РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АНАПСКОМ ФИЛИАЛЕ МОСКОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В АНАПСКОМ ФИЛИАЛЕ МОСКОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

Сказченкова К.А. 1
1Анапский филиал МПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенческое самоуправление, как правило, рассматривается с двух позиций: и как инструмент профессиональной подготовки специалиста, и как одно из условий формирования жизненных ценностей студента. Так, Т.И. Волчок отмечает, что студенческое самоуправление является фактором формирования личности, развития его творческого потенциала, активизации его гражданской позиции, в связи с чем одной из задач учебно-воспитательной деятельности является «формирование у студентов навыков самоуправленческой деятельности, развитие чувства долга и ответственности, гражданско-ценностной позиции, сочетающей общечеловеческие и национальные ценности»[1].

Система студенческого самоуправления в вузах является цельным механизмом, который позволяет студентам реализовывать свой управленческий потенциал в деятельности вуза, через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления, а так же организовывать студенческие мероприятия по интересам.

Студенческое научное общество Анапского филиала Московского педагогического государственного университета создано в 2012 году на базе 5 студенческих научных кружков (СНК), объединивших 39 студентов для организации и координации научно – исследовательской деятельности студентов и молодых ученых университета.

Студенческое научное общество (СНО) Анапского филиала МПГУ – это добровольное объединение студенческой молодежи, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, техники и производства, развивать свои способности, приобретать умения и навыки научно – исследовательской и опытнической деятельности под руководством ученых. СНО осуществляет свою деятельность на принципах самоуправления, открытого характера деятельности, духа взаимного уважения и культуры научного общения студентов [3].

Студенческое научное общество функционирует в Анапском филиале МПГУ на протяжении пяти лет.

За последнее время в деятельности СНО обозначился ряд противоречий, а именно:

-нестабильность состава членов СНО;

-низкая посещаемость собраний СНО некоторыми участниками-первокурсниками;

-недостаточно высокая активность всех членов СНО в организации различных научных мероприятий;

-неопределенность с выбором тематики в области научных исследований у новых членов СНО;

-низкая степень эффективности работы, в ряде случаев, с научным руководителем у студентов-первокурсников.

С целью оптимизации деятельности СНО на первом собрании под руководством нового председателя было принято решение ввести систему наставничества. Статус наставника присваивается члену студенческого научного общества по следующим критериям:

1. Наставник должен быть студентом старших курсов СПО и ВО;

2. Осуществлять деятельность в СНО на протяжении двух лет;

3. Пройти от 3 до 5 обучающих семинаров, таких как «Выбор темы научного исследования», «Язык и стиль научной речи», «Правила написания научно – исследовательской работы», «Ораторское мастерство», «Создание мультимедийных презентаций»;

4. Входить в состав оргкомитета студенческих научных мероприятий в филиале: конференции – 3, круглые столы – 4, интеллектуальные викторины – 2 (общие количество мероприятий должно составлять от 6 до 9);

5. Иметь не менее 10 опубликованных научных работ в рамках темы научного исследования [2].

В связи с появлением нового института возникла необходимость разработки и утверждения Положения о наставничестве в студенческом научном обществе Анапского филиала МПГУ, в котором указываются функции, цели и задачи деятельности наставника. Основной целью наставника является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых АФ МПГУ; обеспечение возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями. Наставнику необходимо оказывает научно-организационную поддержку студентам филиала при подготовке научных работ для участия в межвузовских, всероссийских и международных конкурсах на лучшую научную работу студентов. Вести постоянное обновление баз данных о конкурсах научных работ студентов, студенческих научных конференциях, семинарах и других научных мероприятиях. Помогать студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы. Привлекать студентов к участию во внутривузовских, региональных, всероссийских и международных студенческих мероприятиях, а так же проводить систематические консультации не реже 1 раза в неделю со студентами СНО.

В ходе рассмотрения были отобраны три кандидатуры наставников в Анапском филиале МПГУ, а именно Сказченкова Д., Сказченкова К., Рюмкина С.. Наставники ведут тесную работу со своей группой от 3 до 8 человек, новых членов СНО и один раз в месяц представляют отчет о проделанной работе председателю СНО.

