ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Гаджимирзаева П.А. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Процесс педагогической деятельности в целом, проходит успешно при соблюдении определенных условий. Эти условия принято называть педагогическими. Рассмотрим основные педагогические условия деятельности воспитателей в детском доме и их взаимосвязь с личностным выгоранием этой категории педагогов.

В научной литературе имеются различные подходы к определению понятия «условия». В философии «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Философское понимание состоит в том, что условие - это то, от чего зависит предмет, комплекс предметов, характер их взаимодействия, из наличия которых следует возможность существования, функционирования и развития данного предмета [3, 672].

«Условие - совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения какого-либо объекта. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается» [5; 139].

В современной психолого-педагогической литературе категория «условие» рассматривается как видовая пара по отношению к понятиям «среда», «обстановка», «обстоятельство».

В педагогической литературе ставится вопрос о необходимых и достаточных условиях деятельности педагога. Необходимые и достаточные условия - это условия достижения цели, без выполнения которых она (цель) не может быть достигнута. При этом ученые к педагогическим, относят только те условия, которые сознательно создаются в педагогическом процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание [2, 67].

По нашему мнению, педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, к совокупности объектов, к обстановке, оказывающей влияние на процесс. Педагогический процесс представляет собой единство внутреннего и внешнего.

В настоящее время исследователи профессиональной деятельности педагогов выделяют несколько групп педагогических условий. Это:

​ содержание работы педагога;

​ отношение личности педагога к своей профессиональной деятельности;

​ уровень самоуправления процессом педагогической деятельности;

​ уровень научной и педагогической компетентности педагогов.

Н. Б. Шмелева выделяет в качестве педагогического условия, такое комплексное понятие, как «личностный потенциал», который включает в себя ряд компонентов:

​ квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения, навыки);

​ психофизиологический потенциал (работоспособность);

​ образовательный потенциал (интеллектуальные способности);

​ нравственный потенциал (ценностно-мотивационную сферу);

​ коммуникативный потенциал (способности к сотрудничеству и взаимодействию);

​ творческий потенциал (креативные способности) [5, 136].

Анализ показывает, что эти условия имеют чёткую взаимосвязь с факторами личностного выгорания педагогов. Именно на основе этой взаимосвязи можно построить работу по профилактике личностного выгорания педагогов в детском доме.

В нашем исследовании условия определяются как совокупность мер образовательного процесса, которые обеспечат педагогам, работающим с детьми сиротами – профилактику и коррекцию явления личностного выгорания.

Таким образом, педагогические условия профилактики личностного выгорания педагогов, работающих в детском доме – это взаимодействующий комплекс мер, который обеспечит совершенствование как личностных качеств, так и организационных и содержательных сторон их профессиональной деятельности.

Исходной целью профилактики личностного выгорания педагогов является оптимизация педагогических условий и устранение неблагоприятных факторов [1,105]. А значит, воздействию в первую очередь должны подвергаться:

1.Содержание работы педагогов.

Содержание педагогической деятельности в условиях детского дома сопряжено с определенными особенностями. Эти особенности обусловлены с одной стороны спецификой контингента воспитанников, а с другой – особыми условиями их содержания. Специфика содержания педагогической деятельности в детском доме охватывает и сферу обучения детей на занятиях (дети в группах, как правило, с разными степенями интеллектуального отставания) и сферу взаимоотношений (как правило, это эмоционально травмированные дети, испытывающие трудности, как в общении со сверстниками, так и со взрослыми) и сферу творческой деятельности. В настоящее время педагог детского дома практически лишен возможности приобретать и совершенствовать навыки, необходимые для работы с данным контингентом. Необходимо восполнить этот пробел, предоставив педагогам возможность приобретать и совершенствовать теоретические и практические навыки связанные с содержательной стороной их деятельности, предоставить возможность профессионального роста.

2. Организация работы педагогов.

