РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Кормильцина Т.В. 1
1Южный Институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование рыночных отношений определяет ряд значительных изменений и преобразований всей системы управления. Особую роль здесь играет государственный финансовый контроль. От его эффективности во многом зависит финансовая безопасность страны. Финансовый кризис 1998 года наглядный тому пример. Ослабление государственного финансового контроля в тот период привело к разрушению финансовой системы России, повышению уровня экономической преступности и возникновению реальных угроз национальной безопасности страны.

Сегодня обеспечение финансовой безопасности страны является наиболее актуальной и приоритетной задачей государства. В решении этой проблемы особое место занимает эффективный и действенный государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой установленную законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

– ошибок и злоупотреблений в области управления хозяйственной деятельностью нематериальными объектами государственной собственности, способных нанести финансовый и материальный ущерб государству;

– недостатков в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью государства и организаций с государственным участием;

– угроз финансовой и национальной безопасности страны.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению государственными финансовыми и материальными ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами, обеспечению их сохранности и приумножения; обеспечение законности и оптимизированного функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства; обеспечение финансовой безопасности государства.

Финансовая безопасность государства – основное условие самостоятельности госконтроля в осуществлении финансово-экономической политики. Сущность финансовой безопасности РФ заключается в формировании положительных финансовых решений и действий государственной власти в необходимых объемах для выполнения государственных функций и задач.

Финансовая безопасность страны находится в прямой зависимости от способности органов государственной власти и управления:

– обеспечивать устойчивое финансово-экономическое развитие страны;

– гарантировать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;

– ограничивать вывоз капитала за границу;

– сглаживать конфликты между властями различных уровней и ступеней;

– пресекать преступления в сфере финансов и экономики;

– гарантировать защиту отечественных товаропроизводителей от дискриминации иностранных государств.

Цели государственного финансового контроля будут реализованы в полном объеме, при решении следующих задач:

– осуществление контроля над доходами и расходами федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

– определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

– проведение анализа выявленных отклонений и подготовка предложений, направленных на их устранение;

– осуществление контроля за законностью и своевременностью движения государственных средств в Банке России и иных уполномоченных банках страны;

– обеспечение поступления налоговых, таможенных и прочих платежей, формирующих доходную часть государственного бюджета;

– осуществление контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности организациями и предприятиями;

– выявление причин роста доходов и снижения расходов бюджета;

– выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

– осуществление контроля за обеспечением финансовой безопасности государства и др.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства и создания условий для финансовой стабильности страны. Особую роль в реализации государственного контроля в России имеет Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ». Согласно данному Указу, государственный контроль в нашей стране осуществляется по следующим направлениям:

– исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов;

– организация денежного обращения;

– использование кредитных ресурсов;

– состояние внутреннего и внешнего государственного долга и т.п.

В соответствии с действующим законодательством функции и полномочия по обеспечению государственного финансового контроля в РФ распределены между субъектами, представленными на рисунке 1.

Рис. 1. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в РФ

Современная система финансового контроля в России, на наш взгляд, не реализует своего назначения в полной мере. Ей необходимы серьезные преобразования. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам совершенствования системы государственного финансового контроля с целью повышения уровня финансовой безопасности страны.

На сегодняшний день можно привести много примеров, свидетельствующих о проблемах в функционировании органов финансового контроля. Так, например, международным финансово-экономическим организациям (МФЭО) в настоящее время просто необходимы займы для консолидации российской экономики и построения развитой и наиболее прочной рыночно-хозяйственной системы. Все актуальнее становятся проблемы недостатка финансовых и материальных ресурсов для развития отечественного высокотехнологичного производства. Медленное расходование заимствованных средств влечет за собой дополнительные расходы по выплате комиссий МФЭО. Это приводит к многочисленным нарушениям при использовании займов и реализации соответствующих проектов. Поэтому возникает необходимость в исследовании деятельности органов, осуществляющих свою деятельность в сфере государственного финансового контроля, и устранения причин их плохого функционирования.

Таким образом, если не уделять должного внимания проблемам государственного финансового контроля, то не стоит ожидать, что реформирование пойдет в нужном направлении и предотвратит бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства в большинстве отраслей хозяйственной деятельности государства. Чтобы обеспечить прочную и стабильную финансовую безопасность страны, необходимо произвести множество преобразований, прежде всего, в системе государственного финансового контроля и органах его обеспечения.

Список использованных источников:

1. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. № 1095. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации (ред. от 18.07.2001) // http://www.consultant.ru.

2. Белоусова А.А., Землякова А.В. Реформа страховых взносов как часть единой системы сбора платежей // Экономика и предпринимательство. – 2016. –№ 11-3 (76-3). –С. 368-371.

3. Ермоленко О.М., Петров И.В. Место и роль международного финансового центра России в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации. В сборнике: Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VIII-й международной научно-практической конференции.– 2015. – С. 94-106.

4. Сапрыкина В.Ю. Финансовая глобализация и реформирование мировой валютно-финансовой системы // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2014. – № 1. – С. 77-81.

Просмотров работы: 1295