ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Гаджиева Н.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическая игра является средством социализации. Но сложность современного мира и социальных отношений выводит на первый план задачу воспитания творческих умений в общении с другим человеком.

Педагогическая игра предоставляет возможность участия в разнообразных ситуациях, в различных отношениях и проявления различных поведенческих реакций. С психологической точки зрения игра ставит студента в условия воображаемой ситуации, ограниченной правилами игры. Студент сталкивается с затруднением и должен проявлять новые варианты поведения, а затем и перестраивать свою деятельность. В мышлении проецируется поведение до конечного результата, и это заставляет отвергнуть одни формы поведения и принять другие. Применение игры во внеучебной творческой деятельности эффективно тогда, когда совокупность игр носит целенаправленный характер и применяется в системе. Педагогические творческие игры состоят из различных видов игр. Эффективными во внеучебной работе со студентами колледжа и значимыми с точки зрения процесса воспитания деонтологической культуры мы определили интеллектуально-творческие и социальные игры, а также игры-экспромты. К интеллектуальным мы отнесли сюжетно-интеллектуальные игры. В психолого-педагогической литературе эти игры называют дидактическими, познавательными. Это, например, игры-путешествия, переосмысленные телевизионные интеллектуальные игры. Они не просто развлекают, а заставляют студентов задуматься, увидеть мир по-новому. Воспитательные возможности этих игр определяются содержанием, вкладываемым в них, а также тем, что в них студент должен проявить себя как исследователь, выявить закономерность, понять сущность выдвигаемой гипотезы, приложить волевое усилие к выполнению интеллектуальной задачи, построить свою деятельность в игре соответственно правилам общения. Студент должен стать конкурентоспособным, а основа конкурентоспособности - знания и умения правильного общения. Таким образом, сюжетно-интеллектуальные игры позволили выявить нравственный потенциал, целеустремлённость, ответственное отношение к делу, умение общаться в игре и вне её.

Другая группа интеллектуальных игр, которые использовал в своей работе автор - это игры-упражнения, игры-тренинги. Именно эта группа игр является активным педагогическим средством воспитания. Эти игры показывают студентам уровень их тренированности, степень подготовки, возможности самосовершенствования. Осознавая свои недостатки, студент стремится изменить себя, становится активным воспитателем своего характера. Еще одна группа игр - социальные игры. Это сюжетно-ролевые, деловые. Ролевая игра - форма моделирования ребёнком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям». Участники ролевой игры не только копируют жизнь, но и высказывают своё отношение к ней, проявляют свой характер. Ролевая игра является начальной ступенью социализации студента. Ролевая игра помогает осознать отрицательные стереотипы поведения. Обязательные элементы ролевой игры - сюжет и роли. Сюжет ролевой игры должен быть вымышленным, но отражающим реальную жизнь, быть знакомым всем участникам игры и в то же время давать возможность выбора. Ролевые игры, несомненно, являются педагогическими и для воспитания нравственной культуры имеют большое значение.

Немаловажную роль в экспериментальной работе имела примененная автором деловая игра, которая представляет собой имитационную модель, которая воссоздаёт условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности... применяется как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно организованных ситуациях разного плана.

Деловые игры, проводимые среди студентов, помогают им найти своё место в коллективе, в обществе, анализировать общение своё и сверстников. Феномен деловой игры состоит в том, что она вбирает в себя особенности других видов игр, например, ролевой, сюжетно-интеллектуальной. Главная её задача - подготовка к определённой жизненной ситуации, к профессиональной деятельности, к семейной жизни и т.д. На наш взгляд, основой педагогических игр являются социальные и интеллектуальные игры.

Для воспитания деонтологической культуры студентов колледжа и выработки их профессионального поведения мы обращали внимание в первую очередь на социальные (ролевые и деловые) игры. Использование в работе педагогических игр предполагала установление взаимосвязи, которая осуществляется через все этапы работы.

На начальном этапе мы готовили студентов к игровому взаимодействию, поэтому используемые игры не занимали много времени. Они применялись на уроках, на практических занятиях, на вечерах, праздниках и даже на перемене. Оптимально соответствуют данной задаче игры-упражнения. Начальный этап предполагает также использование эмоционально-образных средств.

После начального следует игровой этап, в его рамках возможно проведение не только игр, воздействующих на психическую сферу, но и игры, требующей тщательной подготовки со стороны преподавателя.

Это может быть ролевая игра по знакомой всем ситуации. В такой игре не требуется длительной подготовки со стороны студентов. Закрепляет результаты ролевой игры применение деловых игр, имитирующих профессионально значимую деятельность. Такие игры могут быть использованы на внеучебных мероприятиях либо на олимпиадах, конкурсах и т.д. по специальным предметам (экономика, народное художественное творчество, теория игрового общения и т.д.), использование игры в рамках творческой педагогической деятельности. Могут применяться также творческие сюжетно-ролевые игры (КВН, игры-путешествия и т.п.). На данном этапе незаменимым компонентом игры является дискуссия. Она может быть организована и вне игры, но игровая мотивация способствует более яркому проявлению педагогических позиций студентов.

