ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Волков П.Е. 1
1Казахский Национальный Педагогический Университет им Абая
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Элективные курсы являются обязательными курсами по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Основными функциями элективных курсов являются [1, с. 5]:
  • углубление профильного курса;

  • развитие содержания одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  • удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Элективные курсы можно подразделить на несколько типов. 1. Предметные курсы, углубляющие и расширяющие знания по предме-там, входящих в базис учебной школы [2 с. 1]. Выделяют несколько групп предметных элективных курсов:

- элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление учебного предмета;

- элективные курсы, углубленно изучающие отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета;

- прикладные элективные курсы, которые знакомят учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике;

- элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы;

- элективные курсы, посвященные истории предмета, входящих (история биологии, химии, географии и др.) и не входящих (история астрономии, техники и др.) в учебный план школы;

- элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

2. Межпредметные элективные курсы, интерпретирующие знания учащихся о природе и обществе [3, с. 2]. 3. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план [2, с. 1].

Элективные курсы, предназначенные для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов, реализуются за счет школьного компонента учебного плана и включаются в обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Для выбора учащимся предлагается избыточное количество элективных курсов по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

Элективные курсы способствуют:

- самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессиональной деятельности;

- положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

- ознакомлению учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

- активизации познавательной деятельности учащихся;

- повышению информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Основная особенность элективных курсов - предоставление учащимся возможности свободного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассника.

По мнению Л.Я. Зориной, один и тот же учебный предмет направлен на формирование: 1) системы знаний и умений; 2) научного мировоззрения; 3) ценностной ориентации учащихся. При этом одна из целей является приоритетной и определяет ведущий компонент содержания обучения [4, с.24].

Все учебные предметы, можно разделить на следующие типы:

  • с ведущим компонентом «научные знания»;

  • с ведущим компонентом «способы деятельности»;

  • с ведущим компонентом «эстетическое воспитание»;

  • смешанный вариант, когда ядро включает два компонента.

Для конструирования содержания элективного курса необходимо определить к какому типу учебного предмета будет относиться данный элективный курс. Учебный предмет - средство реализации и передачи содержания образования.

На теоретическом уровне содержание элективного курса рассматривается по его составу, структуре, которые находятся в прямой зависимости от сущности принципов. Согласно мнению В.В. Краевского, принципы – это система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность [5, с. 56].

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и носят авторский характер. Ведущим компонентом конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении является опыт творческой деятельности учащихся.

Программа элективного курса должна иметь необходимое и достаточное количество компонентов, которые наглядно отражали бы как содержание курса, так и способы деятельности учащихся по его освоению.

Таким образом, элективные курсы, способствующие самоопределению учащихся в выборе профессии, положительной мотивации обучения, ознакомлению учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности, активизации познавательной деятельности учащихся, повышению информационной и коммуникативной компетентности учащихся, являются важным компонентом образовательного процесса. В этой связи в общеобразовательных учреждениях важно активно внедрять творчески разработанные элективные курсы. Разработка и внедрение элективных курсов по разным дисциплинам общеобразовательной школы имеет большое значение для формирования научного мировоззрения подрастающего поколения и способствует правильному выбору будущей профессии.

Список используемой литературы:

  1. Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области «Информатика»// Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пересс, 2004. С. 5-20.

  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/obedu/noc/rub/ standart/bup/bup.doc. (дата обращения:12.03.2017.)

  3. Тузова, С.В. Положение об элективных курсах МОУ СШ № 5 Московской области г. Серпухова / С.В. Тузова // Общее положение. – 2015 – С.2.

  4. Зорина, Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина // М.: Педагогика, 1978. – 128 с. Новые ценности образования: культуросообразная школа. –2002. – № 11. – С. 188-192.

  5. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский // Пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с. ISBN 5-8428-0038-1.

Просмотров работы: 989