ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Куриленко Д.В. 1, Куриленко И.И. 1
1ТПИ им.Д.И.Менделеева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность работы: Данная работа направлена на исследование особенностей патриотического воспитания на уроках истории в старших классах.

Патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель патриотического воспитания —выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

Социально-экономические и политические процессы последних двух десятилетий в корень изменило сознание граждан нашей страны и особенно это выражено среди молодёжи, которая увы не стремится, изучать историю своей Родины. Общество же в целом, наоборот, заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение формировалось с опорой на своё прошлое. Именно история способствует формированию определенных знаний о прошлом своей страны, своего народа, которые являются ключевой опорой патриотического воспитания.

Изменения в государстве затронули и методические основы патриотического воспитания. Сейчас уже невозможно в школах применять методы, принятые в СССР, можно сказать в тоталитарном государстве, поэтому перед педагогами стоят главные вопросы: Как организовать патриотическое воспитание школьников? И на какие примерах лучше всего это сделать?

О важности исследования теории и методики патриотического воспитания говорят регулярные разработки программ Правительства о «Патриотическом воспитании граждан РФ», разрабатываемые и принимаемые раз в пять лет сроком на пять лет.

В советский период к данной проблеме обращался В.А. Сухомлинский, педагог-новатор, в произведении «Родина в сердце».1 В центре данной книги стоит проблема воспитания человека-гражданина, человека — патриота своей Родины, своего народа, его культуры. С чего начать это воспитание? С формирования у ребенка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам советских людей — отвечает автор. Книга написана живо, эмоционально, хорошим литературным языком.

В работе А.С. Миловидова появляется формулировка «коммунистический патриотизм». В это понятие была вложена любовь к коммунистическому государству, которое будет построено в недалёком будущем. 2

В книге выдающегося советского ученого, лауреата Государственных премий СССР, академика Д.С. Лихачева показаны основные этапы сложной, но полной гениальных художественных и философских прозрений истории великой русской литературы с XI по XVII в. Она рассматривается в тесной связи с отечественной историей, и их взаимовлиянии.3 В книге Н.С. Дробленкова, одним из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал». 4

Целенаправленное воспитание, в частности военно-патриотическое, способно выступать и как фактор повышения качества образования в целом. А.Н. Вырщиков в контексте стимулирующей роли целенаправленного воспитания для усиления мотивации повышения качества образования. 5

В постсоветский период были в работы М. М. Крома, где он слово «патриот» выражал как человека «доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству».6

В работе И.А. Пушкарева, истинным патриотом считался тот, «кто бесстрашно разоблачает врагов народа, обывателей, паникёров и нытиков…».7

В современной литературе появился термин «либеральный патриотизм», который включает «любовь и потребность защищать только ту страну, в которой тебе хорошо» тут. В. А. Кобылянский особое внимание уделял национальной идее и воспитанию патриотизма.8

Старшие классы школы приходятся на момент созревания полноценной личности и определенной системой мировоззрения, поэтому очень важно в этот момент вовремя заложить в них основы патриотизма и любви к своей стране через ключевые события, влияющие на формирование гражданско-патриотических ценностей школьников.

Объект исследования: Процесс патриотического воспитания на уроках истории.

Предмет исследования: организация патриотического воспитания школьников на уроках всеобщей и отечественной истории в старших классах.

Цели исследования: Изучить особенности патриотического воспитания на уроках всеобщей и отечественной истории

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы понятия «патриотическое воспитание».

  2. Определить актуальность, содержания, цели и задачи патриотического воспитания.

  3. Рассмотреть основные подходы к патриотическому воспитанию на уроках истории и особенности его организации в старших классах

Структура работы: Работа состоит из введения, трех теоретических глав и заключения.

Глава I. патриотическое воспитание школьников1.1. История развития содержания понятия «патриотическое воспитание» в истории педагогики

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.9

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

В современных словарях можно найти следующее определение патриотического воспитания:

Патриотическое воспитание – это процесс взаимодействия педагогов и школьников направленный на формирование патриотического сознания и ценностей.10

Осмысление современного патриотизма вне исторического контекста, безусловно, не представляется возможным. Развитие патриотизма в российской истории характеризуется сложностью, противоречивостью и неравномерностью, напоминающей синусоиду. Были величайшие взлёты, достижения, победы, которые сменялись тяжёлыми поражениями и катастрофическими падениями. Однако, именно в этой борьбе, в условиях столь драматического развития сформировался стержень патриотической идеи.

Патриотическая идея глубоко пронизывает «Повесть временных лет», древнейший памятник русской литературы, дающий представление о зарождении и развитии общественно-политической мысли Киевской Руси. Автор этой летописи с любовью говорит о родной земле, прославляет борцов за её единство, осуждает междоусобицы, играющие на руку врагам.

