ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия термины «экология», «экологический» все чаще используются в научной и общественно-политической литературе. Актуальность обращения к этим понятиям объясняется угрозой глобального экологического кризиса, в основе которого лежат противоречия развития общества и природы. Негативные изменения в окружающей среде вызывают деформации социальной среды и самого человека: прежде всего, деградацию и снижение иммунного статуса человека; усреднение, обезличивание и бездуховность человека вследствие урбанизации и насаждения через средства массовой информации ценностей «общества потребления». В этих условиях выживание человечества полностью зависит от него самого: люди могут устранить эти угрозы, если сумеют трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Высокий уровень экологической культуры человеческого общества невозможен без формирования нового мировоззрения, что возможно лишь через изменения в образовании, поэтому интенсивное развитие экологического образования становится актуальной проблемой всех цивилизованных стран. На необходимость экологического образования и экологического воспитания указывают официальные документы международного, федерального и региональных уровнях; проводятся конференции, встречи высокого уровня, посвященные вопросам экологического образования и просвещения. Прежде чем обратиться к официальным документам, выясним суть этого понятия.

В настоящее время понятие «экология» очень усложнилось и разные ученые вкладывают в это понятие различный смысл. Рассмотрим некоторые из предлагаемых понятий. Обратимся, прежде всего, к словарным толкованиям этого термина.

Отметим, что в известных словарях русского языка В.И. Даля (издание: Москва: Русский язык, 1980) и С.И. Ожегова (издание: Москва: Русский язык, 1987), изданных в печатном варианте, таких понятий обнаружить нам не удалось.

Свободная энциклопедия "Википедия" [1] приводит несколько различных толкований этого понятия:

Образное описание экологии: наука, изучающая взаимоотношения живой и неживой природы.

Другое определение (экология - биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени в естественных и изменённых человеком условиях) дано на 5-м Международном экологическом конгрессе (1990) с целью противодействия размыванию понятия экологии, наблюдаемому в настоящее время .

Также в «Википедии» приводятся следующие определения экологии:

Экология – познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами окружающей среды… . Одним словом, экология – это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование.

Экология – биологическая наука, которая исследует структуру и функционирование систем надорганизменного уровня (популяции, сообщества, экосистемы) в пространстве и времени, в естественных и изменённых человеком условиях.

В "Новом словаре русского языка" Т.Ф. Ефремовой экология понимается, во-первых, как "научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой". Во-вторых, как "состояние организмов, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде" [2].

Таким образом, экология – это наука не только об окружающем нас среде, но и о человеке. Человек тесно связан с окружающей средой: происхождением, материальными и духовными потребностями.

Рассмотрим официальные документы международного, федерального и региональных уровнях.

Обратимся, прежде всего, к одному из главных документов страны: Конституции Российской Федерации [3]:

Конституция закрепляет права и обязанности граждан по отношению к окружающей среде: право каждого человека на благоприятную окружающую среду, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Именно эти положения Конституции закладывают нормативную основу государственной политики в области экологического воспитания и образования школьников. Сущность экологических обязанностей заключается в правовой охране окружающей среды, рациональном природопользовании и обеспечении экологической безопасности.

Статья 58 главы II Конституции Российской Федерации гласит как:

"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Эта статья отражает отношение граждан к окружающей среде. Отношение государства к его гражданам высвечивается в статье 7 главы I:

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

"Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением" – свидетельствует статья 42 главы II.

Другой государственный документ: Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» – подчеркивает важность экологического воспитания молодежи [4]

В Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в ст. 71, гл. 13 «Основы формирования экологической культуры» экологическое воспитание обучает основам экологических знаний, которые осуществляются в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм.

Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны экологии, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Рассмотрим Федеральный Закон «Об экологической культуре» № 90060840-3 от 13.07.2000 года. В этом законе глава II посвящена экологическому образованию в образовательных учреждениях. В статье 7 дошкольное экологическое воспитание закладывает основы духовного развития личности, основанной на любви к природе, нормы и правила поведения в окружающей среде, этические принципы отношения к природе, формирует базовую систему ценностей и нравственное отношение личности к окружающему миру. Родители или заменяющие их лица, а также работники дошкольных учреждений обязаны воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, в том числе к природе. А именно: развивать у детей эмоционально-положительное отношение к природе и ее представителям, чувство гордости за родную природу, а также формировать у них навыки бережного отношения к окружающей природной среде, в том числе к животным и растениям; формировать культуру потребления, включая необходимость вторичного использования бытовых отходов и обращения с ними, экономного использования воды, источников энергии, продуктов питания, а также культуру повседневного поведения.

