ИЗУЧЕНИЕ И ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИБИРИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ И ВОЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИБИРИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Правление Петра I открыло в русской истории новый период. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Преобразования первой четверти XVIII в. столь грандиозны по своим последствиям, что дают основание говорить о допетровской и послепетровской России. Петр Великий – одна из наиболее ярких фигур в русской истории.

В конце XVII в. – начале XVIII в. широко задуманные преобразования страны, связанные с государственной политикой Петра I, потребовали расширения сведений о природе, населении и хозяйстве, составления географических карт с точным обозначением государственных границ, рек, морей, путей сообщения. Появилась необходимость поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири.

Начало великим географическим открытиям в Сибири было положено знаменитым походом Ермака в 1581–1584 гг. при царе Иване IV Грозном. Небольшие отряды казаков расширили границы Русского государства от Урала до Тихого океана. Они сообщили об этом огромном крае первые достоверные сведения, которые легли в основу географических карт и описаний Сибири. Научное же освоение этого региона началось при Петре I, именно по его инициативе в России впервые стал применяться научно экспедиционный метод исследований.

Российская геополитика в Сибири заключалось в том, что императорское правительство старалось избегать здесь всякого рода конфликтов и военных столкновений. Оно пыталось наладить регулярные торговые связи с казахами, Джунгарией, Китаем, среднеазиатскими государствами и даже Индией. Одновременно происходило укрепление южных границ путем постройки систем крепостей.

1. Сибирская губерния при Петре I

Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. территория Российской империи была разделена на 8 огромных губерний: Московская, Ингерманландская (с 1710 года Санкт-Петербургская), Архангелогородская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе губерний поставлены губернаторы, которые выполняли административную, полицейскую, финансовую, судебную функции и были командующими войсками в подведомственных им губерниях. Первым сибирским губернатором стал князь М.П. Гагарин (4, С. 357).

В состав Сибирской губернии вошли Тобольский, Енисейский, Илимский, Тарский, Березовский, Сургутский, Тюменский, Томский, Мангазейский, Иркутский, Кузнецкий, Туринский, Верхотурский, Якутский, Красноярский, Пелымский, Нарымский, Кетский уезды. А также города: Кунгур, Пермь Великая, Чердынь, Соль Камская, Кайгородок, Яренск и Вятка. Губернским городом стал Тобольск.

По указу Петра I в 1710 г. была изготовлена печать Сибирской губернии с эмблемами трёх её провинций, в верхней части которой была изображена эмблема Тобольской провинции: под короной стоят на задних лапах два соболя, держащие лук и две перекрещённые стрелы остриями вниз (прил. 1). Геральдическую форму сибирской эмблеме впервые придал в 1722 г. первый российский геральдист граф Франциск де Санти. Наряду с гербами великих княжеств Киевского, Владимирского, Новгородского, а также Казанского и Астраханского царств герб «Царства Сибирского» был помещён на крыльях двуглавого орла (7, С. 133).

Реформа Петра I от 29 мая 1719 г. была направлена на разукрупнение слабо управляемых огромных территорий. Теперь все губернии, кроме Астраханской и Ревельской, разделялись на более мелкие единицы – провинции. В Сибирской губернии выделились 3 провинции: Вятская, Соликамская и Тобольская. А 26 ноября 1724 г. из состава Тобольской провинции выделены Енисейская и Иркутская провинции.

2. Исследование Сибири в 1719– 1727 гг.

В первой четверти XVIII века началось научное исследование Сибири. Петр I уделял большое внимание организации исследований, призванных дать точные сведения о природных ресурсах Сибири, ее населении, перспективах экономического развития. Руководителем экспедиции был назначен приглашенный Петром I из Данцига Даниил Готлиб Мессершмидт. Его путешествие продолжалось с 1720 г. по 1727 г. Семилетнее путешествие участников этой экспедиции положило начало планомерному изучению Сибири. По Сибири маршрут проходил от Верхотурья на Тюмень, Тобольск, Тару, Томск. Участники экспедиции посетили Кузнецкую и Минусинскую котловины, обследовали прилегающие к Енисею районы вплоть до Туруханска, бассейн Нижней Тунгуски, перешли на Лену, затем в Иркутск, в Забайкалье. В Тобольск экспедиция вернулась из Иркутска по рекам Ангара – Кеть – Обь – Иртыш (6, С. 22).

