Детская безнадзорность – это сложная социально-педагогическая проблема, которая оказывает большое влияние на социализацию несовершеннолетних. Безнадзорные дети и подростки лишены присмотра, внимания и положительного влияния со стороны родителей. Они, проживая под одной крышей со своими собственными родителями, становятся детьми улицы и начинают заниматься бродяжничеством, употреблением спиртных напитков и наркотических веществ. Отсутствие должного ухода, пренебрежение к интересам и потребностям ребенка в семье создает реальную угрозу психическому, соматическому и нравственному здоровью несовершеннолетних лиц, что впоследствии может нанести ущерб здоровью общества в целом [3, с. 11].
Безнадзорный ребенок характеризуется устойчивыми нарушениями психо-эмоциональной сферы, отклонениями в социальном поведении и грубым искажением групповых норм взаимодействия. При длительном отсутствии внимания и контроля со стороны родителей, школы, семьи и других социальных институтов общества эти нарушения могут привести к необратимым изменениям в личности ребенка и оказать непосредственное влияние на его переход из категории безнадзорных подростков в категорию беспризорных [2, с. 23].
Безнадзорные дети требуют повышенного внимания и оказания экстренной помощи. Социальное и психологическое развитие таких детей деформировано. Для них характерны низкая степень социальной адаптации, искажение ценностной ориентации, мотивов поведения, что зачастую является основой для развития социального инфантилизма и иждивенчества [4, с. 60].
Причинами распространения детской безнадзорности являются:– нестабильный брак или развод родителей;
– деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
– низкий уровень благосостояния;
– наличие в семье безработных;
– наличие в семье членов с асоциальным поведением;
– частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения [5, с. 278].
Жизнь безнадзорных детей оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем больше деформируется личность. Дети, стремясь вырваться из-под опеки не всегда добросовестных родителей, очень часто попадаются в руки еще более жестоких по отношению к ним взрослых, которые заставляют их вести противоправный образ жизни. Следствием этого является увеличение количества правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Следует отметить, что наблюдается тенденция роста числа подростков, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений. Почти каждое третье правонарушение совершается подростками, не посещающими образовательное учреждение. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности [6, с. 24].
Безнадзорные дети и подростки, являясь группой риска, не имея средств к существованию, выискивают их любым доступным для них способом и, к сожалению, не всегда законным путем. Вследствие чего они пополняют ряды несовершеннолетних преступников. Именно несовершеннолетние составляют большинство потребителей наркотиков. Также очень остро стоит вопрос алкоголизации и криминализации современных подростков [1, с. 101].
В основе решения проблемы детской и подростковой безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально-опасном положении, асоциальные семьи, неполные неблагополучные семьи, безработные семьи и семьи, злоупотребляющие алкоголем.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности являются:
- повышение ответственности родителей за воспитание своих детей;
- ужесточение мер в отношении родителей, злоупотребляющих алкоголем и ведущих асоциальный образ жизни;
- ужесточить контроль над полной реализацией мер, предусмотренных Федеральным законом «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- восстановить роль школы в обеспечении воспитания, всеобщей грамотности, внешкольного воспитания и досуга детей, усилить ее работу с неблагополучными семьями;
- привлечь учреждения культуры и спорта, досуговые учреждения к целенаправленной работе с семьей и детьми [7].
Таким образом, профилактика безнадзорности будет эффективна, если будут созданы педагогические условия для успешности ребенка в учебной деятельности и эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, учителями. Своевременная помощь со стороны педагогического коллектива и других специалистов может стать залогом преодоления тенденций дальнейшей личностной деструктивности и обеспечения действенного решения проблем безнадзорности среди несовершеннолетних.
Литература
Ветров, Ю. П. Состояние и проблема профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних [Текст] / Ю.П. Ветров // Педагогика. 2005. – №2. С. 101.
Дементьева, И.Б. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия [Текст] / И.Б. Дементьева // Социальная педагогика. 2005. №1. – С. 23-30.
Иванова, Д.М. Уличные дети благополучного города [Текст] / Д.М. Иванова // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – № 12. – С. 11.
Лебедев, С.Я., Дубовик, О.Л. Проблемы правового регулирования безопасности личности, общества и государства в условиях современной России [Текст] / С.Я. Лебедев, О.Л. Дубовик М.: Издательство Академия, 2001. 97 с.
Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова М.: ТЦ Сфера, 2005. 480 с.
Пищулин, Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности [Текст] / Н.П. Пищулин // Беспризорник. 2010. №3. С. 24-56.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Система Гарант. Режим доступа: http://base.garant.ru/12116087/#ixzz4THdU1qpE. 02.03.2017 г.