СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРАХОВОЙ КОНСАЛТИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Терещенко О.А. 1
1Южный Институт менеджмента
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях динамичного развития современной экономики России от руководителей предприятий требуется оперативное принятие управленческих решений. Это обстоятельство способствовало активному развитию сегмента профессиональных услуг, занимающих лидирующие позиции по темпам прироста среди других видов услуг. Среди профессиональных услуг особый интерес вызывают консалтинговые услуги.

Консалтинг представляет собой специализированный сегмент сферы услуг. С точки зрения маркетинга, консалтинговые услуги относятся к типу услуг «b-2-b», то есть менеджеры и собственники приобретают услуги не для собственного потребления, а для удовлетворения потребности организации в повышении эффективности еѐ деятельности. Следовательно, импульсом в развитии консалтинговых услуг выступает потребность в информации и управленческих инноваций для принятия профессиональных решений в условиях высокорисковой предпринимательской среды.

Сегодня содержание термина «консалтинговая услуга» вышло далеко за рамки простого информирования. Консультирование превратилось в глобальную индустрию, предлагающую потребителям широкий ассортимент услуг, различных как по внешнему проявлению, так и по внутреннему содержанию.

На современном этапе развития экономики широкое распространение получи такие виды консалтинговых услуг как: бухгалтерские и юридические услуги, аудит, PR и реклама, IT-консалтинг, коучинг, экологический, логистический, информационный, инжиниринговый консалтинг, консалтинг в области управления проектами и др. Кроме этого к консалтингу относятся также аутстаффинг, фандрайзинг, спонсоринг, консалтинг в сфере страхования, франчайзинговое консультирование, даунсайзинг, консультирование по вопросам антикризисного управления и прочие.

На сегодняшний день спектр угроз для хозяйствующих субъектов в России находится на довольно высоком уровне и имеет тенденцию к росту. В этой связи возникает объективная необходимость в расширении масштабов страховой деятельности, поиске и эффективном использовании инновационных подходов в деятельности страховых компаний.

Сегодня трудно представить себе человека, который в той или иной степени не сталкивался бы со страхованием (это и обязательное медицинское страхование, и ОСАГО, и страхование жизни и имущества, даже поездка за границу не состоится без оформления в обязательном порядке полиса ВЗР).

Страховой консалтинг – это новое направление в российском бизнесе, функционирование которого заключается в консультировании персонала организации и управляющего состава по вопросам страхования. Он включает в себя проведение анализа всевозможных рисков, которые могут возникнуть в деятельности организации, составление прогноза наступления неблагоприятных событий и разработку эксклюзивной программы страхования с учетом специфики деятельности и финансовых возможностей компании. Страховой консалтинг позволяет отвечать практически на все вопросы так или иначе связанные со страхованием от подбора лучших вариантов страхового покрытия и составления договора страхования до вопросов касающихся урегулирования убытков любой сложности.

Основное отличие страхового консалтинга от услуг страхового агента состоит, прежде всего, в решении вопросов связанных с качеством полученной страховой услуги:

– анализ предложений полученных от страховых компаний на предмет соответствия потребностям клиента;

– анализ договора страхования на предмет соответствия законодательству РФ, а так же на предмет соответствия потребностям клиента, включая составление списка необходимых документов предоставляемых при урегулировании страхового случая;

– поддержка в течение всего срока действия договора страхования, а также консультации клиентов, осуществляющих страхование через другую страховую компанию.

В обязанности страхового агента входит только привлечение клиентов и минимальное объяснение как работает страхование. Многие страховые агенты не знают, например, чем отличается условная франшиза от безусловной, а составить качественный договор страхования они вообще не в состоянии.

Таким образом, страховой консалтинг – это управленческое консультирование по широкому кругу вопросов в сфере страхования, оказываемое консультантами страховой компании для решения той или иной проблемы. Основная задача, стоящая перед специалистами страхового консалтинга заключается в анализе и обосновании выбора страхового продукта, тарифа или варианта страхового покрытия.

Однако, стоит отметить, что многие руководители предприятий относятся к специалистам страховых и консалтинговых организаций с опаской, и часто воспринимают их как специалистов-теоретиков, оторванных от практики предпринимательства и торгующих конфиденциальной информацией о своих клиентах. Подобное отношение к консалтинговым услугам свидетельствует о низком уровне развития этой сферы услуг.

Дальнейшее развитие рынка страхового консалтинга можно обозначить по следующим направлениям:

1. Повышение качества консалтинговых услуг, прежде всего, за счет развития конкуренции, ведь в этом случае только качественные консалтинговые услуги в области страхования создадут конкурентные преимущества страховой компании.

2. Увеличение сегмента услуг страхового консалтинга для малого бизнеса. Консалтинговые услуги для малых организаций не значительны по объему, но в тоже время носят комплексный характер. Взаимодействие с малым бизнесом дает возможность опробовать новые формы предоставления услуг и быстро получить обратную связь, как со стороны топ-менеджеров, так и со стороны непосредственных исполнителей. Подобные формы работы могут послужить серьезным толчком для внедрения инноваций в консалтинге.

К тому же просматривается еще одна тенденция, идущая в параллели: поскольку услуги для малого бизнеса не требуют от консалтинговой компании больших стартовых капиталов и значительного количества консультантов, то возникает импульс к одновременному развитию малого бизнеса в сфере консалтинговых услуг.

3. «Сращивание» функций консалтинга и обучения. Все чаще содержание консалтинга сводится не просто к совету – «что сделать», но и включает в себя определенную технологию обучения – «как сделать».

4. Внедрение инновационных и интерактивных форм страхового консалтинга. Социально-экономическая интеграция, прогресс научно-технической сферы обуславливает увеличение автотранспортной и информационной доступности, развитию образования и межкультурных коммуникаций, что способствует формированию мирового рынка консалтинговых услуг. С развитием телекоммуникаций и появлением электронных платежных средств стал формироваться активный спрос на виртуальные консалтинговые услуги, оказываемые в он-лайн режиме.

Таким образом, несмотря на имеющиеся проблемы в сфере страхового консалтинга в России, наблюдается положительная динамика этого вида консалтинговых услуг. Несомненно, страховой консалтинг является перспективным направлением предпринимательской деятельности в России.

Список использованных источников:

  1. Аксютина С.В. Страховой рынок РФ: проблемы и перспективы // Проблемы развития территории. – 2014. – № 2 (70). – С. 115-126.

  2. Баканаев И. Л., Ашаганов А. Ю., Цокаева Л. А., Мовтигова М. А. Проблемы и перспективы развития страхового рынка РФ // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 468-471.

  3. Мамаева А. С. Перспективы развития страхового рынка в 2015 году // http://www.scienceforum.ru/2015/986/11168

  4. Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р // Собрание законодательства РФ. — 2013. -№ 31. — Ст. 4255.

  5. Юргенс И. Ю. Страховой рынок в 2014 году: вызовы и перспективы //http://www.insur-info.ru/analysis/953.

Просмотров работы: 385