НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Демирова Л.И. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студент – это представитель специфической общности людей, организационно объединенных институтом высшего образования [6]. Ведущим видом деятельности студента является учебная деятельность [2]. Учебная деятельность направлена на формирование знаний, умений и навыков [3]. Эльконин считает основной характеристикой учебной деятельности изменения в самом субъекте [1, С. 193]. Для того, чтобы учебная деятельность была продуктивной, студенту необходимо, прежде всего, адаптироваться к ней.

Проблемы адаптации личности студента к учебной деятельности являются актуальными в связи с тем, что именно адаптация влияет на уровень подготовки специалиста.

Под адаптацией понимается приспособление личности к условиям социальной среды. Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально-психологическую [4]. Адаптация личности студента к учебной деятельности относится к социально-психологическому виду.

В процессе изучения проблемы адаптации первокурсников на филологическом факультете ДГПУ нами проведено анкетирование, в котором участвовало 80 студентов. Респондентам была предложена анкета, которая включала в себя вопросы, охватывающие физиологические, религиозные, и психологические факторы, препятствующие адаптации студентов к учебной деятельности.

Когда мы подсчитали полученные данные, то выяснилось, что проблемы со здоровьем в результате смены климата отражаются на учебе 8,5 % студентов.

Неправильный режим питания и сна отвлекает от учебы 9,5% опрошенных.

Невозможность совершения пятикратной молитвы угнетает 11.5% респондентов.

Самым популярным психологическим фактором оказалась боязнь выйти к доске. На эту причину указало 19%.

На втором месте находится боязнь быть осмеянным. Она является барьером для адаптации у 13% студентов.

Вливание в новый коллектив препятствует адаптации 7,5% первокурсников.

Далее следует недостаточное знание русского языка затрудняет приспособление к учебной деятельности 5% респондентов.

3% опрошенных указало, как на причину, влияющую на адаптацию, стресс, связанный со сменой обстановки.

И особенное место среди всех причин занимает несформированность учебных умений и навыков: 18,5% первокурсников жалуется на то, что они не умеют писать лекции, составлять конспекты, формулировать свои мысли.

10% опрошенных были представители сильного пола. Среди них популярным фактором был последний – несформированность учебных умений и навыков.

В анкету после каждой группы факторов были включены пункты, где респонденты могли вписать причины, мешающие им адаптироваться к учебной деятельности, не учтенные нами. Среди них:

1,5% студентов указало на то, что им сложно привыкнуть к городской жизни (т.к. большинство студентов - приезжие).

1% опрошенных мешает адаптироваться к учебной деятельности то, что они младше своих однокурсников.

Столько же (1%) , наоборот, сказали, что они старше своих сокурсников, и это тоже в какой-то степени влияет на адаптацию.

И 1% респондентов честно признались, что причиной, препятствующей адаптации их к учебной деятельности, является лень.

Все выявленные нами причины, которые влияют на адаптацию личности студента, можно подразделить на три большие группы:

1 группа – это физиологические факторы. Они составляют 17,8%;

2 группа – несформированность учебных умений и навыков - 21,3%;

в 3 группу входят психологические факторы – 60,9%. (Приложение №;1).

Проанализировав причины, мешающие адаптации студентов к учебной деятельности на филологическом факультете ДГПУ, мы пришли к следующим выводам:

  1. такие причины, как неправильный режим питания и сна, можно устранить, научив студентов планировать свое время (т.е. составлять режим дня);

  2. чтобы у студентов не возникло проблем в результате недостаточного знания русского языка, необходимо, чтобы родители еще с начальных классов следили за качеством преподавания русского языка в школе;

  3. что касается таких психологических факторов, как: вливание в новый коллектив, боязнь выйти к доске и боязнь быть осмеянным, то страх перед неизвестным – это естественно. Но дело в том, что эти проблемы можно свести к минимуму, если в школах наладить работу психологов с учащимися именно в этом направлении (т.е.например, в старших классах ввести курс психологической подготовки будущих выпускников к этапу студенчества);

  4. учение, как деятельность, имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки [5.С. 68].

А что делать, если сознательная цель овладеть знаниями, умениями и навыками есть, а учебных умений и навыков для достижения этой цели нет? Эта проблема является наиболее острой, т.к. физиологические и психологические факторы, затрудняющие адаптацию студентов к учебной деятельности, можно устранить или ослабить, а несформированность учебных умения и навыков очень трудно исправить, потому что упущено время.

Большинство проблем, связанных с адаптацией личности к учебной деятельности, возникает еще в младшем школьном возрасте, но на это, как правило, обращается мало внимания. И поэтому к моменту поступления в вуз эти проблемы перерастают в настоящие комплексы, с которыми сложно бороться.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., Логос, 2011. C. 193

  2. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1994.C. 19

  3. Педагогическая психология. под редакцией Е. Клюевой. М. Владос Пресс. 2006 C.323

  4. Педагогический энциклопедический словарь. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». М. 2003. C. 11

  5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов- на –Дону, Феникс. 2000 C. 68

  6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону Феникс 2006. C.189

Просмотров работы: 173