Особо следует отметить этап перехода студентов на самостоятельную организацию педагогических игр. В начале данного этапа студенты организуют игру под руководством педагога, затем самостоятельно, что не исключает возможности сотрудничества педагогов и студентов. Система внеучебной работы предполагает вначале организацию студентами таких игр, в которых они сами участвовали, затем организацию творческих игр, в которых студенты менялисценарий, роли, корректировали совместно с педагогом и студентами-участниками игры цели и задачи игрового взаимодействия.

Рефлексивный или осмысливаемый этап - это время осмысления приобретённого опыта, когда преподаватель не проявляет инициативы и может только наблюдать, что не исключает инициативы проведения игры со стороны студентов. Поэтому на старших курсах студенты сами проводят игры, игровые программы, и их деятельность носит общественно ценный характер. Система педагогических творческих игр дает возможность студенту сначала участвовать в игре, затем организовывать игру, переосмысливая приобретенный опыт и тренируя в них свои педагогические умения и развивая способности.

Роль педагога в применении метода игры. Педагог выступает как помощник студентов, который стимулирует, консультирует, корректирует. Студент же анализирует игровую ситуацию, определяет цель, составляет программу-план игры, правила игры, продумывает необходимые атрибуты, выбирает и разрабатывает роль, оформляет помещение, анализирует игру. подводит итоги.

Использование игры во взаимосвязи с другими приёмами воспитания активизирует ее воспитательные ресурсы. Учитывая специфику колледжа, отметим следующие возможности взаимодействия средств воспитания: игра + учебный труд, игра + общественно-ценная деятельность, игра + педагогическая импровизация. Игра и учебный труд являются единым средством воспитания при организации конкурсов по учебному предмету между группами. В данном случае преподаватель может выступать как организатор, консультант, судья и т.д. Составление игрового конкурса и его проведение может стать совместной работой преподавателя и студентов. Игра и учебный труд взаимосвязаны также, если студент самостоятельно составляет сценарий игры или самостоятельно проводит игру. Самой распространённой формой является участие студента в игре по учебному предмету. Менее распространёнными, но важными формами является изготовление реквизита к игре или помощь при проведении игры. Вторая форма - подготовка и проведение игровых программ. На начальном этапе студенты учатся проводить их в своей группе, затем на практике - с различными группами населения, а также в колледже. Для воспитания деонтологической культуры важно то, что, получив такой опыт, студенты старщих курсов проводят игровые программы, вечера, праздники, встречи, концерты для ветеранов, детей-сирот и т.д. Другим условием использования педагогической игры является правило «заставить играть нельзя, увлечь игрой можно». Ему подчиняются не только студенты, но и преподаватели. Наблюдение за опытом других помогает решиться на использование игр в собственной практике. Но даже в этом случае апробированность и положительная оценка игры одним педагогом не означает слепое копирование другими. Каждая игра должна быть творчески переосмыслена. И только самостоятельное использование игр даёт возможность изменять их творчески, в соответствии со своим предметом, формой занятий и собственной индивидуальностью. Игра требует особой организации времени и пространства. Ограниченность рамками классного часа и стенами учебного кабинета затрудняет и иногда делает невозможным использование некоторых игр.

Немаловажным условием достижения эффективности педагогических игр является готовность и желание студентов играть. Систематическое применение игр помогает студентам осознать ценность игры. Проявление инициативы в организации и проведении игр является показателем эффективности .педагогического взаимодействия Кроме того, большое значение имеет подготовленность к игре и студентов, и преподавателей. Это психологический настрой, готовность общаться и участвовать в игре, интерес к её проведению.

Вся эта работа должна помочь студентам накопить собственный опыт организации внеучебной деятельности учащихся в школе. Если занятие в разных формах внеучебной деятельности помогает формированию деонтологического сознания на уровне усвоения известных методик, то активные участие в форме использования ролей выводит студентов на умения импровизации. Самостоятельные задания, соответствующие интересам и способностям студентов в колледже и во время педагогической практики позволяют отрабатывать умения педагогического мастерства.

Попытки вовлечения других студентов в свои проекты, построение ролевых взаимоотношений, вывод участников проектов на собственную инициативу, демонстрация собственных возможностей в инициативных проектах позволяют формировать умения открытого деонтологического поведения.

Все эти условия направлены на достижение высокого уровня деонтологической культуры студентов и требуют наличия опыта применения объективных критериев оценки уровня сформированности этой культуры как у отдельных студентов, так и студенческих групп. Для этого мы рекомендуем использовать апробированные и обоснованные в работе критерии оценки уровня сформированности деонтологической культуры студентов.

Литература:

  1. Газман О.С. О понятии детской игры / О.С. Газман // Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск, 1989. - С.3-10.

  2. Панфилова А.П. Игровые моделирование в деятельности педагога. -М.: Академия, 2008.-368с.

  3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512с.

Просмотров работы: 224