Яркое представление о патриотизме русского народа, о его гордости за свою страну дает «Слово о полку Игореве». Главная его идея – единство Руси, служение общенациональным интересам. Правда, единство Руси мыслится автором «Слова» в виде прекраснодушного идеала союзных отношений всех русских князей на основе их доброй воли. Он понимает это единство в устоявшихся представлениях ХII в. Он уже видит значение сильной княжеской власти, но стоит на позициях необходимости строго выполнять феодальные права, на которые опирались в своей борьбе не только сюзерены, но и вассалы.

Таким образом, политический идеал, воплотившийся в произведении, – союз русских князей на основе строгого выполнения феодальных обязательств по отношению к сильному и «грозному» киевскому князю. Автор «Слова», хотя и в нормах феодального поведения, в кодексе дружинных представлений о чести и славе, в идеологии верхов феодального общества, не только выделяет лучшие стороны, поэтизируя их, но и наполняет своим, более широким патриотическим содержанием. В итоге понятия чести и славы перерастают свою феодальную ограниченность и приобретают общенародный смысл.

Говоря о Древней Руси, крупнейший отечественный литературовед Д. С. Лихачёв замечал, что в этот период «сформировалось представление о единстве мира, о единстве человека и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, патриотизмом, лишённым чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма».11

Ко второй половине XVI в. патриотизм приобретает конкретные политические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем – царю.

Особенно ярко эта тенденция проявилась при Иване Грозном, когда измена правителю стала расцениваться как измена Отечеству. Весьма любопытной в этом отношении является переписка царя с Андреем Курбским. В ней отчётливо прослеживается влияние прежнего, удельного, и нового, монархического, патриотизма. Бывший боярин Ивана Грозного считает себя вольным человеком, который сам способен выбирать Отечество и служить тому государю, который его устраивает. Иван Грозный, напротив, подчёркивает, что Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать.12

Символом сформировавшегося у людей Смутного времени образа отечества в условиях польско-шведской интервенции продолжала оставаться православная вера. Одним из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал».13

Особенностью патриотизма периода Смутного времени, по сравнению с предыдущим периодом, стало отождествление отечества не с конкретным монархом, а с монархическим способом организации жизни страны. Исходя из этого, участие каждого человека в жизни страны расценивалось, прежде всего, с точки зрения его пользы монархическому государству. В многочисленных грамотах того времени синонимом слова «патриот» стало выражение: человек «доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству». 14

Патриотическая деятельность, в свою очередь, заключалась, прежде всего, в совместных действиях общества, направленных на восстановление монархии. При этом важно отметить, что идея возрождения центральной власти вырастала из глубины страны, героизм и жертвенность русского народа способствовали восстановлению монархической государственности и укреплению страны.

Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского.

Родоначальник педагогики, «отец педагогической науки», учитель учителей, Я. А. Коменский был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер.

Вся самоотверженная деятельность Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Он всесторонне изучает жизнь народа, пишет его историю, исследует географию, составляет карту Родины, собирает пословицы.

Я.А. Коменский нежнейшую любовь к своей родине, к своему народу Коменский выражает проповедуя неиссякаемую любовь к родному языку. В «Заповеди умирающей матери братской общины» в уста умирающей материм вложены следующие слова:» я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер» народный педагог по мнению Коменского должен быть патриотом родного языка, родной культуры.

Патриотическая преданность своему народу побудила Коменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.

О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Коменский предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованы из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать традиции народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает» – повторяет он народную поговорку, подчеркивая необходимость нравственного воспитания.

Своей героической жизнью Коменский доказал, что только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов.

Великий чешский педагог Я. А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе.

Начиная с XVIII в. Россия вступает в новую фазу своего развития, и именно в этот период оформляются патриотические идеи и убеждения. Идеалом политического деятеля, прежде всего царя, по новой идеологии является человек, заботящийся об «общем благе» России. В соответствии с этим идеалом, программный уровень новой патриотической идеологии включает в себя требование службы правителя и его подданных во имя «общего блага» Отечества. Окончательную формулировку получает требование заботиться о благе отечества: «…надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который Бог нам пред очами кладет как внутрь, так и вне, от чего облегчен будет народ». 15

Особое место отводится изучению творчества М. В. Ломоносова. «Верным Российскому уму» на протяжении всей своей жизни, Ломоносов просто не мог ничем заниматься, если не было ощущения, что он защищает честь России. Факт, что человечество, история мировой науки – для Ломоносова были не главными. Великий учёный главным в своей жизни считал служение Отечеству, которое воспевал в своих стихах. Именно «для Отечества, единого в прошлом, настоящем и будущем, Ломоносов создавал риторику, открывал законы физики и химии, проникал в искусство мозаики», и когда властям последующих времён требовалось пробудить в русском народе самоуважение.

