НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Абдулмаликова П.М. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие требования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обусловливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию педагогических проблем. В настоящее время в науке существуют самые разнообразные подходы к выделению структурных компонентов личности педагога, его деятельности и общения, разные взгляды на особенности и своеобразие его профессиональной компетентности. К наиболее значимым компонентам структуры личности педагога относятся: профессионально-педагогическая направленность, профессиональная активность, профессиональные знания и умения, профессиональные педагогические способности, профессиональное самосознание. Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности учителя, требуют глубокого рассмотрения.

Профессионально-педагогическая направленность личности определяется обычно как особый класс отношений, где ведущее значение приобретают отношения к детям, к деятельности, к себе. Развитие профессионально-педагогической направленности зависит от многих факторов, важнейшими из них являются: личностные особенности самого педагога, его интересы, стремление к самосовершенствованию; своеобразие организации педагогической деятельности со стороны руководства; особенности взаимодействия в коллективе: с администрацией, коллегами, родителями, детьми.

Профессиональная активность характеризуется стремлением педагога постоянно расширять сферу своей деятельности, выходить за рамки нормативов, что выражается в постоянном поиске новых форм, методов и средств преподавания, нестереотипных решений возникающих задач, способности совершенствовать свои отношения с администрацией, коллегами, родителями, учащимися, постоянном анализе на основе рефлексии своей работы, наконец, заниматься саморазвитием, используя все средства и способы самовоспитания.

Профессиональные знания и умения составляют содержание профессиональной подготовки. Не обладая знаниями и умениями, педагог вообще не мог бы осуществлять свои функции. К профессиональным знаниям относятся- знания своего предмета, знания в областях педагогики, психологии, методик. То же можно сказать и о специальных умениях. К ним относятся: прогностические, аналитические, проективные, рефлексивные, мобилизационные, развивающие, ориентационные, коммуникативные, перцептивные и другие умения.

Педагогические способности характеризуют тот личностный потенциал, которым обладает каждый педагог, но в разной мере. К наиболее важным способностям относятся академические, дидактические, перцептивные, коммуникативные, речевые, организаторские, проективные и другие. Более подробно остановимся на профессиональном самосознании, так как это понятие тесно связано с исследуемым нами качеством-рефлексивностью.

Профессиональное самосознание педагога - это осознание себя как профессионала, своих личностных особенностей, проявляющихся в деятельности и педагогическом общении. Профессиональное самосознание имеет как общие черты с самосознанием в целом, так и свою специфику. Общее определяется тем, что, как и самосознание в целом, профессиональное самосознание включает в свою структуру самопознание, эмоционально-ценностное отношение, самооценивание, саморегулирование и самоконтроль, здесь также функционируют механизмы идентификации и рефлексии. Своеобразие - познаются, оцениваются, подлежат регуляции те свойства личности и особенности поведения, которые в своей совокупности описывают педагога во взаимодействии с учениками, родителями, коллегами, администрацией, самим собой. Отсюда объектами самопознания могут быть: профессионально-педагогическая направленность; педагогические способности; специальные знания и умения; уровень собственной активности; педагогический стиль деятельности и другое. Но возможно несовпадение самовосприятия себя как человека в целом с самовосприятием себя как профессионала.

О необходимости поиска профессионально значимых качеств личности в области педагогического взаимодействия и общения говорят результаты социологических и психологических исследований в системе образования. Нами проведен опрос 60 учителей школы № 27, 9 Махачкалы. Изучение взаимных представлений учеников и учителей показывает, что наибольшее различие в оценках наблюдается при рассмотрении таких качеств, как «понимание учащихся», «умение сопереживать», «готовность принять», то есть свидетельствующих о развитии в учителе эмпатических качеств, рефлексивных способностей.

Анализ и интерпретация полученных данных указывает на неудовлетворительное владение учителем профессиональным самоанализом, что зависит от умения занимать рефлексивную позицию. Это проявляется в неадекватных оценках различных сторон собственной деятельности, личности (качеств), поведения и мешает продуктивному взаимодействию и решению педагогических задач.

Выявляя ПЗЛК, мы ориентировалась на стержневые характеристики, определяющие более частые проявления поведения учителя, направленные на фиксацию его индивидуально-стилевых особенностей и формирование тех или иных ориентаций во взаимодействии. На первое место мы ставим педагогическую рефлексию, отмечая, что она помогает учителю вырваться из рамок самой профессии, посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней и суждение. Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Способность сравнивать самооценку с мнениями других участников взаимодействия помогает учителю осознать то, как он в действительности воспринимается другими людьми- учащимися, коллегами, родителями.

Наблюдения показали, что при недостаточном уровне рефлексии учитель склонен навязывать ученику свой способ мышления и действия. Учитель часто не осознает того, что почти навязывает ученикам свой способ мышления, поведения. Как правило, это не дает эффективного результата, затрудняет и замедляет развитие ребенка. Поэтому одним из важнейших условий развития ПЗЛК учителя можно назвать совершенствование его рефлексивной позиции, а именно способности ставить себя в позицию ученика, видеть и оценивать трудности его глазами, прогнозировать необходимые и значимые для него формы помощи. Умение оценивать эффективность взаимодействия полученного результата очень важно, поскольку именно в оценке осуществления замысла учитель получает материал для дальнейшего проектирования. И в этом больше всего проявляется его способность к рефлексивной регуляции своей деятельности. Предмет педагогической рефлексии составляет все стороны педагогической деятельности, поэтому повышение ПЗЛК возможно только при целенаправленном формировании рефлексии в сознании учителя. Начинать этот процесс следует не только с профессионального, но и с личного самопознания, что непосредственно связано с представлением о профессионально значимых качествах педагога.

Литература:

  1. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога.- М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.- 734 с.

  2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014.- 424 с.

  3. Лукьянова М.И. Психолого- педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие.- М.: ТЦ Сфера, 2014.- 144 с.

  4. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под редакцией В.И.Жукова, Л.Г.Лаптева.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.- 585 с.

  5. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности.- М.,2010.- 254 с.

  6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб.пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 256 с.

Просмотров работы: 196