1 марта 1719 г. Мессершмидт выехал из Петербурга в Тобольск. Путешествие заняло 10 месяцев. По пути Мессершмидт составлял карту дороги. Помимо фармакологических заданий он решил заняться изучением местных языков, собирать рукописи, изучать климат, искать металлические древние изделия, произведения искусства и ремесла. Ему приходилось приобретать редкости на свои средства, так как государство его не спонсировало.

Мессершмидт пробыл более года в Тобольске, делая оттуда вылазки по восточному склону Урала и знакомясь с местными архивами. Он составил каталог растений, коллекцию бабочек, чучела и описания птиц, таблицу числительных на 20 языках народов Сибири, делал ежедневные записи погоды и барометрические измерения, зарисовки памятников древности, каменных статуй и т. д. Его помощником стал пленный швед Филипп Иоганн Табберт, уже успевший изучить русский язык. На основе старых чертежей тобольского топографа С.У. Ремезова Табберт составил карту Сибири, которая понравилась Петру (прил. 2).

В мае 1722 г. ему пришлось расстаться с Таббертом, поскольку со Швецией был заключен мир, и всем шведским пленным было приказано собраться в Тобольске. В 1723 г. Табберт был отпущен в Швецию и там как фон Страленберг в 1730 г. издал книгу о географии Северной и Восточной Европы и Азии, где есть глава о Сибири.

Во время своего путешествия Мессершмидт описывал в числе прочего действия местных властей, в том числе взяточничество воевод. Несколько раз, наталкиваясь на произвол, невежество властей, на воровство и пьянство работников, в пылу раздражения немецкий ученый делал весьма нелестные записи в дневник о русском народе и его качествах. Да и сам царь Петр, видя разницу между европейскими странами и своей страной, явно считал европейскую цивилизацию выше и лучше, так как очень усердно стремился привить своим подданным западные нравы и быт (6, С.89).

На реке Нижней Тунгуске Мессершмидт обнаружил каменный уголь. В Иркутске он изучает кости мамонта, незадолго до того привезенные туда с р. Индигирки. Некоторые европейские ученые считали, что это огромная амфибия, другие – что это морское животное. Татищев придерживался взглядов большинства – что это подземное животное, боящееся света. Мессершмидт опознал в мамонте родственника слона. После Иркутска Мессершмидт отправился дальше, в Удинск, Селенгинск и Нерчинск.

В Селенгинске Мессершмидт имел очень полезные беседы с Иннокентием Кульчицким, епископом Переяславским, впоследствии митрополитом Тобольским о религиозных вещах: почитании икон, постах. Мессершмидт умел ценить интеллект и в русских людях. После Нерчинска, в конце 1724 г. Мессершмидт начал готовиться к возвращению, но продолжал исследования. Они затянулись еще на три года (6, С. 147).

Сведения о том, что Мессершмидт везет большой багаж и противится таможенному досмотру, дали повод подозревать, что он везет контрабанду (золото или меха). Когда Мессершмидт со своими уже 14 возами прибыл в Тобольск, его повезли к губернатору князю Долгорукому. Губернатор велел комиссару тотчас же осмотреть те сани, которые путешественник хочет взять с собой на квартиру. Через неделю в присутствии губернатора вскрыли и произвели досмотр всех ящиков с коллекциями. Секретарь Баженов при этом обзывал ученого вором и мошенником. Контрабанды (золота, соболей и лис) не оказалось. Но губернатор Долгорукий все же ругал его. Пришлось уплатить пошлину и одарить подарками (взятками) губернаторского сына, чтобы привести багаж в порядок и уехать. По дороге из Тобольска в Москву он записал, что за время экспедиции поседел, полысел и заболел. Глаза воспалились, и зрение так ослабело, что он почти не может читать и писать. В свои 40 лет он выглядит стариком (3, С. 168).

Таким образом, Мессершмидт собрал и обработал колоссальный материал по этнографии, географии, ботанике, зоологии, лингвистике и другим областям науки. Мессершмидт собрал обширные коллекции млекопитающих и птиц, впервые описав, в частности, дикого осла (кулана), центрально-азиатского барана (аргали) и других животных. Он подробно охарактеризовал географическое распространение, образ жизни и сезонные явления в жизни многих сибирских животных.

Во время работы экспедиции было открыто несколько месторождений полезных ископаемых (угля, графита), описаны серебряно-свинцовые рудники и соленые озера Забайкалья, проведено первое в науке описание многолетней мерзлоты. По итогам работы Мессершмидт подготовил 10-томное "Обозрение Сибири", которое можно рассматривать как первое научное описание этого обширного региона. В "Обозрение Сибири" был включен ряд карт. Эта работа Мессершмидта является также одним из первых научных отчетов об экспедиции (6, С. 162).