Весьма показательно, что сам термин «патриотизм» вошёл в русский язык именно во второй половине XVIII в., благодаря сочинениям русских просветителей П.А. Левашова, А.Т. Болтова, Н.М. Дмитриева.16 Мотивы единства, сплочённости народов находят своё отражение в трудах Ф. Прокоповича, В. Татищева, И. Посошкова, во многих работах русских прогрессивных деятелей ХVII–ХVIII вв. Одной из важнейших социокультурных идей русских просветителей явилась идея патриотизма. Вопрос о патриотизме чрезвычайно широко и остро обсуждался в русской литературе XIX в. и притом не только в научной, но и в художественной. Гениальные продолжатели дела Коменского были К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка: «Русский язык… сообразно размашистому характеру народа…в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа… Когда исчезает народный язык, – народа нет более».17

Ушинский К.Д, в его словах горячий призыв ко всем–знать и любить родину, народ, его живую душу. Служа России, он служил своему великому отечеству: в рамках единого государства для него одно было немыслимо без другого.

Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культуры межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности.

Макаренко А.С. не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души. Большое внимание как фактору воспитания Макаренко уделял народным играм и танцам. В танце проявляется характер нации. Патриотизм и гуманность составляют нераздельное единство, и педагога не покидает патриотический пафос, когда он раскрывает лучшие качества русского человека, воплотившиеся в народный идеал: оптимизм, интеллектуальное богатство, духовность, скромность и простота.

А. С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека».

Духовное богатство личности, как полагает Сухомлинский, – это прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающим из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык– духовное богатство народа», – пишет он. «Сколько я знаю языков, столько я – человек» –гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты. По его мнению, речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры. «Важнейшим средством воздействия на ребенка, облагораживающим его чувства, душу, мысли, переживания», утверждает педагог, «являются красота и величие, сила и выразительность родного слова». Через посредство слова ребенок становится сыном народа»18.

Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова.

В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. 19

Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н. К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений»20.

Повышенное внимание к проблеме патриотизма отмечалось в течение всего периода развития советского государства. В начальный период развития теории педагогической науки (1917–1920-е гг.) педагоги искали пути воспитания патриотизма в верности марксистско-ленинистским коммунистическим идеалам, а также в подчинении личных интересов интересам коллектива, общества, государства.

В советский период, период создания некой новой исторической общности людей – советского народа, развитие получила социальная разновидность патриотизма «социалистический» или «советский патриотизм».

Понятие «советский патриотизм» претерпевало изменения в соответствии с процессами, которые происходили в экономической, политической, культурной жизни общества, конкретными историческими событиями, политикой партии и правительства.

В 30–40-х гг. советский патриотизм рассматривался как «сознательная, целеустремлённая и действенная любовь к социалистической Родине, основанная на глубоком понимании превосходства советского строя над всяким другим, не советским строем». Кроме того, вплоть до конца 50-х годов в определениях советского патриотизма неизменно присутствовали «суровая, неистребимая ненависть к врагам Родины». Истинным патриотом считался тот, «кто бесстрашно разоблачает врагов народа, обывателей, паникёров и нытиков…». Из вышесказанного следует отметить, что весь процесс патриотического воспитания был идеологизирован и особенности понимания смысла и задач патриотического воспитания определяли его ценности.21

Смысл определения «советский патриотизм» меняется только в 70-е годы. На первый план выдвигается «преданность и верность своей Родине, всему содружеству социалистических стран», провозглашается дружба всех народов. В детях наряду с чувством любви к родному краю воспитывается любовь к многонациональному Отечеству.

В данный период в правительственных документах и педагогической литературе появляется также формулировка «коммунистический патриотизм». В это понятие была вложена любовь к коммунистическому государству, которое будет построено в недалёком будущем.

Параллельно появляются несколько других определений патриотического воспитания.

Героико-патриотическое воспитание предполагало воспитание молодёжи на боевых и трудовых традициях Советского народа и рассматривалось как часть советского патриотизма. Критериями работы по героико-патриотическому воспитанию юношей и девушек являлись «готовность к труду и обороне СССР, вклад каждого в общенародную борьбу за создание материальных и духовных благ, в дело укрепления могущества нашей многонациональной социалистической Родины».22 Под идейно-патриотическим воспитанием понимались показ величия идей марксизма-ленинизма, широкая пропаганда успехов во всех сферах государственной жизни, рассказы о героическом прошлом Родины.

Нужно отметить, что в 80-х и начале 90-х гг. в стране снижается внимание к патриотическому воспитанию, а если оно и ведётся, то ведётся формально. Это происходит из-за проведения политики «двойной морали»: с одной стороны, говорили о единстве, а с другой, – проводилась политика геноцида против целых народов, исчез образ реального врага, изменились духовные приоритеты и нравственные ориентации людей.23

Из множества разновидностей патриотизма можно выделить государственный патриотизм, что проявляется в возвышенности чувств гордости за государство и державу. Появление такой разновидности патриотизма было востребовано необходимостью консолидации усилий для создания и укрепления государственной власти. Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный патриотизм кроме любви и уважения к Родине автоматически подразумевает обязательное уважение к государственной власти и направлен на формирование у личности осознания идентичности своей судьбы с судьбой своего народа и Родины.