Для отслеживания работы каждого из новых членов СНО была введена система зачетных книжек кандидата СНО. В данной зачетке отображается индивидуальная работа студента-первокурсника в СНО, где прописывается участие в конференциях разного уровня, участие в обучающих семинарах, а также организация конференций, круглых столов, викторин и других мероприятий. По итогам работы члена СНО ведется мониторинг его деятельности, где отслеживается уровень его занятости, для получения удостоверения члена СНО необходимо набрать 15 баллов. Баллы формируются по таким критериям как: участие в конференции и круглых столах не менее 5, помощь в организации конференций, круглых столов, викторин не менее 4, посещение собраний в общей сложности 6, участие в обучающих семинарах не менее 2. При условии получения 15 баллов члену СНО торжественно в день празднования Дня Российской науки вручается удостоверение члена СНО.

Следует отметить, что новый формат взаимодействия оказался достаточно результативным, так как деятельность наставников позволяет, в большей степени, направлять и организовывать работу студентов-первокурсников с научными руководителями, помогать им адаптироваться в новом коллективе и более активно приступать к реализации своих потенциальных возможностей. На данный момент из 20 новых участников СНО закреплены и ведут работу с научными руководителями 17 человек, которые исследуют различные направления: психология, физическое воспитание молодежи, законотворческая инициатива.

Традиционно мы готовим наших студентов к заочному участию во Всероссийской научно – практической конференции «Взгляд молодых ученых» в городе Кизляр. В этом году мы сотрудничаем с Омским государственным университетом, с Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова и Финансовым университетом в городе Санкт – Петербург.

Деятельность наставников отслеживается через систему мониторинга. За полгода работы в СНО количество совместно организованных мероприятий составило 18. Опубликованных работ (Сказченкова К. – 8, Сказченкова Д. – 5, Рюмкина С. – 4). Участие в конференциях (Сказченкова К. – 6, Сказченкова Д. – 5, Рюмкина С. – 1).

К основным достижениям студенческого научного общества в 2016 году можно отнести:

- участие в Международной конференции «Ломоносов – 2016» (г. Москва);

- участие с призовыми местами наших членов СНО в конференции «Студент и научно – технический прогресс»;

- победа в получении губернаторской стипендии для талантливой молодёжи Краснодарского края (Сказченкова К., Логунова В.);

- участие с призовыми местами (2-Сказченкова Д., 3-Сказченкова К.) в научно – патриотической конференции «Патриотическое воспитание современной молодёжи»;

Одним из показателей эффективности деятельности СНО является успешное проведение уроков в ВДЦ «Смена» в объеме 44 часов, где наставники СНО знакомили школьников с основами научно – исследовательской деятельности, по итогам занятий школьники разработали проекты, связанные с патриотическим воспитанием подростков.

Весной этого года мы запускаем новый конкурсный проект «Студенческая научная весна». В чем суть данного конкурса?

Известно, что именно весной количество всевозможных научных конференций становится весьма высоким. На протяжении трех месяцев мы отслеживаем работу всех членов СНО, а именно какое количество очных выступлений и заочно опубликованных работ будет представлено каждым участником, и определяем победителя, который получит грамоту и титул «Молодой ученый 2017».

На базе нашего филиала мы планируем организовать и провести конкурс на лучшую студенческую научную работу, а также конкурс на лучший проект. По итогам 2016-2017 учебного года мы намерены принимать активное участие в конкурсе для талантливой молодежи, получающей высшее и профессиональное образование, среди студентов нашего края и обязательно выиграть стипендии губернатора Краснодарского края.

Список использованной литературы:

  1. Волчок Т.И. Самоуправление как средство результативности подготовки будущего учителя в условиях обновления общества // Среднее профессиональное образование. 1999. № 10. С. 10–21.

  2. Положение о наставничестве студенческого научного общества в Анапском филиале МПГУ, дата утверждения 09.09.2016 г.

  3. Положение о студенческом научном обществе в Анапском филиале МПГУ, дата утверждения 02.09.2014 г.

Просмотров работы: 297