3. Военная реформа в Сибири 1709 г.

Глубокие изменения в организации служилого мира Сибири происходят в эпоху Петра I, в эпоху реформ государственной жизни России. Военные реформы, целью которых было достижение превосходства над европейскими соседями России, оказались очень трудными и тяжелыми для народа и государства и привели к преобразованиям государственного управления социального уклада экономики и культуры.

В результате преобразований Петра I были проведены ряд реформ в военном деле России, главными из которых были следующие: создание регулярной полевой армии европейского типа, сформированной на основе рекрутских наборов, затронувших всю территорию государства; формирование регулярных гарнизонных войск во всех губерниях; реформа налогообложения для содержания регулярных войск.

Регулярная армия, созданная Петром I, состояла из полевых и гарнизонных войск, причем гарнизонные полки рассматривались правительством в качестве второстепенных по отношению к полевым. Главные силы государства Петр I тратил на создание регулярной полевой армии, которая вынесла на себе основную тяжесть Северной войны. Формирование регулярных гарнизонных частей началось в 1702 г., источником личного состава для них стали отряды служилых людей старых служб.

В 1708–1709 гг. башкиры организовали ряд набегов на слободы юга Сибири. По данным пленных, в набегах 1709 г. на слободы Сибири участвовали более 300 башкир Сибирской дороги Зауралья, а также более 1 000 башкир Ногайской дороги, пришедших в край с Урала. Из Тобольска воевода князь М.Я. Черкасский писал царю, что башкиры ходят войной на остроги, слободы и деревни Тобольского уезда, бьют крестьян и людей всякого чина (5, С. 139).

В Тобольске начали готовить военный отряд для посылки на юг после получения первых вестей из Теченской слободы в феврале 1709 г. 21 марта 1709 г. для набора рекрутов приехал стольник Иван Бибиков и потребовал дворян, детей боярских и казаков на смотр для набора в солдатскую службу. В результате в 1709 г. Ивану Бибикову удалось набрать в Тобольске 400 солдат из разных чинов служилых людей.

14 мая 1709 г. из Тобольска был отправлен отряд дворянина Федора Толбузина, получивший приказ как можно скорее занять Катайский острог, откуда организовать защиту слобод и заводов Сибири. В полк Федора Толбузина были собраны, оставшиеся после рекрутского набора, служилые люди Тобольска и Тюмени, которых признали не годными в солдаты, 161 человек дворян и детей боярских, 307 конных казаков, а также все служилые и захребетные татары (2, С. 264).

В 1711 г. в Тобольске был сформирован губернаторский эскадрон под командой капитана Ланга. В эскадроне служило много шведских пленных, принятых на русскую службу, однако в нем было и значительное количество русских драгун. 30 июня 1711 г. царским указом и приказом губернатора 47 драгунов эскадрона получили мундиры. К марту 1712 г. губернаторский эскадрон насчитывал уже 1 вахмистра, 3 капралов, 68 драгун. К маю 1712 г. в эскадроне состояло 88 драгун.

В период второго этапа Северной войны, после Полтавской битвы, ставшей переломным событием в борьбе со Швецией, правительство Петра I занялось созданием системы гарнизонных войск во всей России. В 1711 г. было составлено расписание полков полевой армии, а в 1712 г. гарнизонных войск. 7 февраля 1712 г. консилия министров приказала расписать регулярные полки по губерниям, откуда производилось их содержание, а также определила количество гарнизонных войск в каждой губернии. Расписание 1712 г. было направлено, в первую очередь, на формирование гарнизонных полков в рубежных губерниях. В самой большой по территории в государстве Сибирской губернии регулярные гарнизонные войска должны были составить по расписанию 1712 г. 3 000 человек, всего примерно 1/20 часть гарнизонных войск России. Также по расписанию 1712 г. предполагалось создать в Сибирской губернии 2 полка гарнизонных войск, и в Тобольске были сформированы 1 драгунский и 2 пехотных гарнизонных полка (2, С. 311).

