ЗДОРОВЬЕ В ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗДОРОВЬЕ В ИЕРАРХИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Каракчеев Е.А. 1, Тимченко М.И. 1
1Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Определения здоровья

Здоровье – естественное состояние любого живого организма, характеризующееся полной работоспособностью всех органов и стабильным выполнением ими надлежащих функций.

По уставу Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин. Среди определений встречаются следующие:

Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству

Динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой

Участие в социальной деятельности и общественно полезном труде, способность к полноценному выполнению основных социальных функций

Отсутствие болезни, болезненных состояний и изменений

Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды

Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:

Медицинская модель — для определений, содержащих медицинские признаки и характеристики; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов

Биомедицинская модель — отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений

Биосоциальная модель — включаются рассматриваемые в единстве медицинские и социальные признаки, при этом приоритет отдаётся социальным признакам

Ценностно-социальная модель — здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ.

Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях:

  • Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека.

  • Групповое здоровье — здоровье социальных и этнических групп.

  • Региональное здоровье — здоровье населения административных территорий.

  • Общественное здоровье — здоровье популяции, общества в целом; определяется как «наука и искусство профилактики заболеваний, продления жизни и укрепления здоровья через организованные усилия и осознанный выбор общества, организаций, государственное и частное, общинное и индивидуальное». Методы профилактики общественного здоровья — внедрение образовательных программ, разработка политики, обслуживания, а также проведение научных исследований. С понятием общественного здоровья связано понятие вакцинации. Большое положительное воздействие государственных программ в области здравоохранения широко признаётся. Отчасти в результате политики в области здравоохранения в XX веке зарегистрировано снижение смертности младенцев и детей, а также постоянное увеличение продолжительности жизни во многих частях мира. Например, подсчитано, что средняя продолжительность жизни американцев увеличилась с 1900 г. на 30 лет, а во всём мире — на шесть лет.

Показатели здоровья:

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и других биомаркеров.

Для состояния организма человека существует понятие «нормы», когда значения параметров укладываются в определенный, выработанный медицинской наукой и практикой диапазон. Отклонение значения от заданного диапазона может явиться признаком и доказательством ухудшения здоровья. Внешне утрата здоровья будет выражаться в измеримых нарушениях в структурах и функциях организма, изменениях его адаптивных возможностей.

С точки зрения ВОЗ, здоровье людей — качество социальное, в связи, с чем для оценки общественного здоровья рекомендуются следующие показатели:

  • отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

  • доступность первичной медико-санитарной помощи.

  • уровень иммунизации населения.

  • степень обследования беременных квалифицированным персоналом.

  • состояние питания детей.

  • уровень детской смертности.

  • средняя продолжительность предстоящей жизни.

  • гигиеническая грамотность населения.

Критерии общественного здоровья

  • Медико-демографические — рождаемость, смертность, естественный прирост населения, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни.

  • Заболеваемость — общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная.

  • Показатели инвалидности.

  • Показатели физического развития.

Факторы здоровья

В психологии здоровья выделяется три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие и мотиваторы.

  • Независимые - корреляции со здоровьем и болезнью наиболее сильны:

    • Факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни:

      • Поведенческие паттерны; факторы поведения типа A (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и Б (противоположный стиль);

      • Поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм);

      • Эмоциональные паттерны (напр., алекситимия);

    • Когнитивные факторы — представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.

    • Факторы социальной среды — социальная поддержка, семья, профессиональное окружение

    • Демографические факторы — фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы

  • Передающие факторы:

    • Совладание с разноуровневыми проблемами;

    • Употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства);

    • Виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность);

    • Соблюдение правил здорового образа жизни;

  • Мотиваторы:

    • стрессоры;

    • существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни).

Факторы физического здоровья:

  • уровень физического развития;

  • уровень физ.подготовки;

  • уровень функциональной готовности к выполнению нагрузок;

  • уровень мобилизации адаптационных резервов и способность к такой мобилизации, обеспечивающие приспособление к различным факторам среды обитания.

