Консалтинг представляет собой специализированный сегмент сферы услуг. С точки зрения маркетинга, консалтинговые услуги относятся к типу услуг «b-2-b», то есть менеджеры и собственники приобретают услуги не для собственного потребления, а для удовлетворения потребности организации в повышении эффективности еѐ деятельности. Следовательно, импульсом в развитии консалтинговых услуг выступает потребность в информации и управленческих инноваций для принятия профессиональных решений в условиях высокорисковой предпринимательской среды.
Сегодня содержание термина «консалтинговая услуга» вышло далеко за рамки простого информирования. Консультирование превратилось в глобальную индустрию, предлагающую потребителям широкий ассортимент услуг, различных как по внешнему проявлению, так и по внутреннему содержанию.
На современном этапе развития экономики широкое распространение получи такие виды консалтинговых услуг как: бухгалтерские и юридические услуги, аудит, PR и реклама, IT-консалтинг, коучинг, экологический, логистический, информационный, инжиниринговый консалтинг, консалтинг в области управления проектами и др. Кроме этого к консалтингу относятся также аутстаффинг, фандрайзинг, спонсоринг, консалтинг в сфере страхования, франчайзинговое консультирование, даунсайзинг, консультирование по вопросам антикризисного управления и прочие.
На сегодняшний день спектр угроз для хозяйствующих субъектов в России находится на довольно высоком уровне и имеет тенденцию к росту. В этой связи возникает объективная необходимость в расширении масштабов страховой деятельности, поиске и эффективном использовании инновационных подходов в деятельности страховых компаний.
Сегодня трудно представить себе человека, который в той или иной степени не сталкивался бы со страхованием (это и обязательное медицинское страхование, и ОСАГО, и страхование жизни и имущества, даже поездка за границу не состоится без оформления в обязательном порядке полиса ВЗР).
Страховой консалтинг – это новое направление в российском бизнесе, функционирование которого заключается в консультировании персонала организации и управляющего состава по вопросам страхования. Он включает в себя проведение анализа всевозможных рисков, которые могут возникнуть в деятельности организации, составление прогноза наступления неблагоприятных событий и разработку эксклюзивной программы страхования с учетом специфики деятельности и финансовых возможностей компании. Страховой консалтинг позволяет отвечать практически на все вопросы так или иначе связанные со страхованием от подбора лучших вариантов страхового покрытия и составления договора страхования до вопросов касающихся урегулирования убытков любой сложности.
Основное отличие страхового консалтинга от услуг страхового агента состоит, прежде всего, в решении вопросов связанных с качеством полученной страховой услуги:
– анализ предложений полученных от страховых компаний на предмет соответствия потребностям клиента;
– анализ договора страхования на предмет соответствия законодательству РФ, а так же на предмет соответствия потребностям клиента, включая составление списка необходимых документов предоставляемых при урегулировании страхового случая;
– поддержка в течение всего срока действия договора страхования, а также консультации клиентов, осуществляющих страхование через другую страховую компанию.
В обязанности страхового агента входит только привлечение клиентов и минимальное объяснение как работает страхование. Многие страховые агенты не знают, например, чем отличается условная франшиза от безусловной, а составить качественный договор страхования они вообще не в состоянии.
Таким образом, страховой консалтинг – это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в сфере страхования, оказываемое консультантами страховой компании для решения той или иной проблемы. Основная задача, стоящая перед специалистами страхового консалтинга заключается в анализе и обосновании выбора страхового продукта, тарифа или варианта страхового покрытия.
Однако, стоит отметить, что многие руководители предприятий относятся к специалистам страховых и консалтинговых организаций с опаской, и часто воспринимают их как специалистов-теоретиков, оторванных от практики предпринимательства и торгующих конфиденциальной информацией о своих клиентах. Подобное отношение к консалтинговым услугам свидетельствует о низком уровне развития этой сферы услуг.
Дальнейшее развитие рынка страхового консалтинга можно обозначить по следующим направлениям:
1. Повышение качества консалтинговых услуг, прежде всего, за счет развития конкуренции, ведь в этом случае только качественные консалтинговые услуги в области страхования создадут конкурентные преимущества страховой компании.
2. Увеличение сегмента услуг страхового консалтинга для малого бизнеса. Консалтинговые услуги для малых организаций не значительны по объему, но в тоже время носят комплексный характер. Взаимодействие с малым бизнесом дает возможность опробовать новые формы предоставления услуг и быстро получить обратную связь, как со стороны топ-менеджеров, так и со стороны непосредственных исполнителей. Подобные формы работы могут послужить серьезным толчком для внедрения инноваций в консалтинге.
К тому же просматривается еще одна тенденция, идущая в параллели: поскольку услуги для малого бизнеса не требуют от консалтинговой компании больших стартовых капиталов и значительного количества консультантов, то возникает импульс к одновременному развитию малого бизнеса в сфере консалтинговых услуг.
3. «Сращивание» функций консалтинга и обучения. Все чаще содержание консалтинга сводится не просто к совету – «что сделать», но и включает в себя определенную технологию обучения – «как сделать».
4. Внедрение инновационных и интерактивных форм страхового консалтинга. Социально-экономическая интеграция, прогресс научно-технической сферы обуславливает увеличение автотранспортной и информационной доступности, развитию образования и межкультурных коммуникаций, что способствует формированию мирового рынка консалтинговых услуг. С развитием телекоммуникаций и появлением электронных платежных средств стал формироваться активный спрос на виртуальные консалтинговые услуги, оказываемые в он-лайн режиме.
Таким образом, несмотря на имеющиеся проблемы в сфере страхового консалтинга в России, наблюдается положительная динамика этого вида консалтинговых услуг. Несомненно, страховой консалтинг является перспективным направлением предпринимательской деятельности в России.
Список использованных источников:
Аксютина С.В. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. – 2014. – № 2 (70). – С. 115-126.
Баканаев И. Л., Ашаганов А. Ю., Цокаева Л. А., Мовтигова М. А. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 468-471.
Мамаева А. С. Перспективы развития страхового рынка в 2015 году // http://www.scienceforum.ru/2015/986/11168
Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р // Собрание законодательства РФ. — 2013. -№ 31. — Ст. 4255.
Юргенс И. Ю. Страховой рынок в 2014 году: вызовы и перспективы //http://www.insur-info.ru/analysis/953.