ИНДИВИДУАЛЬНИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНДИВИДУАЛЬНИЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Рукосуева И.К. 1
1ФГБОУ ВО "ИГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Динамика индивидуального стиля деятельности педагога дошкольной образовательной организации как индивидуальная система способов и приемов деятельности, направленная для решения профессиональных задач в постоянно изменяющихся условиях окружающей действительности, отражает требования, которые предъявляет к личности воспитателя современное общество (профессионализм, мобильность, самостоятельность, креативность, конструктивность). Сегодня востребован педагог, способный̆ к саморазвитию, самообучению, к повышению уровня своего педагогического мастерства, который готов отойди от традиционных методов, а, следовательно, внесет в педагогический процесс инноватику и будет использовать активные методы и формы взаимодействия с воспитанниками.

Интерес к проблеме стиля педагогической деятельности продиктован с изначальной двойственностью этого понятия, которая присуща ему независимо от сферы употребления. Стиль, как характеристика включенности человека в среду, всегда специфичен, так как детерминируется индивидуальными особенностями человека. Но в то же время он универсален для всех участников той или иной деятельности, условия которой определяют особенности стиля и его реализацию.

Воспитатель организует деятельность и процесс развития воспитанников, поэтому должен находиться в состоянии непрерывного самосовершенствования, ориентироваться на необходимость обновления содержания деятельности, внедрять новые технологии, которые соответствуют концепции модернизации образования. При этом важно, что формирование и совершенствование стиля педагогической деятельности выступает как результат профессионального роста воспитателя и находит отражение в организации педагогической деятельности. Как справедливо отмечает А. Либин, феномен стиля является «весьма удобной конкретной моделью для изучения механизмов интеграции «закономерностей, лежащих в основе теории и практики человеческого поведения» [3].

Обратимся к определению термина «индивидуальный стиль».

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности [2].

Индивидуальный̆ стиль деятельности педагога, по Е.С. Рапацевичу, – это «система устойчивых, индивидуально-своеобразных способов и приемов решения разнообразных педагогических задач» [4].

Интересен подход к определению индивидуального стиля педагогической̆ деятельности в работах Н.А. Аминова. Его подход заключается в том, что индивидуальный̆ стиль деятельности педагога он рассматривает как стержневой компонент педагогического мастерства. По мнению автора, индивидуальный стиль педагогической деятельности определяется внутренней установкой воспитателя на один из двух типов взаимодействия – партнерство или результативность. В соответствии с этим, выделяются два основных типа педагогического стиля: стиль, ориентированный на развитие, и стиль, ориентированный на достижение воспитанниками высоких результатов в развитии [1].

Деятельность воспитателя во многом зависит от условий окружающей среды, современное общество очень динамично, оно не стоит на месте, а постоянно трансформируется. Динамика индивидуального стиля деятельности воспитателя будет успешной, если плыть по течению современного общества, идти в ногу с тенденциями сегодняшнего мира.

Подтверждением динамичности индивидуального стиля педагогической̆ деятельности могут служить исследования А.В. Торховой, которая использует процессуальный подход. Особенность ее подхода заключается в том, что она рассматривает индивидуальный стиль педагогической деятельности через носителей стиля – учащихся и использует в этих целях ретроспективный анализ. По мнению автора, индивидуальный стиль педагогической деятельности педагога представляет собой смену состояний:

– переживание субъектом себя как причины удачи или неудачи, побуждающее к непрерывному самопознанию и саморазвитию воспитателя в профессиональной деятельности;

– эвристический поиск субъектом способов самореализации с учетом сильных и слабых сторон своей личности;

– становление собственной системы работы на основе собственного индивидуально-личностного потенциала;

– педагогическое взаимодействие субъектов, направленное на их саморазвитие и самореализацию [5].

Таким образом, анализирую психолого-педагогическую литературу по вопросам динамики индивидуального стиля деятельности педагога, мы должны заметить, что успех в педагогической деятельности зависит от умения адаптироваться к современным требованиям и тенденциям. Задача каждого педагога – преобразовывать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности в зависимости целей и решаемых задач.

От умения педагога постоянно самосовершенствоваться, делиться своим опытом, заниматься саморефлексией зависит эффективность педагогической деятельности.

Список литературы:

1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. – М.: Воронеж, 1997. – 80 с.

2) Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. – Казань, 1969. – 278 с.

3) Либин, А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А.В. Либина. – М.: Смысл, 1998. – 310 с.

4) Рапацевич, Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.

5) Торхова, А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя [Электронный ресурс] / А.В. Торхова. – URL: http://www.portalus.ru/modules /shkola/rus_readme.php.

Просмотров работы: 253