Альтернативным государственному многие учёные относят «личностный патриотизм», в котором личность рассматривается как высшая ценность по отношению к обществу и государству. В нём субъект, т. е. личность, занимает доминирующее положение, не возвышаясь над коллективом и не противопоставляя себя большинству.

В особое направление многими авторами выделяется «национальный патриотизм». Целью национально-патриотического воспитания является воспитание, направленное на национальные ценности: национальное самосознание, национальный характер, национальную культуру и традиции, уважение и любовь к историческому прошлому страны и т.д.

Учёными и педагогами выделяется также «этнический патриотизм», включающий в себя любовь к своей этнической группе, её нравам, обычаям, языку и культуре.

В современной литературе появился термин «либеральный патриотизм», который включает «любовь и потребность защищать только ту страну, в которой тебе хорошо», а Родиной считается «любое место в мире, где люди и их близкие чувствуют себя в безопасности». Такой патриотизм присущ людям, которые по тем или иным причинам живут долго за границей. Они испытывают чувство любви к той стране, где живут, и считают её своей новой Родиной наряду с тем местом, где они родились и выросли. 24

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдался генезис представлений о патриотизме; трактовка термина «патриотизм» характеризуется многовариантностью и неоднозначностью; содержательная направленность этого понятия определялась господствующей идеологией, военной опасностью и состоянием международной обстановки; в основе всех определений патриотизма лежит одна из высших духовных ценностей человека – любовь к Родине и Отечеству, хотя содержание этих смыслообразующих понятий менялось в соответствии с конкретными историческими условиями и сменой общественных формаций; независимо от государственного строя в качестве первоочередного субъекта патриотизма выступает личность, задачей которой является осознание своей исторической, духовной, национальной принадлежности.

Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современной школе.

1.2. Актуальность, содержание, цели и задачи патриотического воспитания

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности, приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота, что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации. 25

Главный результат данного направления воспитания заключается в развитии нравственной и гражданской ответственности личности, сознательного предпочтения добра как принципа взаимоотношений между людьми, готовности к развитию и нравственному самосовершенствованию.

Глава II. Структура и организация патриотического воспитания2.1. Компоненты и формы патриотического воспитания

Педагогика патриотизма – это целостный воспитательный процесс, сущностью и пафосом которого является любовь к Родине, идеал Родины; в ходе и в результате этого процесса в педагогических ситуациях, осуществляемых в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений, происходят становление и развитие патриотической направленности личности, ее патриотического самосознания, патриотического видения мира на основе овладения интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России, культурой межнациональных отношений и приобщения к мировой культуре; развитие и закрепление осознанного желания жить для Родины, отдавать ей свои знания, талант, труд, творчество; развитие готовности и способности в нужный момент встать на защиту ее интересов и территориальной целостности. Для того чтобы достичь этого педагог должен знать содержательные компоненты педагогики патриотизма.

Содержательные компоненты педагогики патриотизма:

Гражданский – знание основных законов государства, постановление высших органов власти и их осознанное исполнение, законов развития общества, политической культуры общества, политических партий и их программ, знание своих прав и обязанностей, активное участие в политической жизни страны, способность задуматься над судьбой страны и мира, становление и развитие гражданской идентичности, признание и обеспечение равных прав и свобод человека и гражданина не зависимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии.

Национальный (этнический) – формирование и развитие культуры межнациональных отношений; отношение к другим народам, основанное на знании общности истории, проблем, перспектив и тенденций развития, уважение к их быту, культуре, традициям; изучение народного быта, культуры, национальных традиций, достижений российской культуры; становление и развитие этнической идентичности; гармоничное сочетание истинного национализма, овладение русским языком как средством межнационального общения.

Интеллектуальный – изучение основ наук, достижений российской науки; познание сложности и противоречивости в жизненных явлениях и проявление оптимизма в их разрешениях; познание человеческого фактора в истории, общественно-экономической и духовной жизни народов; формирование патриотического мировоззрения, патриотического видения мира.

Нравственно-этический – формирование и развитие нравственной культуры отношений, этики поведения в обществе, совестливости в отношениях между людьми, в действиях и поступках; формирование и развитие высоконравственных черт характера; осознанное отношение к человеческим нормам нравственности; забота об окружающих людях, о старшем поколении; развитие способности испытывать неравнодушие к судьбам других людей; активная жизненная позиция.

Семейно-бытовой – формирование и развитие этики семейных отношений, подготовка к семейной жизни, нравственность в отношениях супругов, осознанное отношение к их медицинской стороне; познание основ их семейной педагогики, ответственное отношение к воспитанию детей, забота об их здоровье, обеспечение им достойного образования, труда и отдыха; формирование нравственных отношений между членами семьи, заботливое, чуткое отношение к старшему поколению семьи; семейные праздники и традиции; летопись семьи, уважительное отношение к своей родословной, к памяти поколений семьи, гордость за их достижения, вклад разных поколений семьи в общее дело развития и процветания Родины, защиты ее свободы и независимости.