При исследовании различий в здоровье мужчин и женщин Всемирная организация здравоохранения рекомендует использовать не биологические критерии, а гендерные, так как именно они наилучшим образом объясняют существующие различия. В процессе социализации поощряется отказ от самосохранительного поведения у мужчин, реализация рискогенного поведения, направленного на больший заработок; женщин ориентируют на сохранение здоровья как будущих матерей, однако при акценте на такое проявление здоровья, как внешняя привлекательность, вместо здорового функционирования могут возникать характерные женские нарушения — как правило, пищевые расстройства.

Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин зависит от страны проживания; в Европе она достаточна, а в ряде стран Азии и Африки практически отсутствует, что в первую очередь связано с женской смертностью от обрезания половых органов, осложнений беременности, родов и плохо сделанных абортов.

Показано, что врачи предоставляют женщинам менее полную информацию об их заболевании, нежели мужчинам.

К факторам здоровья относятся доходы и социальный статус, социальные сети поддержки, образование и грамотность, занятость / условия работы, социальная среда, физическая среда, личный опыт и навыки сохранения здоровья, здоровое развитие ребёнка, уровень развития биологии и генетики, медицинские услуги, гендер, культура.

2. Потребности

Потребность - вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Классификации потребностей человека

Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности:

  • по сферам деятельности:

    • потребности труда

    • познания

    • общения

    • отдыха

  • по объекту потребностей:

    • материальные

    • биологические

    • социальные

    • духовные

    • этические

    • эстетические и др.

  • по значимости:

    • доминирующие/второстепенные

    • центральные/периферические

    • по временной устойчивости:

    • устойчивые

    • ситуативные

  • по функциональной роли:

    • естественные

    • обусловленные культурой

  • по субъекту потребностей:

    • групповые

    • индивидуальные

    • коллективные

    • общественные

Проявления

Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью.

Появление

По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что в общем потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае её удовлетворения — положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

3. Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека

Предыдущими главами были расписаны понятия здоровья и потребностей в их общем понятии, а так же перечислены присущие им признаки. Для понимания положения здоровья в иерархии потребностей и ценностей человека следует понимать, что пирамида потребностей каждого человека индивидуальна, а значит вывести общую для всех формулу достаточно сложно. Следует иметь в виду, что предпочтения, предрасположенность и увлечённость являются разными. Поэтому, например, люди, имеющие интерес к занятию спортом, будут ставить здоровье практически на главенствующую позицию в своей иерархии потребностей, в отличие от других.

Для того, что определить место здоровья в списке потребностей и ценностей культурного человека, следует рассмотреть и понятие культуры.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявление человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура — это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Таким образом, можно прийти к выводу, что поднятие уровня здоровья (занятие спортом) является человеческой деятельностью, а значит – неотъемлемой частью культуры людей. Поэтому из этого вытекает следующее: здоровье должно занимать главенствующую позицию в иерархии потребностей культурного человека и должно быть одной из главных его ценностей. В доказательство этой мысли можно привести следующий пример: высокий уровень здоровья гарантирует высокую работоспобность и низкий показатель усталости. Это в свою очередь гарантирует стабильный уровень дохода, либо быстрое продвижение по карьерной лестнице. Вторым аргументом можно вывести такое понятие как хорошее самочувствие. И хоть в большинстве своём это понятие является довольно бытовым, оно имеет место быть, потому как занимает значимое место в деятельности человека, а так же в его настроении. Хорошее настроение для человека – залог удачи в любом начинании.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь, как показывает исследование. Эти две характеристики здоровья находятся как бы в противоречии друг с другом. Если использовать свое здоровье как единственное средство для достижения жизненных целей хотя бы какое-то время, да еще в условиях экономического кризиса, то оно тем или иным способом растрачивается, в то время как его сохранение и укрепление предполагают активную заботу человека о своем физическом и психическом благополучии. Таким образом, обнажается противоречие между стремлением достичь жизненно значимых целей и объективной необходимостью быть здоровым.

Третьим важным аргументом становится престиж. В современном обществе обладание крепким здоровьем и телосложением является престижным и уважаемым параметром. Соответственно, у многих спорт является неотъемлемой частью жизни и быта, а значит и здоровья.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать обобщающий вывод: иметь здоровье главенствующим пунктом в иерархии потребностей и ценностей культурного человека является необходимым для современного общества, это полезно и выгодно.

Просмотров работы: 2247