В 1711 г. из служилых людей старых служб был сформирован Сибирский гарнизонный драгунский полк. Большое значение гарнизонные полки имели в русской экспедиции на реке Иртыш. В 1714 г. Петр I поручил руководство экспедицией одному из своих старых сподвижников, капитану гвардии, подполковнику Ивану Бухольцу. Экспедиция Бухольца на реку Иртыш была отмечена в качестве одного из политических проектов Петра на Востоке. Приходили известия о металлических богатствах Средней Азии, и Петр, сильно нуждаясь в деньгах, не оставил без внимания эти известия. Сибирский губернатор князь Гагарин донес, что в Сибири, близ калмыцкого городка Эркети на реке Дарье, добывают песочное золото. В 1714 г. отправили туда подполковника Бухгольца, велели ему идти на Ямышь-озеро, где построить крепость на зимовье, а по весне идти к Эркети, овладеть ею. К 1715 г. в экспедицию Бухольца было набрано в Сибири 2862 человек драгун и солдат, в том числе 2 пехотных полка, 700 драгун, артиллерийская команда и 70 мастеровых людей (1, С. 195).

Крепости и форпосту по р. Иртышу строили регулярные войска и сибирские казаки. В 1725 г. губернатор Сибири князь Михаил Долгорукий составил штат для пяти Иртышских крепостей, по которому в них должны были служить 785 человек, 1 поручик, 1 пятидесятник, 1 десятник и 782 рядовых казака. Первоначально казаки не жили в крепостях постоянно, а присылались на год по очереди из сибирских городов – Тобольска, Тюмени, Тары и Томска. Но этот порядок скоро был изменен, и крепостные казаки стали постоянными жителями укреплений по р. Иртышу.

В результате экспедиции Бухольца и основания 5-ти крепостей на р. Иртыше, количество гарнизонных полков в Сибири было увеличено до 3-х. Позднее формирование новых гарнизонных полков продолжилось. В 1720 г. в Сибири был сформирован Тобольский гарнизонный солдатский полк. К 1724 г. в Сибири служили 3 пехотных гарнизонных полка и 1 драгунский, в которых по штату полагалось 148 штаб и обер-офицеров, 4828 унтер-офицеров и рядовых и 162 нестроевых – всего 5138 человек, содержание которых обеспечивалось подушным налогом населения Сибири (2, С. 588).

В результате военных реформ Петра I в Сибири возникло 5 регулярных гарнизонных полков, 2 драгунских полка, 3 пехотных полка и 1 пехотный батальон. В 1725 г. Тобольский пехотный полк был отправлен в Забайкалье. Начальником русского отряда в Забайкалье был назначен полковник Иван Бухольц. Реформы Петра I стали основой постепенной перестройки всех военных сил Сибири на регулярных началах.

Заключение

Ранний этап целенаправленного освоения сибирских земель с конца XVI в. до середины XVIII в. был связан с формированием первого комплекса сухопутных и речных маршрутов, именуемого “Сибирский путь”. Он наметил первоначальный эскиз освоения азиатской России. Многие располагавшиеся на нем города: Чердынь, Соликамск, Верхотурье, Тюмень, Тобольск, Тара, Енисейск, Иркутск, Якутск и др. выполняли роль не только опорно-тыловых форпостов освоения обширных территорий, но и воспринимали многие культурные инновации, а также важнейшие атрибуты русской государственности и духовной культуры. В городах, расположенных на этом маршруте были сфокусированы наиболее значимые формы культурной и духовной жизни.

XVIII в. ознаменовался изменением ценностной парадигмы освоения территории Урала и Сибири. После реформ Петра I в ее реализации решающее место начали занимать новые промышленные поселения, основанные на Урале и в отдельных районах Сибири. Эти новые центры экономической и культурной жизни все более вытесняли прежние военно-оборонительные и промысловые форпосты освоения азиатской России на периферию.

Список источников литературы

1. Акишин М. О. Полицейское государство и сибирское общество. Эпоха Петра Великого. Новосибирск: Автор, 1996. 224 с.

2. Андрианов П. М. Эпоха Петра Великого // История русской армии от зарождения Руси до войны 1812 г. СПб.: Полигон., 2003. 702 с.

3. Зиннер Э. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII в. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1968. 244 с.

4. Коновалов В. В. Сибирские и тобольские губернаторы: исторические портреты, документы. Тюмень: Тюменский издательский дом, 2000. 576 с.

5. Мирзоев В.Г. Историография Сибири. XVIII век. – Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1963. 262 с.

6. Новлянская М.Г. Даниил Готлиб Мессершмидт и его работы по исследованию Сибири. Ленинград: Наука, 1970. 184 с.

7. Петрова В.П. Административно-территориальное деление Тюменской области в XVII-XX вв. Тюмень: ФГУ ИПП Тюмень, 2003. 304 с.

Приложения

Приложение 1.

Герб Сибирской губернии, XVIII в.

Приложение 2.

Карта Филиппа Иоганна Табберта фон Страленберга, 1730 г.

13

Просмотров работы: 696