ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Абдуллаева А.Ш. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития наблюдается тенденция превращения старших групп детского сада в группы школьного типа, адаптированные в основном на формирование у детей определённых знаний умений и навыков. Это связано с повышением современных требований к уровню подготовки при поступлении детей в школу.

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.

Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, она может быть использована для формирования таких социально-психологических предпосылок, которые обеспечивают успешное вхождение ребенка в новую для него социальную (учебную) действительность и составляют основу для полноценного развития его учебной деятельности. К таким предпосылкам мы относим:

• рефлексию (познавательную, как способность рассматривать детьми основания собственных действий с точки зрения их соответствия требуемому задачей результату и социальную, как осознание действующим субъектом того, как он воспринимается и оценивается другим индивидом; [10. с.39-43]).

• контекстное общение с взрослыми, которое характеризуется способностью ребенка подчинять свое поведение определенным задачам и правилам;

• мотивационный компонент, выступающий у детей на данном возрастном этапе в форме желания идти в школу (внутренняя позиция школьника);

• общение со сверстниками;

• самооценка.

Комплекс всех вышеперечисленных образований мы рассматриваем как психологическую готовность к обучению в школе, каждый компонент которой связан с определенной сферой жизнедеятельности ребенка в новой школьной действительности, а именно:

• эффективностью учебной деятельности;

• освоением школьных норм поведения;

• успешностью социальных контактов с учителем и сверстниками;

• эмоциональным благополучием ребенка.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю.Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений [7].

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого жела­ния влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной дея­тельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное по­ложение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в це­лом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его от­ношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школь­ника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву "стать взрослым и реально осуществлять его функции" [1].

Важность роли игры в формировании психологической готовности к обучению подчеркивается в работах Е.М.Гаспаровой[3], В.С.Мухиной [8], Е.Е.Кравцовой [5] и др.

Проблема перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной может быть рассмотрена с точки зрения игры (исходная точка перехода), с точки зрения учебной деятельности (конечная точка перехода) и с точки зрения средового подхода (условия, в которых совершается переход). Если рассматривать эту проблему с точки зрения игры, то игровая деятельность, по мнению Д.Б.Эльконина, подготавливает ребенка-дошкольника к переходу на новую возрастную ступень, то есть к учебной деятельности, В книге «Психология игры» Д.Б.Эльконин пишет: «Воспитательно-образовательная система детского сада включает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельностей.[10]

Преемственность между дошкольным и школьным этапами образования часто решается за счет переноса школьных методических приемов и форм организации учебных занятий на работу с ребенком дошкольного возраста или использования дошкольных методик в школьной практике. При таком подходе ребенок оказывается помещен либо в игровую, либо в учебную форму организации его жизнедеятельности, что не позволяет исследовать процесс перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной. На наш взгляд, исследование перехода требует нового метода, предполагающего конструирование специально организуемых экспериментальных ситуаций, позволяющих реализовать игру и учебную деятельность не отдельно друг от друга и не последовательно, а одновременно. Изучение процесса перехода в этих условиях позволит выявить психологические механизмы индивидуальных и коллективных действий детей в разных ситуациях их деятельности.

До настоящего времени изучение перехода от игровой деятельности к учебной проводилось, главным образом, с точки зрения изменения видов или типов деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, Е.Е.Кравцова,ГТ.Кравцов и др.).

Игра и учебная деятельность имеют общий социокультурный смысл [4].

Во-первых - переход от игры к учебной деятельности состоит не в изменении содержания деятельности, а в изменении формы деятельности, в которой происходит усвоение содержания.

Во-вторых - переход представляет собой не естественную смену одной деятельности другой, связанную с развитием ребенка, а скорее наоборот, развитие ребенка происходит за счет включения его в другую форму деятельности,

В-третьих - управляемый переход от игровой деятельности к учебной не может исследоваться на отдельном ребенке, а может быть понят только при анализе отношений, существующих в детско-взрослой общности [5].

Вопрос о повышении роли игры в дошкольных учреждениях актуален по следующей причине: неоднократно отмечались однообразие, стереотипность игр детей на современном этапе, отсутствие существенных отличий поведения в игре дошкольников различных возрастных групп, неумение их играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества.В силу вышеуказанных причин работа по методическому оснащению осуществления руководства игровой деятельностью в дошкольных учреждениях представляется нам актуальной и необходимой как имеющей решающее значение для благополучной адаптации детей к школе.Существенным в исследовании процесса перехода ребенка от игровой формы деятельности к учебной является определение характера этого процесса. Результатом перехода следует считать появление у ребенка новой формы деятельности, но на основе использования элементов ранее освоенной формы деятельности.

Игра появляется на определенном этапе развития общества и служит средством, реализующем стремление детей участвовать в жизни взрослых, так как усложняющаяся структура производственной деятельности последних не позволяет ребенку быть в нее включенным. Игра является, с одной стороны, принадлежностью детства, а с другой - элементом системы воспитания, целенаправленно используемым для подготовки детей к «взрослой жизни». Занимая свое место в ряду других «воспроизводящих» деятельностей, игра является ведущей в дошкольном возрасте: именно в процессе игры возникают основные психические новообразования данного возраста [6].

Как было подчеркнуто ранее, формирование компонентов психологической готовности детей к обучению мы рассматриваем в аспекте целенаправленной организации игровой деятельности дошкольников, и исходя из того, что различные виды игр (сюжетно-ролевые, режиссерские и игры с правилами) влияют на развитие различных составляющих психологической готовности к школе (соответственно: контекстного общения с взрослыми, рефлексии, мотивации, самооценки, взаимодействия со сверстниками). Это диктует необходимость рассмотреть взаимосвязь вышеперечисленных компонентов психологической готовности к обучению и видов игр.

Становление мотивации связано в большей степени с сюжетной стороной игры, где происходит отражение будущей школьной действительности (в старшем дошкольном возрасте очень популярны игры «школьной» тематики.

Возникновение полноценного (или кооперативно-соревновательного) общения ребенка со сверстниками зависит, по нашему мнению, от возможности отстранения дошкольника от собственной эгоцентрической позиции, которое позволяет ему учитывать в своей деятельности позицию и результаты действий партнера, а также от возможности актуализации устойчивого отношения к сверстнику как партнеру-противнику по игре.

Таким образом, качественный скачок в отношении к себе ребенка заключается в возникновении адекватности и обобщенности самооценки, в ее превращении из эмоциональной в рациональную, в способности отойти от своей позиции, в умении совмещать разные точки зрения.

Литература:

  1. Божович Л. И. «Личность и ее развитие в детском возрасте». М., 1968.

  2. Давыдов В. В. Слободчиков В. И. «Младший школьник как субъект учебной деятельности». М., 1992.

  3. Гаспарова Е. М. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ М., 1998

  4. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. — М., 1963. - 319 с.

  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991

  6. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическаяготовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 80 с

  7. Кулагина И.Ю. «Возрастная психология развития человека от рождения до поздней зрелости». М., 2001.

  8. Мухина B.C. Детская психология / Под ред. Л.А.Венгера. - 2-е изд.

  9. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилетних детей // Вопросы психологии. - 1989. - С.39-43.

  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

Просмотров работы: 498