Необходимо изменить дестабилизирующую организацию деятельности. Основные ее признаки: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация.

Педагоги в детском доме работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии ребёнка-сироты, воспитанника, с которым осуществляется совместная деятельность.

На воспитателях лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие его воспитанников. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, может быть вызвана двумя особыми конфликтными обстоятельствами. Могут иметь место конфликты «по вертикали» (руководитель - подчиненный) и «по горизонтали» (коллега - коллега).

Психологически трудный контингент, с которым имеет дело воспитатель в детском доме это дети-сироты, имеющие аномалии характера, нервной системы, патологии психического развития.

Установлено, что на развитие выгорания в большей степени влияет не количество контактов, а их глубина и тяжесть проблем с которыми работает профессионал. Любая критическая ситуация с воспитанником, независимо от ее специфики и сопутствующая минимизация успеха в деятельности отрицательно влияют на педагога и в конечном итоге способствуют развитию выгорания [4, 58].

Очень важным компонентом профилактики личностного выгорания считаем поддержку от администрации.

3. Личностные характеристики педагогов.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитателя в плане стрессоустойчивости, отношения к окружающим людям и событиям, направленности личности. Эти характеристики могут быть скорректированы активными тренинговыми методами.

Таким образом, в рамках профилактики личностного выгорания педагогов, выделено три основных направления:

​ Информирование.

​ Эмоциональная поддержка.

​ Рациональная организация работы, направленная на повышение удовлетворённости педагога свои трудом.

Необходимость информирования связанна с тем, что в настоящее время педагоги плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания, многие вообще не знают, что это такое. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения, но не могут его правильно оценить, а тем более преодолеть. Доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Здесь наша задача - проинформировать воспитателей и руководителей о том, как и какими методами можно преодолеть личностное выгорание. Тем более что на первых этапах это не так сложно и во многом зависит от самого человека. Кроме того, в настоящее время педагоги детских домов часто лишены возможности повышения собственного профессионального уровня, так как катастрофически не хватает специализированных курсов, методических объединений, учитывающих специфику работы педагога детского дома, на которых работники подобных учреждений могли бы почерпнуть новую информацию, обсудить возникающие проблемы [1, 106].

Эмоциональная поддержка. В этой ситуации очень важно научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение. Эту задачу можно решить, создав возможности для непринуждённого общения, например, «Профессиональный клуб воспитателей детских домов» или «Психолого – педагогический семинар» и т.д. В рамках клуба или семинара можно проводить круглые столы, психологические практикумы, вечера, которые направлены на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками друг друга, на освоение навыков эмоциональной саморегуляции и на формирование навыков позитивного самовосприятия и рефлексии.

Создание системы дел, повышающих значимость профессии воспитателя в детском доме должно вестись в двух направлениях. С одной стороны, с помощью руководства: осуществлять рациональную организацию деятельности воспитателей. Цель в данном случае едина: дать возможность каждому педагогу проявить себя, попробовать себя и свои силы, получить удовлетворение от профессии. Материальные стимулы, как базовую потребность, то же нельзя игнорировать, хотя она менее значима и моральна.

Кроме того, считаем необходимым проводить систематическую диагностику и анализировать динамику личностного выгорания и факторов, положительно или отрицательно влияющих на этот процесс. С этой целью можно использовать как стандартизированные методики («Эмоциональная эмпатия», MBI и другие), так и разнообразные анкеты, а так же включённое целенаправленное наблюдение.

Литература:

1.​ Козлова С.А., Шахманова А.Ш. Педагог детского дома: монография. - Балашов, 2011 - 180 с.

2.​ Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М., издательство “Флинта”, 2001.

3.​ Философский энциклопедический словарь // Под. ред. Л.Ф. Ильичева и П.Н. Федосеева и др. - М., 1983. - 836 с.

4.​ Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы психологии”, 1994, № 6.- С. 57-64

5.​ Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие, - М., 2004. - 196 с.

Просмотров работы: 196