Социально-экономический – изучение социально-экономической ситуации в стране, активное участие в обсуждении вопросов, касающихся данного аспекта развития страны; развитие умения и способности ориентироваться в социально-экономических основах нашего общества и адаптироваться в любой жизненной ситуации; развитие умения понимать смысл общественно-экономических событий, давать оценку политическим деятелям, деятельности правительства; обеспечение глубокого изучения профессии, знание ее роли в жизни страны, достижения людей этой профессии, подготовка себя к реализации своих знаний, профессиональных, творческих способностей, своего таланта на благо Родины.

Военно-спортивный – развитие готовности и способности к защите Отечества, желание утвердить достоинство, честь и славу России; создание и развитие условий для формирования физического развития личности, развитие системы физической культуры и спорта; возрождение и развитие системы допризывной подготовки, изучение основ военного дела; утверждение в сознании будущих воинов необходимости исполнения воинского долга, формирование положительного образа Российской Армии; воспитание чувств принадлежности к великому героическому прошлому России, уважения к поколению ветеранов войны, к их подвигу во имя Родины; изучение военной истории России, дней ее воинской славы, желание видеть свою страну могучей и великой державой.

Экологический – развитие бережного, заботливого отношения к природе, желания и умения участвовать в природоохранных акциях и мероприятиях; углубление знаний о состоянии экологической обстановки в стране и регионе, участие в обсуждении вопросов экологии и направлений экологической деятельности; углубление и расширение знаний о природных богатствах России и перспективах их использования.

Духовный – изучение истории православной культуры, знакомство с храмами, с иконописным искусством, с традициями русского иконописания; изучение истории религиозных конфессий в России и в регионе, их традиций; воспитание терпимого отношения к религиозным чувствам других людей, знание и уважение положений закона о свободе совести; знание документов, отражающих условия функционирования разных религиозных конфессий в России; создание условий для изучения библейских заповедей как основы общечеловеческой нравственности, памятников христианской культуры; знание роли Церкви и ее служителей в периоды испытаний для России, вклад православной культуры в воспитание духовности и нравственности российского общества; создание условий для свободного выбора вероисповедания и исполнения своих религиозных служений, традиций обрядов.

Нравственно-оздоровительный – формирование и развитие осознанной готовности и желания утверждать принципы здорового образа жизни; содействие в создании условий для ликвидации прочных привычек, приводящих к разного рода зависимостям: никотиновой, алкогольной, наркотической и др., формирование культуры досуговой деятельности; развитие и углубление знаний по личной гигиене, гигиене половых отношений; развитие умения и готовности осознанно заботиться о своем здоровье, заниматься профилактикой здоровья, утренней гимнастикой, аэробикой; развитие системы санаторного лечения, загородных баз отдыха.

Культурно-эстетический изучение достижений российской и мировой культуры, вклад России в мировую сокровищницу; изучение культуры народов России, их культурных традиций; воспитание чувства гордости этими достижениями; развитие эстетической культуры личности, умения понимать и наслаждаться произведениями искусства; знать фольклорные традиции России, народные промыслы и ремесла, историю их становления и развития; создание условий для развития творческих способностей и таланта через систему самодеятельного искусства и творчества.26

Патриотическое воспитание ребенка начинается ещё в раннем возрасте.

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания и впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.

Школьник под влиянием воспитания и обучения расширяет и углубляет познание окружающего мира, его суждения становятся всё более точными, адекватно раскрывающими содержание понятий. Подвергая содержание суждений анализу и синтезу, устанавливая причины и следствия, сравнивая и дифференцируя поведение, у школьника постепенно формируется развитие критического мышления. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для формирования и совершенствования патриотического воспитания на основе организации образовательного и инновационного процессов. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательностью, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать соответствующие выводы. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в нравственно-патриотической основе, а также творчества. Учитывая психологическое и физическое развитие младших школьников, можно выделить следующие формы работы с младшими школьниками по патриотическому воспитанию через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • беседы, классные часы, читательские конференции;

  • тематические утренники, проведение совместных праздников;

  • торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

  • экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы;

  • смотры строя и песни, военно-спортивные игры;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

  • ролевые игры, проигрывание ситуаций;

  • встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

  • социальные акции, операции.

Патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста–это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование и закрепление умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу, а также формирование навыков готовности защиты Отечества.27

Таким образом, именно у детей старшего школьного возраста должна закрепляться система патриотического воспитания и формирования гражданской позиции.

2.2. Организация патриотического воспитания в школе

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. 28

Целью программы является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

Программа включает в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

  • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

  • развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч, учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1.Проведение памятных дней:

  • День Победы;

  • День вывода войск из Афганистана;

  • День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:

  • «Солдатские письма»;

  • «Герои живут рядом»;

  • «От сердца к сердцу».

