ВКЛАД И. Я. БИЛИБИНА В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАФИКИ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВКЛАД И. Я. БИЛИБИНА В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГРАФИКИ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Косарева Е.В. 1, Поровская Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) один из выдающихся художников-иллюстраторов, который смог сделать детскую книгу нарядной и доступной. Чтобы не портить отношения с отцом, который не принимал стремления сына рисовать, Иван Яковлевич в 1900 году окончил полный курс юридического факультета Петербургского университета, одновременно с этим занимаясь в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Затем он учился в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене, несколько лет занимался под руководством Ильи Репина в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой, позже в высшем художественном училище Академии художеств, но работу на звание художника представлять не стал. Еще зимой 1898 - 1899 года на выставке молодых художников работа Виктора Васнецова «Богатыри» несказанно потрясла Билибина и определила его творческий путь. «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и тянулась моя душа», вспоминал Иван Яковлевич [1]. Уже летом 1899 года, будучи под впечатлением, он создает первые иллюстрации к русским сказкам. В этих работах он стремился гармонично соединить волшебный мир с миром реальности, наполняя свои произведения лирическими образами русской природы и былинной старины [2]. Вскоре художник уехал в деревню, изучал русскую старину, народное и декоративное искусство и нашел свой неповторимый стиль, в котором работал до конца жизни. За отточенность этого стиля, энергичность работы и безукоризненную твердость линии художника коллеги называли его «Иваном-железной рукой» [3].

Мастер выработал свой собственный графический «билибинский» стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. Его книги похожи на расписные шкатулки, старинные рукописи, ведь художник продумывал не только рисунки, но и все декоративные элементы [3]. И.Я. Билибин видел детскую книгу как целостный художественно оформленный организм, создавая не отдельные иллюстрации, стремясь к ансамблю, к цельности: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт – все стилизуя под старинную рукопись. Его страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками, они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. Например, в сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнце) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) – мифические птицы с человеческими головами. Самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки [4]. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный - полуфантастический мир.

За всю жизнь Иван Билибин проиллюстрировал более 25 книг. Персонажи И. Билибина живут, любят, совершают подвиги, заманивают в глубину русского леса, притягивают своими узорами, заставляя рассматривать каждую деталь. Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, художник разработал логически последовательную систему графических приемов, которая в совокупности с своеобразием трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом «билибинском» стиле[5]. Творчество Ивана Яковлевича Билибина сыграло значительную роль в истории отечественной графики. Его иллюстрации к былинам и сказкам, благодаря полиграфии получили широкое распространение, открыли многим в начале XX века красоту русской старины и продолжают удивлять и радовать наших современников в XXI веке.

Ключевые слова: иллюстрации, графический «билибинский» стиль, отечественная графика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Голынец Г. В., Голынец С.В. «Иван Яковлевич Билибин» - М., 1972. – С. 19.

2. Великие художники. Том 53. Иван Яковлевич Билибин – М.: Директ-Медиа, 2010. – С.4.

3. Русская семерка. Кто такой И.Я.Билибин (электронный ресурс) – URL: http://russian7.ru/post/chto-nuzhno-znat-ob-ivane-bilibine/

4. Истории об искусстве. Иван Билибин (электронный ресурс) – URL: https://hystory.mediasole.ru/istorii_ob_iskusstve_ivan_bilibin

5. Голынец Г.В. И.Я.Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. - С.5.

Просмотров работы: 489