в творческом процессе индивидуальность и мастерство тесно взаимодействуют. С развитием мастерства раскрывается и проявляется индивидуальность. Мастерство без индивидуальности - это еще не искусство, а ремесло. Высокое музыкально-исполнительское искусство - всегда синтез индивидуальности и мастерства.
Само понятие «творчество» еще с древнейших времен имело обозначение «Божественная деятельность». Начиная с эпохи Возрождения и появления первых исследований и изобретателей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличивания человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относится к эпохе романтизма. В XX веке понятие «творчество» (эпитет творческий») стало применяться к различным видам жизнедеятельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творческая личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодеятельного творчества. В это же время создается множество любительских объединений, студий, кружков. Стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, литмонтажи, театральные студии - постановки клубных оперетт, говорящий хор - коллективная декламация и пр.).
Путь становления творческой личности очень длинный и трудоемкий. Он требует от человека искусства очень больших усилий, стремлений и желаний. Любой природный талант может остаться на уровне «зародыша», если человек не будет развивать его и идти к поставленной цели на пути к мастерству. Именно через творчество происходит гармоничное становление личности, обладающей нестандартным мышлением, упорством и трудолюбием.
Список литературы:
1. Studopedia.su/13_42711_tvorchestvo-i-masterstvo-kak-formirovania-lichnosti. htmI
2. Докшицер Т. А. Из записной книжки трубача: Заметки об исполнительском мастерстве музыканта. – М., 1995. – 108 c.
3. Блонский П. П. Избранные педагогические и социологические сочинения. – Т. 1. – М., 1979. – 39–85 c.
3