ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Асхабова Д.О. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, КД. Ушинский отмечал, что «воспи­тание, если оно не хочет быть бессиль­ным, должно быть народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытнос­ти и формирования патриотических чувств.

История человечества свидетельствует: вопросы гражданского воспитания все­гда находились в центре внимания лю­бого государства. Однако проблемы эти реша­лись по-разному – с учетом социальных по­требностей, экономических условий, различ­ных средств, методов и форм работы; всегда наполнялись новым содержанием, которое обусловливалось характером, организацией жизни общества, отражало общественные противоречия своего времени. Но в дебри ис­тории погружаться мы не будем. Обратимся к «Толковому словарю русского языка», где гражданственность личности отождествляют с ее цивилизованностью. Да, в этом определе­нии отражена связь гражданской позиции че­ловека с особенностями и содержанием обще­ственно-исторического развития, т.е. с усло­виями и уровнем развития человеческого об­щества. Однако вне поля зрения остаются су­щественные черты, структура и специфичес­кие особенности гражданственности как каче­ства личности. Получается, что тем самым иг­норируется субъективная основа гражданст­венности как личностное качество обществен­ного человека. Попытка тесно связать ее с объективными условиями общественного бы­тия не удалась.

Гражданственность как отношение и каче­ство личности имеет две стороны - объектив­ную и субъективную. Если объективная сторо­на наиболее полно выражена в способе жиз­недеятельности человека, то субъективная – в формах и видах поведения, потребностях, ин­тересах, установках и ценностных ориентациях. «Словарь современного русского языка» рассматривает гражданственность личности через элементы ее сознания и такие качества, как организованность, дисциплинирован­ность. В этом определении предпринята по­пытка раскрыть сущность гражданственности через определенные черты совместной дея­тельности людей и осознание ими своего мес­та и роли в государстве. Однако объективная основа содержания при такой трактовке огра­ничена рамками государства. Следовательно, значительно сужена функция гражданствен­ности как социального качества личности, ак­тивно взаимодействующей не только с госу­дарством, но и с обществом в целом.

Педагог А.В. Беляев предлагает рассматри­вать гражданственность в пяти аспектах: со­циально-правовом, педагогическом, социаль­но-педагогическом, социально-психологичес­ком, морально-этическом.

С его точки зрения, в социально-правовом аспекте гражданственность характеризует сте­пень цивилизованности общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаи­модействия государства с отдельными гражда­нами. В педагогическом аспекте гражданст­венность понимается как интегративный ком­плекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к до­стижению социально значимых и индивидуаль­но необходимых целей в соответствии с имею­щимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, а также принятыми правовыми и моральными нормами. В социально-педагогическом аспек­те Беляев конкретизирует гражданственность как понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, эко­логическую культуру. Критериями выступают соответствующие знания, уровень сформиро­ванное эмоционально-волевого облика лич­ности, результаты практической деятельности. В социально-психологическом аспекте граж­данственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный опти­мизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на до­стижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение со­циальной и национальной полноценности, тер­пимости. Наконец, в морально-этическом ас­пекте для Беляева гражданственность - это уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Степень приближения общества он оценивает идеалами: долг, от­ветственность, достоинство, совесть, неравно­душное отношение к жизненно важным пробле­мам, гуманность, милосердие.

Гражданственность как сложное личност­ное образование в структурном отношении со­стоит из ряда свойств, качеств и черт. Наибо­лее важные из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социаль­ная справедливость и ответственность, готов­ность к труду, культура межличностного обще­ния и т.д. Ее важнейший интегративный при­знак и критерий сформированности - наличие гражданской позиции. Ядро понятия «граж­данская позиция», гражданское сознание лич­ности, органически сочетаясь с нравственны­ми чувствами, выражается в поступках, актив­ной деятельности, направленной на утвержде­ние передовых взглядов, идеалов.

Гражданский долг и ответственность - это высокие личные качества. Начало их воспита­ния - гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных цен­ностей, созданных старшим поколением, - важ­ные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть само­стоятельным, инициативным, интеллекту­ально развитым, умеющим строить коммуни­кативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения дру­гих, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие ре­шения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.

Дошкольник не остается на поверхности фактов, наоборот, он стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Ребенок способен отражать мир в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руко­водством взрослых он усваивает систему зна­ний на основе понимания естественных, дейст­венно существующих в окружающем мире свя­зей и отношений между отдельными предмета­ми и явлениями. Отсюда и задача, которую должен решить педагог: выстроить обучение по иерархическому принципу, т.е. выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной системы.

Основная форма знаний дошкольников, по мнению А.А. Люблинской, – представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей должны быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группиров­ке знаний по определенным признакам.

Формирование познавательных интересов – важное условие успешного развития и воспита­ния ребенка, факт его положительного отноше­ния к окружающей действительности. И в этом плане решающая роль отводится общению с взрослым. Он как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый им уровень позна­вательной деятельности, создавая «зону бли­жайшего развития»; формирует систему обоб­щенных знаний о явлениях общественной жиз­ни; организует деятельность, поскольку знания и чувства формируются, закрепляются и упраж­няются именно в деятельности - игре, труде, творчестве, общении, повседневной жизни.

Чувства дошкольника господствуют над все­ми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выра­жают отношение к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средст­вами художественной ли­тературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоци­ональное восприятие ре­бенком того или иного яв­ления действительности.

А как воспитать в ре­бенке такое сложное, многообразное чувство, как любовь к Родине? Ес­тественно, на основе со­переживания, доброты, ласки к родным и близ­ким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, т.е. на ту местность, где человек родился и живет. На наш взгляд, это важ­нейшая задача развития дошкольника, важнейшая составляющая процесса гражданского воспита­ния. И только систематической работой добьет­ся педагог результата. Другая составляющая этого сложного процесса - воспитание гражда­нина цивилизованного общества, гражданина своей страны. Решается эта проблема целена­правленной работой, в содержание которой должно входить такое понятие, как нравствен­ность. Однако нравственность, как утверждают психологи, не возникает естественным вызрева­нием. Все зависит от средств и методов воспи­тания, от условий. Первая опора педагога – семья. Развитие личности осуществляется прежде всего в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив или искажает развитие личности ре­бенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как человека нежно­го, заботливого, не боящегося признавать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей, конкрет­ной нравственно-эстетической атмосферы от­ношений и стиля обще­ния взрослых с детьми, от «психологического кли­мата».

Уважение в семье до­стоинств ребенка, отказ от командных форм об­щения с ним – важные ус­ловия воспитания граж­данственности. Воспи­тать гражданина – значит воспитать нравственно свободную личность.

Вторая опора – деятельность в труппе: игровая, учебная, трудовая, спортивная, изобрази­тельная и т.д., которая сплачивает детей, фор­мирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие социально цен­ные качества.

Проследить отноше­ние ребенка к окружаю­щему миру можно, в ча­стности, по его рисункам, лепке, аппликациям. Все красивое, хорошее, доброе он тщательно и подроб­но прорисовывает, изобра­жает на переднем плане крупно, ярко.

Чем еще характеризует­ся старший дошкольный возраст? Увеличивается об­щая произвольность пове­дения на основе активного развития волевых процессов (Н.Л. Не­помнящая, В.К. Котырло); развивается способность управ­лять своим поведени­ем, сдерживать непо­средственные побуж­дения, подчинять свои поступки выдвигае­мым требованиям.

Просмотров работы: 294