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;

  • «А ну-ка, парни!»;

  • «Веселые старты»;

  • «Папа, мама и я – спортивная семья!»;

  • смотр строя и песни;

  • проведение спортивных секций.

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

  • линейки, посвященные памятным датам истории;

  • общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;

  • организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;

  • проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

5. Изучение родного края:

  • экскурсии в музеи;

  • туристические поездки;

  • экскурсии по родному краю;

  • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;

  • благоустройство территории школы;

  • уход за памятником.

6. Организация тематических конкурсов.

  • В результате осуществления Программы ожидается:

  • повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

  • формирование гражданской грамотности учащихся;

  • внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы;

  • возрождение духовных ценностей школьников;

  • улучшение условий для формирования патриотических чувств.29

Исходя из этого можно сделать вывод, что организация патриотического воспитания в школе может проходить в урочное и внеурочное время, как в классе, так и в не класса.

Патриотическое воспитание косвенно или прямо может происходить на различных уроках: история, обществознание, литература, русский язык, физическая культура, ОБЖ. Их принято считать ведущими предметами по степени оказания влияния на формирования патриотических чувств.

Глава III. Психологические и методические Особенности патриотического воспитания на уроках истории в старших классах

Начнем с психологических особенностей.

Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников 10–11 классов средней школы. К концу этого возраста школьник приобретает ту степень идейной и психической зрелости, которая достаточна для начала самостоятельной жизни, дальнейшего учения в вузе или производственной работы после окончания школы.

Старший школьный возраст – период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллективе.

По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется, и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру, к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.

В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. 30

Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.

Поговорим о самооценке в ранней юности. В российских школах была выявлена интересная динамика ее развития. Типично юношеские особенности характерны для самооценки десятиклассников — она относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.

В одиннадцатом, выпускном классе, ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистичную» самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность в себе. Их самооценка низка и конфликтна (в основном в эту группу попадают девочки).

В связи с изменениями в самооценке, в одиннадцатом классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным.

Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.

Поэтому очень важно в этом возрасте вовремя сформировать и закрепить гражданскую и патриотические позиции.

Что же касается методической части патриотического воспитания, то здесь необходимо задать два важнейших педагогических вопроса: Что преподавать? Как преподавать?

Давайте попробуем ответить на первый вопрос.

Итак, старшие классы – 10–11 классы. История у нас изучается по концентрической системе. Соответственно, в 10 классе – с древнейших времен и до конца XIX в. и в 11 классе – ХХ в. и по наши дни. Чтобы повысить эффективность патриотического воспитания, на наш взгляд, необходимо выделить наиболее яркие и значимые события в истории нашего Отечества.

Так в 10 классах это могут быть следующие темы:

  • Монголо-татарское нашествие на Русь;

  • Политика Александра Невского;

  • Куликовская битва;

  • Образование русского централизованного государства;

  • Опричнина и смута;

  • Бунташный век;

  • Россия в эпоху Петра Великого;

  • Россия в эпоху дворцовых переворотов;

  • Отечественная война;

  • Крымская война;

  • Россия в годы правления Александра II.

А в 11 классах:

  • Первая российская революция;

  • Россия в годы первой мировой войны;

  • Февральская и октябрьские революции;

  • Гражданская война в России;

  • Создание советского союза;

  • Вторая мировая война и Великая отечественная война;

  • Послевоенные годы России и СССР.

Как можно заметить, темы выбраны не только с военной тематикой, где наша страна себя показывает с воинственной стороны, а ещё и такие темы, где отражается важность народного единения, решения внутренних вопросов, касающихся всей страны. Ведь патриотизм означает не только защиту от внешних врагов, но ещё и правильное поддержание, и развитие страны изнутри. Именно поэтому, на наш взгляд, будет важным преподносить темы связанные с междоусобицами, революциями, гражданской войной и прочими внутренними конфликтами с правильной стороны: народное единство — важный залог патриотизма.

Относительно второго вопроса о том, как преподавать важно учитывать психологические особенности возраста, а также настрой в классе. Что это значит? В классах могут быть дети настроены совершенно не патриотичным образом, например, мечтая о «западной красивой жизни» или же наоборот – дети с высоким патриотическим настроем. Поэтому, педагогу стоит помнить об аккуратности своих методов. В первом случае необходимо мягко направлять и переубеждать с помощью исторических примеров о величии страны, во втором случае нельзя перегибать палку, так как националистические и шовинистические настроения могут возникнуть, если постоянно превозносить свой народ и свою страну. Важно учить детей дружбе народов, уважительному отношению к другим странам.

Преподавание в старших классах позволяет опираться на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе не только по истории, но и иным гуманитарным наукам; усилить аналитическую сторону изучения предмета. Тут преобладание вопроса «почему» над «что, где, когда» значительно. Необходимо, максимально отойдя от учительского монолога, организовать всевозможные диалоговые формы обучения, вводить элементы обсуждения проблем, дискуссий или полемики, анализируя различные точки зрения по данной проблеме, подключая элементы историографии. В старших классах исторический документ может быть не столько иллюстрацией того или исторического сюжета, сколько объектом анализа, источником познания истории.

