ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ковригина Ю.П. 1, Васильева В.С. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Л. С. Выготский отмечал, что психические процессы могут быть полноценно развиты исключительно при условии сформированности внимания.

Понятие «внимание» одно из активно разрабатываемых в научной литературе. Особенностям развития этого процесса отводится значительное место в образовательной области, это обусловлено тем, что от внимания зависит протекание и итог образовательной деятельности в целом.

В своих работах внимание рассматривали многие выдающиеся ученые: Р. С. Вудвортс, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Е. Д. Хомская, Б. Д. Карвасарский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Т. Рибо, Е.Б. Титченер и другие.

Л. Н. Блинова описывает внимание как особое состояние активного человека в виде направленной сосредоточенности на каком-либо объекте [1].

В. И. Селиверстов внимание объясняет как произвольную и непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности [9].

А. Г. Маклаков рассматривает внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном [8].

Как говорил В. А. Крутецкий, охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Подобное описание будет слишком расплывчатым, так как существуют многообразные проявления, качества или, как обозначают в литературе, свойства внимания. Поэтому и характеризовать внимание человека можно и нужно с разных сторон [6].

При такой форме нарушенного развития как задержка психического развития (ЗПР) недостаточный уровень развития внимания - одна из значительных и видимых особенностей познавательной деятельности [1].

По словам В. В. Лебединского данный тип аномалии развития выражается в замедленном темпе формирования различных психических функций и причисляется к одной из форм дизонтогенеза [7].

В исследованиях Т. А. Власовой и М. С. Певзнер обозначен основной признак ЗПР - незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости - неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий [5].

По данным Г.А. Карповой и Т.П. Артемьевой в основном эти дети выделяются крайней неустойчивостью внимания, легкой отвлекаемостью, слабой распределенностью и концентрацией, они быстро утомляются на занятиях, не способны сконцентрировано слушать или работать более 5-10 мин. Снижение уровня концентрации наблюдается при утомлении детей [3].

Т. В. Егорова указывает на нестабильность внимания и выделяет такие нарушения внимания, как: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, неумение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности [2].

Т. В. Князева указывает, что главной трудностью в обучении детей с задержкой психического развития является отставание в развитии различных психических свойств и ставит неустойчивость внимания на первое место среди других свойств [4].

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены психолого – педагогические исследования Л. И. Пересели, З. Тржесоглава, Г. И. Жаренковой, В. А. Пермяковой, С. А. Домишкевич, где отмечаются следующие особенности внимания у детей с задержкой психического развития.

Неустойчивость внимания, которая ведёт к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы. Ребёнок продуктивно работает в течение 5-10 минут, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3-7 минут, отдыхает, накапливает силы для следующего рабочего цикла.

Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе её выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза.

Снижение объёма внимания. Ребёнок удерживает одновременно меньший объём информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом.

Сниженная избирательность внимания. Ребёнок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий её реализации среди несущественных деталей.

Сниженное распределение внимания. Ребёнок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся в стадии усвоения.

«Прилипание внимания» выражается в трудностях переключения с одного вида деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию [5].

Таким образом, овладение детьми с задержкой психического развития программным материалом в процессе обучения в полном объеме, предполагает достаточную степень сформированности важнейших познавательных процессов, где внимание занимает базисное положение, так как уровень его развития является одним из условий эффективности любого вида деятельности и формирования личности в целом.

Если сравнивать нормативно развивающихся дошкольников с детьми с задержкой развития психики, то можно обнаружить, что внимание данной категории дошкольников имеет специфические особенности. В психолого-педагогических исследованиях их внимание характеризуется: ограниченным объемом, снижением степени сосредоточенности на каком либо объекте, т.е. снижением концентрации внимания, его неустойчивость, слабое распределение и инертность внимания, выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136с.

  2. Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. - М., 1969. - 150с.

  3. Карпова Г.А., Артемьева Т.Л. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: учебное пособие. Екатеринбург, 1995. - 154с.

  4. Князева Т.Н. Из опыта работы по организации процесса усвоения знаний детьми в классах выравнивания. // Дети с задержкой психического развития: Проблемы и практические решения. - Н. Новгород, 1991. - С.41-44.

  5. Л. В. Кузнецова. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / [Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.] ; под ред. Л. В. Кузнецовой. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 480 с.

  6. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с., ил.

  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985

  8. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

  9. Понятийно-терминологический словарь логопеда. Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Академический проспект, 2004. - 480с.

Просмотров работы: 424