РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Байрамов Т.Х. 1, Литвинов В.А. 1
1РГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. Государство, поддерживающее малое предпринимательство решает проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода. Также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме того, конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и заставляет предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Необходимо отметить, что роль малого предприятия в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как, по сути, именно предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики. [1]

Если рассмотреть подробнее малые и средние предприятия, то они отличаются между собой: - формой собственности (частные, государственные, муниципальные и иные); - целями деятельности (коммерческие и некоммерческие); - отраслевой принадлежностью (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, строительные и другие); - характером деятельности (исследовательские, конструкторские, проектные, производственные, торговые и другие); - структурой деятельности (специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках).

Малые и средние предприятия распространены во всех областях экономики. Основными сферами их деятельности являются: - оптовая и розничная торговля; - ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; - строительство; - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; - обрабатывающие производства; - здравоохранение и предоставление социальных услуг [2,c.33] Согласно вступившему в силу с 1 января 2008 года Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, определено три критерия отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) численность работников: микропредприятия — до 15 человек, малые предприятия — до 100 человек включительно, средние предприятия — от 101 до 250 человек включительно;

3)объем максимальной выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия — 60 млн руб., малые предприятия — 400 млн руб., средние предприятия — 1000 млн руб. Указанные предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Хотелось бы остановиться подробнее на развитии малого и среднего бизнеса на территории Ростовской области. Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы региона. Значение субъектов малого предпринимательства в экономике отражается в следующих моментах: малый бизнес позволяет наиболее полно удовлетворить потребности населения в товарах и услугах; для старта дела нужны инвестиции в размере меньшем, чем для создания крупных компаний; развитие малого предпринимательства — одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; малыми предприятиями проще управлять — для них не требуются сложные управленческие структуры; развитие малого бизнеса в значительной степени позволяет смягчить проблему безработицы; малое предпринимательство более гибкое, чем средний и крупный бизнес: быстрее реагирует на спрос потребителей. По итогам первого квартала 2014 года в Ростовской области было зарегистрировано свыше 54,6 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, отмечается, что из-за ухудшения качества бизнес-среды, замедления экономического роста, не только в нашем регионе, но и в целом по стране, в январе-марте текущего года зафиксировано снижение количества малых и средних предприятий. Так по сравнению с аналогичным периодом 2013 года в первом квартале 2014 года количество субъектов малого и среднего бизнеса сократилось на 3,7 %. Оборот малых и средних хозяйствующих субъектов донского региона за первые 3 месяца 2014 года возрос на 6,0 % и достиг 146,7 млрд. рублей (31 % от общего оборота организаций по области).

Правовое регулирование играет определяющую роль в области становления и развития малого предпринимательства в России. Становление и развитие не только малого предпринимательства, но и других внутригосударственных отношений невозможны без принятия законодательных актов, которые должны регулировать данные отношения между собой и соприкасающимися отраслями. Следовательно, необходимо наличие полноценной системы законодательства, которая способствовала бы решению многих проблем.

Юридический институт малого предпринимательства базируется на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса.Важной вехой в правовом регулировании малого бизнеса стал Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".(в котором определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов малого предпринимательства, особенности правового регулирования в данной сфере. )

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ занимают следующую ступень иерархии нормативного правового регулирования развития малого предпринимательства в России. Помимо вышеуказанных, существуют нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Так в Ростовской области 22 апреля 2008 года был принят областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области»

(Сектор малого предпринимательства может способствовать обеспечению в определенной степени экономической и политической стабильности в обществе. В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50 - 60% внутреннего валового продукта. По данным экспертов Организации Объединенных Наций, в мире малым бизнесом занято более 50% трудоспособного населения.)

Ведение малого и среднего бизнеса на своем пути встречает ряд проблем:

1.Ведение бухгалтерского учета

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 28.12.2013) действие Закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации Таким образом, с 2013 г такие организации должны вести бухгалтерский учет. При этом многие директора компаний, которые являются малыми предприятиями, не владеют специальными познаниями в бухгалтерском учете.

В результате у малых предприятий возникают следующие проблемы:

- дополнительные затраты на привлечение бухгалтера;

- расходы на приобретение бухгалтерских программ;

- дополнительная бумажная волокита, например, компании, которые уплачивают налог с доходов и определяют их кассовым методом, могли бы не вести бухгалтерский учет, поскольку их доходы и налоги и так прозрачны.

Но решить эту проблему возможно с помощью установления упрощенного порядка ведения учета для малых предприятий, что позволяет:

- развивать бизнес лицам, имеющим специальные познания в отдельных отраслях и имеющим предпринимательскую жилку, но не владеющим познаниями в бухгалтерском учете;

- снизить бюрократические барьеры для развития предпринимательской активности в стране;

2. Ужесточение налоговых проверок

В настоящее время проверки малого бизнеса не ослабляются, как в других странах, а усиливаются. Соответствующие изменения внесены, например, в Налоговый кодекс РФ.

С 1 января 2015 г. налоговый орган сможет приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Таким образом, ежегодно расширяются права налоговых органов, но при этом права налогоплательщиков остаются на прежнем уровне.

В этой связи возникают следующие проблемы:

- в условиях кризиса компаниям и предпринимателям необходимо сосредоточивать усилия не на развитии бизнеса, повышении прибыли и, следовательно, увеличении сумм налогов, а на доказывание своей правоты;

- налоговый орган получил широкие полномочия, что нарушает паритет прав налогового органа и налогоплательщика.

Вместе с тем в разных странах упрощаются процедуры налоговых проверок, что позволяет повысить:

- доверие предпринимателей и компаний к налоговым органам;

- позицию страны в рейтинге "Doingbusiness".

3. Увеличение госпошлин.

С 1 января 2015 г. изменяются некоторые положения о госпошлине за подачу заявления об оспаривании нормативных правовых актов. Организации будут платить 4,5 тыс. руб. вместо 3 тыс. руб., а физические лица - 300 руб. вместо 200 руб.

Конечно, серьезных препятствий увеличенные госпошлины для ведения бизнеса не вызовут, однако это свидетельствует:

- об общей тенденции увеличения налогов в стране;

- о создании дополнительных сложностей в обжаловании нормативных актов (увеличении пошлин, связанных именно с обжалованием нормативных актов).

При этом судебная статистика указывает на сложность обжалования нормативных актов. Особенно трудно обжаловать информационные письма, которыми, с одной стороны, руководствуется налоговый орган, а с другой - они не имеют нормативного характера.

В качестве примера решения, в котором было оспорено письмо, можно привести Решение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-6122/12, в котором письмо было квалифицировано судом как нормативный правовой акт.

Таким образом, в настоящее время:

- отсутствует единообразие в обжаловании нормативных актов;

- увеличенная пошлина говорит об увеличении проблем, связанных с обжалованием нормативных актов.

(И это далеко не все проблемы, которые необходимо решать:

Уплата налога на имущество с кадастровой стоимости

Ужесточение налоговых проверок

Новые налоговые обязанности

Увеличение сумм страховых взносов, уплачиваемых в бюджет

Повышение единого налога на вмененный доход.)

Просмотров работы: 422