Практика преподавания истории в старших классах показывает три основные модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование преподавания курсов: российской и всеобщей истории, истории и обществознания; проблемное преподавание истории.

Для повышения эффективности стоит использовать различные формы уроков, межпредметную интеграцию. Особенно эффективна, по замечаниям многих педагогов, такая интеграция возможна между литературой и историей.

Так, например, в 10 классе темы опричнины и смуты могут быть связаны с произведением Лермонтова М.Ю. «Песня о купце Калашникове». Отечественная война 1812 г. – «Война и мир» Л. Н. Толстого. В 11 классе тема гражданской войны будет отражена в произведениях М. Булгакова, А. Блока, В. Маяковского, А. М. Горького и т.д. Тема Великой отечественной войны – в произведениях М. Шолохова, А. Фадеева, К. Симонова и многих других.

Единственным минусом, на наш взгляд, может быть только то, что темы данные будут идти не параллельно друг другу. Практически всегда история будет опережать литературу, поэтому учителю истории необходимо рекомендовать историческую и художественную литературу самостоятельно для общего развития учеников, или же задавать для домашнего прочтения, что будет полезно учащимся и на уроках истории, и на уроках литературы.

Стоит подвести итог, сказав, что подходы к воспитанию патриотизма меняются со временем постоянно. Сейчас мы видим напряженную обстановку на международной арене, многие настроены, как принято говорить в политике, «русофобно». Это отражается и внутри нашей страны: идёт волна подъема патриотизма среди людей разных возрастов. Имея опыт педагогической практики в школе, можно сказать, что подростки, слушая новости, анализируют их и переносят этот же анализ на изучение истории. Поэтому именно такие напряженные моменты следует, по нашему мнению, всецело использовать для патриотического образования и воспитания школьников как старших, так и средних классов.

Заключение

Данная работа была направлена на исследование особенностей патриотического воспитания в старших классах.

Для начала нам необходимо было выяснить теоретические основы понятия патриотизма и патриотического воспитания. Мы выяснили, что под патриотизмом подразумевают любовь к Родине, преданность своему Отечеству. А патриотическое воспитание – это целая система мероприятий взаимодействия педагогического состава и учеников, направленных на воспитание любви к своей Родине, гражданских позиции и ответственности, готовности служить своей стране.

Мы рассмотрели, как исторически менялось отношение к понятию «патриотизм» и «патриотическое воспитание». Можно сделать вывод, что отношение к данным понятиям зависит в первую очередь от международных отношений и внутренних проблем государства. На наш взгляд, история нашего государства показывает, что чем больше невзгод и неприятностей приходится нашей стране переживать, тем выше уровень патриотизма проявляют люди. Но «этот уровень» ещё нужно заложить в человека. И как раз-таки большое значение в формировании гражданско-патриотических основ человека играет школа. Мы обосновали, опираясь на мнение известных ученых и педагогов, почему именно такой предмет как история играет в этом ведущую роль: потому что именно изучая историю, учащиеся познают опыт своей Родины, своего народа, что побуждает чувства гордости, любви к своей стране и народу.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать в них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Педагогика патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты: гражданский, национальный (этнический), интеллектуальный, нравственно-этический, семейно-бытовой, социально-экономический, военно-спортивный, экологический, духовный, нравственно-оздоровительный, культурно-эстетический.

Важно то, что все эти компоненты должны гармонично сочетаться.

Патриотическое образование и воспитание в школе может проводится в урочное и во внеурочное время.

К основным видам внеурочной деятельности, которые имеют патриотическую направленность относятся: беседы, классные часы, читательские конференции; тематические утренники, проведение совместных праздников; торжественные линейки и уроки; экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам и местам боевой славы; смотры строя и песни, военно-спортивные игры; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества; ролевые игры, проигрывание ситуаций; встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками; социальные акции, операции.

Патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование и закрепление умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу, а также формирование навыков готовности защиты Отечества.

Старший школьный возраст – период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Личность юноши и девушки складывается под влиянием совершенно нового положения, которое они начинают занимать по сравнению с подростком, в обществе, коллективе.

В этом возрасте очень важно учитывать психологические особенности, чтобы как можно более гармонично и эффективней шли процессы образования и воспитания, не только со стороны патриотизма, но и общего. Каждому из преподавателей стоит понимать, что старший школьный возраст является своеобразным заключительно-переломным моментом в становлении личности и её мировоззрения на пути во взрослую жизнь.

Помимо психологических особенностей, существуют и свои методические особенности.