Также в этой же главе в статьях 8-10, посвященных экологическому образованию, куда входят: начальное и среднее профессиональное образование и высшие учебные заведения, написано, что в школьный курс вводится предмет "Экология", а также общие, специализированные и специальные экологические программы и курсы, а для студентов могут создаваться экологические факультеты и специальные кафедры по экологии для подготовки специалистов-экологов, а также для подготовки специалистов по эколого-просветительской работе [5].

Охрана природы, создание комфортной среды обитания человека является глобальной проблемой. Разработка эффективного законодательства о природопользовании представляется необходимой мерой для обеспечения будущего существования человека и природы.

На сегодняшний день главной международной общественной организацией является «Гринпис» – популярнейшая природоохранная компания на Земле. Появилась она благодаря энтузиастам, противостоящим бесконтрольным испытаниям ядерного оружия. Первые члены "Гринпис", они же – его основатели, сумели добиться прекращения ядерных испытаний американцами в районе острова Амчитки. Дальнейшие акции протеста привели к тому, что Франция также прекратила испытания ядерного оружия, позже к ней присоединились и остальные страны. Несмотря на то что "Гринпис" создавался для протестов против ядерных испытаний, этим его деятельность не ограничивается. Члены организации проводят по всему миру акции протеста, призванные защитить природу нашей планеты от самоубийственной и глупой деятельности человека. Благодаря этой организации окружающая среда стала лучше и благополучнее для жизни человека [6].

Стратегической линией развития современного отечественного образования являются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) второго поколения.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начальной школы (экологическая составляющая):

  1. Личностные характеристики обеспечивают осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

  2. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно - оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы основной и полной школы (экологическая составляющая):

  1. Общественно-научные предметы ориентированы на овладение учащимися экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и экологическое качество окружающей его среды; осознание обучающимися своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

  2. Естественнонаучные предметы направлены на воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к окружающей среде, овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды, осознание учащимися значимости концепции устойчивого развития.

Таким образом, можем отметить, что согласно федеральным государственным образовательным стандартам экологическое воспитание предусматривает следующее:

  1. Формирование и развитие экологического мышления личности;

  2. Умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  3. Развивает основы экологической культуры, опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  4. Формирование экологического поведения обучающихся, вовлечение их в экологическую социально значимую деятельность и формирование у них опыта эколого-правового поведения.

  5. Расширение экологических представлений школьников, формируемых на уроках;

  6. Углубление теоретических знаний обучающихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;

  7. Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках обычных уроков, практической деятельности обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

ФГОС Начального общего образования в гл. II пункт 12.3 формирует уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; помогает осознать целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде [7].

ФГОС Основного общего образования отмечает о взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения [8].

В ФГОС Среднего (полного) общего образования в гл. II стандарт устанавливает требования к экологии, которые должны отражать: 1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек–общество–природа»; 2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; 3) владение умениями применять экологические знания в жизненных - ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; 4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; 5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; 6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры [9].

Проведенный анализ показывает, что эти официальные нормативно-правовые документы не только признают особую роль экологического образования и воспитания в процессе формирования экологической культуры общества, но предпринимают шаги к реализации развития в человеке воспитания бережного отношения к экологии. Учителя, родители должны следовать этим стратегическим линиям, чтобы помочь окружающей среде и, в первую очередь, себе.

Литература

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экология.

  2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.efremova.info.

  3. Конституция Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru/.

  4. Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_ doc_LAW_34823/.

  5. Федеральный Закон «Об экологической культуре». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ustoichivo.ru/i/docs/88/47.doc.

  6. Международная общественная организация Гринпис. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/ru.

  7. ФГОС Начального общего образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_ Minjust_3._1_.pdf.

  8. ФГОС основного общего образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_ oo.pdf.

  9. ФГОС среднего (полного) общего образования . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/ 2365.

Просмотров работы: 1931