Техника у Леонардо да Винчи рассматривается как продолжение природы: то, что может быть сконструировано. Естествознание стало у него отождествляться с экспериментальным конструированием.
Талантливый учёный составил технические проекты, намного опередившие его время – чертежи механизмов, станков, аппаратов, включая проект летающей машины. Если бы они были воплощены в реальных изобретениях, кто знает, может быть, революция в мире техники случилась бы куда раньше. С другой стороны, многие из эскизов да Винчи невозможно было реализовать с помощью инструментов 15-16 века.
Леонардо да Винчи создал рисунок идеальной цапфы подшипника, оригинальность которой заключалась в замене трения скольжения гладкими шариками, размещённые между двумя подвижными поверхностями, на значительно меньшее по величине трение качения.
Исследования подводного мира привело пытливый ум да Винчи к интересному изобретению, как водолазный костюм. В современном мире водолазный костюм не в новизну, ведь её реализация кажется нам достаточно простой. Для изготовления костюма была использована кожа, стеклянные линзы позволяли видеть под водой. Воздух подавался по закреплённым тростниковым трубкам. С собой аквалангист брал мешочки с песком – балласт, резервуар с воздухом (на случай экстренного всплытия), нож и верёвку, а так же рожок для подачи сигнала о всплытии наверх.
Глубокое понимание аэродинамики да Винчи дало шаг в создании новому устройству - орнитоптеру, которое теоретически могло поднять человека в воздух, как птицу. Его крылья начинали работать после того, как пилот поворачивал рукоятку. Современные попытки воспроизвести орнитоптер показали, что тот действительно мог летать – если бы его подняли в воздух. Ещё одним важным изобретением Леонардо в этой области стал парашют, как средство для дрейфа по воздуху. Его пирамидальная структура была драпирована тканью. Леонардо изобрёл первый автомобиль! Пружинный механизм приводил в движение повозку на трёх колёсах, а дополнительное четвёртое колесо располагалось впереди на деревянном рычаге и служило для поворотов машины. Задние колеса приводились в движение с помощью системы шестерёнок. Подобное чудо техники было воплощено в реальность лишь спустя сто лет, а настоящие автомобили ещё позже.
Бронированный танк был признанным ещё при жизни Леонардо. При содействии восьми сильных мужчин, бронированный танк был похож на черепаху, которая была оснащена 36 орудиями со всех сторон и системой зубчатых колёс. Стреляющее во все стороны оружие из бронированного танка могло стать губительным для отряда соперника.
Самым феноменальным изобретением Леонардо да Винчи принято считать робот-рыцарь. Как известно, термин «робот» ввёл чешский писатель Карел Чапек, а сконструировать такого робота удалось да Винчи. В своих чертежах, учёных предполагал, что это будет робот, похожий на человека, ведь продолжительное время, изучая анатомию человека, расчленяя трупы, он выяснил, что мышцы движут костями, поэтому решил, что такой же принцип может лечь в основу машины.
Облачённый в доспехи робот, мог подражать человеку, двигая руками, поворачивая голову, открывая рот. Чертежи робота были обнаружены в бумагах Леонардо лишь в 1957 году. Безусловно, этот робот значительно отличался от современных киборгов, но ведь сам факт поражает, что уже в 15 веке человек создавал будущее своими руками.
Леонардо да Винчи был разносторонне развитой личностью. Он интересовался всем, что ему было подвластно – начиная от живописи до механики и заканчивая строением человеческого организма. Учёные до сих пор ломают головы над не законченными рисунками и набросками да Винчи, ведь построить по ним задуманные машины и механизмы очень сложно. Но в 21 веке инженерам все же удалось реализовать проекты да Винчи, тем самым доказывая, что те действительно работают.
Литература
1. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVIIвеков. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1984. - 448 с.
2. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. – М.: Академия наук СССР, 1955. – 600 с.
3. Горохов В.Г. Галилео Галилей как философ техники (социокультурный подвиг, который изменил мир) // Философский журнал. Выпуск № 1(8) - 2012. – С. 59-76.