Так как мы с вами говорим о воспитании патриотизма на уроках истории, то следует принять во внимание, в первую очередь, те методические особенности, которые касаются этого школьного предмета: преподавание в старших классах позволяет опираться на уже имеющиеся знания учеников, полученные в основной школе не только по истории, но и иным гуманитарным наукам; усилить аналитическую сторону изучения предмета. Тут преобладание вопроса «почему» над «что, где, когда» значительно. Необходимо, максимально отойдя от учительского монолога, организовать всевозможные диалоговые формы обучения, вводить элементы обсуждения проблем, дискуссий или полемики, анализируя различные точки зрения по данной проблеме, подключая элементы историографии. В старших классах исторический документ может быть не столько иллюстрацией того или исторического сюжета, сколько объектом анализа, источником познания истории.

Практика преподавания истории в старших классах показывает три основные модели: расширение и углубление содержания преподавания; интегрирование преподавания курсов: российской и всеобщей истории, истории и обществознания; проблемное преподавание истории.

Для повышения эффективности стоит использовать различные формы уроков, межпредметную интеграцию. Особенно эффективна, по замечанием многих педагогов, такая интеграция между литературой и историей.

Кроме того, стоит делать упор на внеурочную деятельность учащихся и на самостоятельное изучение.

Таким образом, делаем вывод, что патриотическое воспитание является важным слагающим для будущего любого государства. Ведь для стабильного развития страны необходимо патриоты, которых стоит воспитывать со школьной скамьи.

Список литературы
  1. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30.12.2015 № 1493. — [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/media/files/8qq YUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

  2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. —М.: Айрис-пресс, 2002.

  3. Агеева О. Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века // Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв.): Сб. ст. М.: ИРИ РАН, 1994. С. 38–50.

  4. Беглова С. В. С. О. Бачурина, Е. А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012, № 9. С. 70–74.

  5. Берестовская С. Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012. С. 35–41.

  6. Богуславский М. В. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9. С. 45-57

  7. Быков А. К. Формирование патриотического воспитания /// Педагогика. 2010. № 9. С. 10-21

  8. Василевская В. Учение К. Д.Ушинского о воспитании // Вестник РХД. 1979. III. №129. С.75-90

  9. Вырщиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. М.: Педагогика, 1990 –152 с.

  10. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход//Воспитание школьников. №1. 2010. С. 11–13.

  11. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. № 5. С.52-58

  12. Кром М. М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI–XX вв.). М., 1994. С.16-30

  13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие, 4-е изд-е, М., 1998. – 175 с.

  14. Кукушин В. С. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508 с.

  15. Лихачёв Д. С. Великий путь: становление русской литературы XI– XVII вв. М., 1987. – 301 с.

  16. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания // Соч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. Т.5. С. 109–225.

  17. Миловидов А. С. Коммунистическая нравственность и военно-патриотическое воспитание. М., 1979. – 64 с.

  18. Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века / Вступ. ст. Д.С. Лихачёва; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. М., 1986. С. 16–107.

  19. Пушкарева И. А. Идея патриотизма в советские и русские педагогики // Все для классного руководителя. Пилотный выпуск. - М., 2011. -140 с.

  20. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М., 1980. – 175 с.

1 Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М., 1980. 175.

2 Миловидов А. С. Коммунистическая нравственность и военно-патриотическое воспитание. М., 1979.

3. Лихачёв Д. С. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII вв. М., 1987. С.26.

4 Дробленкова Н.С. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность. М.; Л., 1960. С. 189–190.

5 Вырщиков А. Н. Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. М.: Педагогика, 1990. С. 152.

6 Кром М. М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI–XX вв.). М., 1994. С. 27–28.

7 Пушкарева И. А. Идея патриотизма в советской и русской педагогике // Все для классного руководителя. М, 2011.

8 Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. № 5. С.112.

9 Патриотизм. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4658/ Патриотизм.

10 Патриотическое воспитание как важная составляющая будущего страны. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/611668/

11 Д. С. Лихачёв. Великий путь: становление русской литературы XI – XVII вв. М., 1987. С. 26.

12 Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века/ Вступ. ст. Д.С. Лихачёва; Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачёва. М., 1986. С. 16–107.

13 Там же.

14 Там же.

15 Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI–XX вв.). М., 1994. С.39

16 Там же.

17 Василевская В. Учение К. Д. Ушинского о воспитании // Вестник РХД. 1979. III. №129. С.78

18  Пушкарева И.А. Идея патриотизма в советской и русской педагогике / Все для классного руководителя. М, 2011. С.35

19 Там же. С.34

20 Там же. С.35

21 Там же. С.40

22 Миловидов А.С. Коммунистическая нравственность и военно-патриотическое воспитание. М, 1979. С.12

23 Быков А.К. Формирование патриотического воспитания // Педагогика. 2010. № 9. С.11

24 Там же.С.14

25 Кукушин В. С. Теория и методика воспитания. Ростов на Дону, 2006. С. 245–246.

26 Воспитание школьников. №1. 2010. С. 11–13.

27 Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М, 2002. С.76–79.

28 Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» от 30.12.2015 № 1493. – [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

29 Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. М, 2002. С.76–79.

30 Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет)»: Учебное пособие, 4-е изд-е, М., С. 34–35.

Просмотров работы: 4702