СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Алиева С.К. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тему «Сенсорное воспитание младших дошкольников» выбрана не случайно, так как Сенсорное развитие всегда было и остается важным для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому, целью статьи является: изучение сенсорного воспитания младших дошкольников.

Основой интеллектуального образования является сенсорное воспитание, которое гарантирует формирование и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует свои представления о свойствах и качествах объектов.

Сенсорное воспитание - целенаправленное формирование чувств и восприятия.

Познание мира начинается с чувств, с восприятия. Чем богаче чувство и восприятие, тем шире и разнообразнее будет получено индивидом информация об окружающем мире.

Таким образом, сенсорная культура ребенка, степень развития его чувства и восприятия являются важной предпосылкой для успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение для эстетического воспитания. Способность распознавать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоты и тембры звуков позволяет лучше понять работу визуального и музыкального процессов.

На первый взгляд, кажется, что человеку удается все просто и элементарно, что это естественный процесс. И лишь с появлением собственного ребенка происходит " понимание " - эти способности родом из детства, и они создаются постепенно, практически с нуля. Наблюдая за новорожденным, у которого есть лишь инструменты знания о мире - органы чувств, но не имеют навыков, чтоб применять их, и родители понимают, что первым делом они должны научить ребенка пользоваться ими. Но, что доступно этому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями.

В первые годы жизни наступает функциональное сенсорное развитие ребенка, именно это является процессом освоения ребенком всего многообразия мира через органы чувств и восприятия. На основе этих знаний создается следующие навыки, его способность к обучению и умственные возможности в целом. Насколько хорошо будет развиваться ребенок в раннем детстве, так просто и естественно, она будет приобретать новую взрослую жизнь.

А пока ребенок очень мал, ему необходимы ежедневные впечатления. Чем разнообразнее будет наполнена среда обитания детей младшего возраста, тем больше будет его сенсорное развитие. Восприятие ребенком мира в большей степени является чувственным, то есть, он рассматривает все на вкус, звук, цвет и аромат, поэтому все пытаются затащить в рот и попробовать на вкус.

Восприятие происходит от простого к сложному, и любая следующая стадия базируется на прошлом эксперименте.

Сенсорное развитие ребенка - развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форма, цвет, размер, положение в пространстве, а также запах, вкус и осязание и т. д. Значение сенсорного развития в начале раннего и дошкольного детства значительно сложно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений о мире.

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они владеют массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.

Каждое знакомство с предметом и явлением – урок развития детского ума, чувств, творчества, это восприятие ребенком окружающего мира.

Сущность восприятия содержится в том, что оно гарантирует приобретение и переработку информации из внешнего мира: ознакомление предметов, их параметров и признаков, назначения, способствует отличить один объект от другого, отделять признаки сходства и различия. Разнообразная информация поступает через органы чувств: глаза, уши, язык, нос. Это, так называемое чувственное познание свойств окружающих предметов, является непременным условием формирования полноценных представлений ребенка об окружающем мире.

Сенсорное воспитание, направленное на создание полноценного восприятия окружающей реальности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный эксперимент. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Задачи сенсорного воспитания дошкольников вытекают из главных направлений развития восприятия и представлений о внешних свойствах предметов, имеющих место в этом возрасте. Это – ознакомление детей с эталонами цвета, формы и величины, обучение детей методикам их применения, обучение планомерному обследованию предметов.

Теорию и практику сенсорного воспитания рассматривали такие выдающиеся педагоги и психологи как: А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, В. С. Мухина и др.

В учебнике психологии под редакцией Л. А. Венгера и В. С. Мухиной имеется определение, что сенсорное воспитание – воспитание, направленное на формирование восприятия и представлений детей о внешних свойствах предметов, – должно строиться с учетом изученных психологией закономерностей этого развития.

По словам Л. А. Венгера и В. С. Мухина сенсорное воспитание имеет огромное значение для развития ребенка, совершенствование его чувственного познания окружающего мира, развития у него сложных мыслительных и сенсорных процессов.

Комплексное изучение вопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности, осуществленное под руководством А. В.

Запорожца и А. П. Усовой, показало, что обучение и соответствующая организация изобразительной деятельности, конструирования, труда в природе, дидактических игр дают результат в сенсорном развитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познают характеристики предметов – форму, размер, цвет, плотность улучшают навыки восприятия.

Зарубежные эксперты в области дошкольной педагогики, как Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из главных сторон дошкольного воспитания.

Под сенсорным воспитанием в настоящее время понимают “целенаправленное совершенствование, формирование у детей сенсорных процессов (чувств, восприятий, представлений)”. Сенсорное воспитание осуществляется в повседневной жизни и на занятиях. В условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, по мнению Н. Д. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком разных явлений и предметов окружающего мира. При этом, некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно верно, или не восприниматься совсем. Задачей преподавателей, в данном случае, является раскрытие незамеченных детьми параметров окружающей действительности, причем таким образом, чтобы избежать превращение повседневной жизни в дидактический процесс.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и применения более действенных средств и способов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направленность сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культуры.

Понятие “сенсорная культура” вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения таковой культуры достаточно регулярно тренировать органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что формирование ребенка коренным образом различается от развития детенышей животных. Ребенок развивается методом “социального наследования”, которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение распознавать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше воспринимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать наслаждение от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т. д.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание нужно осуществлять в процессе различных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.

Большие возможности для сенсорного воспитания даются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с разными предметами, ребёнок приобретает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки. Воспитатель на прогулке останавливает детей, чтоб послушать, какие звуки слышны кругом. Он предлагает им игру “Кто услышит больше звуков? ”. С целью развития зрительных ощущений преподаватель организует наблюдение: “Посмотрите на небо: везде ли оно схожего цвета? ”. Дети замечают, как светятся розоватым цветом края облаков, за которыми спряталось солнце, как ярко-голубой цвет неба переходит почти в серый и т. д.

Воспитатель побуждает младших детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию чувств и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т. д. По мере скопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится просторнее. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, нужно знать, какова примерная тяжесть остальных предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, нужно знать, что стоит за понятием “твёрдый” или “мягкий”.

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, употребляют его в повседневной жизни: “Давай польём песок: он будет сырой, и мы из него будем строить тоннель”. “Не поднимай это ведро: в нём песок, он очень тяжёлый”.

Воспитатель, применяя окружающую обстановку, поочередно развивает чувства и восприятия детей.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Интегрированный подход соответствует одному из главных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но ёмким.

В период первых 3-х начинают формироваться нравственные свойства, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка средством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает распознавать величину, форму и цвет предмета.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на улучшение восприятия ребёнком соответствующих признаков предметов.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная активность смешивается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является главным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались главным средством сенсорного воспитания. Практика применения дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее интенсивно происходит сенсорное формирование детей младшего возраста при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо находится структура. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Важным фактором в планировании проведения дидактических игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное осложнение заданий. Это осложнение идет от простых игр на группировку однородных предметов по разным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и дальше к учету этих признаков и параметров в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность проведения дидактических игр. Ввиду того что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей приобретенных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это гарантирует умственную энергичность детей в играх.

Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и ориентируют поведение детей. Дают вероятность укреплять уже пройденный материал и узнавать кое-что новое. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые. Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное познание и восприятие детьми окружающей действительности.

Литература:

  1. Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. 2003г.

  2. Богусловская З.М. Развивающие игры.2003г.

  3. ВенгерЛ.А Сенсорное воспитание. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.1998г.

  4. Никитин Б.П Ступеньки творчества. 2006г.

  5. Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления детей. 2004г.

  6. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. С. 15-16.

Просмотров работы: 552