УЧАСТИЕ КАЗАХСТАНА В ИНСТИТУТАХ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УЧАСТИЕ КАЗАХСТАНА В ИНСТИТУТАХ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Жалмухамбетова М.К. 1
1Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Тема глобального управления становится все более популярной в отечественной и зарубежной литературе по вопросам мировой политики. Актуальность проблематики связывается с новейшими характеристиками мира. В первую очередь это выход на арену мировой политики новых акторов, что приводит к трансформации политической структуры мира. Также это развитие глобализационных процессов,особенно их экономического аспекта, который без подобающих контрольных механизмов создает нестабильность и глобальные диспропорции. кроме того, военные конфликты и протесты, кризисные события в мировой экономике, угроза глобальной экологической катастрофы и другие глобальные проблемы создают угрозу хаоса в глобальном масштабе. Поэтому возрастает потребность в организации международного регулирования.

Глобальное управление, как особое интегрированное понятие, представляет собой процесс совместного руководства в условиях существующей системы международных отношений. Теоретически оно призвано обеспечивать решение стратегических задач функционирования глобального пространства, в нашем случае - экономического.

Концепция глобального управления сама по себе не является новой. Изменения всегда касались предмета глобального управления и сфер глобальной ответственности.

1.Институты глобального управления

Первый институт глобального управления сформировался после окончания Первой мировой войны, когда лидеры победивших государств-союзников собрались в Париже в 1919 году с целью изменения многих из существовавших в мире национальных границ и создания постоянно действующего форума «Лиги Наций» для решения будущих вопросов и проблем. Ведущую и контролирующую роль в ее работе играли четыре крупнейшие державы победившей стороны - Италия, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция.

Спустя четверть столетия, к концу Второй мировой войны, делегации союзников вновь собрались для создания новых институтов, призванных заменить собой несостоятельную «Лигу». В результате в Соединенных Штатах (в Бреттон-Вудсе, Нью-Хемпшир; в особняке «Дамбартон-Оукс» в Вашингтоне, округ Колумбия; и в Сан-Франциско, Калифорния) под преобладающим влиянием этой страны, возникли многосторонние учреждения, которые формировали экономические и политические отношения на протяжении последующих шести десятилетий.

То есть главными субъектами глобального управления стали межправительственные организации в лице ООН и ее Советом безопасности и специализированными агентствами, Бреттонвудские учреждения - Всемирный банк и МВФ, Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), впоследствии ВТО. МВФ и группа Всемирного банка (МБРР и три его филиала) образуют систему международных финансовых институтов, входящих в ООН и имеющих всемирное значение. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Особенностью глобального управления является управление глобальными процессами в отсутствие глобального правительства как гаранта выполнения принятых субъектом управления обязательств .

Отсутствие глобального правительства часто рассматривается в экспертной среде как основная проблема неэффектиности глобального управления. С другой стороны, очевидно, что при существующем многообразии политических систем, уровней экономического развития, национальных интересов, отсутствии политических и экономических предпосылок к глобальной интеграции наиболее приемлемыми формами глобального управления по-прежнему остаются международные союзы.

2.Глобального партнерства на постсоветском пространстве

Существенным вкладом Казахстана в укрепление общего евразийского пространства стало нынешнее председательство в СВМДА(Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии), в Диалоге по сотрудничеству в Азии, активная деятельность в ШОС, СНГ, создание в рамках ЕврАзЭС Таможенного союза. Не менее важным фактором развития многостороннего континентального сотрудничества является председательство Казахстана в ОБСЕ, организации, которой, по словам главы республики «предстоит придать новый импульс с учетом динамично меняющейся международной обстановки».

Мировой кризис активизировал интеграционные процессы в СНГ. Американские финансовые проблемы отразились практически на всех государствах, особенно в банковском секторе стран содружества. Саммит в Бишкеке стал третьей в 2008 году встречей глав стран Содружества, ему предшествовали два неформальных саммита СНГ, состоявшихся в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из пунктов программы саммита стало обсуждение стратегии экономического развития СНГ до 2020 года, которая была принята месяцем позже на Саммите в Кишиневе.

В качестве приоритетных направлений сотрудничества в принятой Концепции экономического развития СНГ до 2020 года сформулированы: завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли, формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков для отдельных видов продукции (в первую очередь сельскохозяйственных), взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров. Одним из основных направлений работы Содружества до 2020 года станет сотрудничество в энергетической сфере.

Главы правительств стран-участниц ЕвАзЭС договорились активно претворять в жизнь план совместных антикризисных мер. Был подписан основной пакет документов, регулирующих правовые отношения в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России, который был создан в 2010 году.

В числе экономических приоритетов, имеющих значение для развития постсоветского пространства и определяющих перспективы глобального экономического партнерства на пространстве СНГ, остаются вопросы использования природного потенциала и охраны окружающей среды.

3.Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность

В своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент нашей страны Н.А. Назарбаев основное внимание уделил ключевым проблемам современного Казахстана, без решения которых сложно войти в число 30 наиболее развитых государств. В частности, он отметил: «Страна вырвалась из зоны экономического отставания и вошла в число 50 конкурентоспособных экономик мира. Две успешные модернизации дали нам бесценный опыт. Теперь мы должны смело шагнуть вперед и начать Третью модернизацию. Эта модернизация – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее, навстречу целям Стратегии-2050. Она будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов». Далее, говоря о пяти приоритетах, он сказал слова, которые должны стать основой модернизации: «Они призваны обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых и устойчивое продвижение в число 30 передовых стран». Главной темой стала «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Были выявлены приоритеты: ускоренная технологическая модернизация экономики, кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, макроэкономическая стабильность, а также улучшение качества человеческого капитала, институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией. Далее Н.Назарбаев поручил задания, благодаря которым мы продвинемся еще дальше и станем ближе к Третьей модернизации нашей Республики.

Заключение

Существует точка зрения, что институты глобального управления необходимо создавать для управления процессами глобализации.

Основной вектор развития глобализации – формирование целостного мира, глобального сообщества, нового качества человеческой цивилизации. Политическая глобализация–этосистема глобализационных про­цессов, обеспечивающих нарастающую унификацию политиче­ского устройства стран мира, постоянное расширение политиче­ских связей между государствами, народами и континентами и, в конечном счете, создающих особые, всемирные политические отно­шения, «пронизывающие» внутреннее устройство всех государств. На международной арене Казахстан стремиться занять центральное положение в глобальном масштабе . Стратегия Казахстана по построению отношений сотрудничества помогает создавать баланс между Китаем и Россией , граничащими с Казахстаном , и силами Запада , с кото рыми установлены ценные взаимоотношения

Литература

1.Дж. M. Ботон и К. И. Брэдфорд-мл. Глобальное управление: новые участники, новые правила.

2.Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

3.Барабанов О.Н. Проблемы глобального управления: выбор аналитической парадигмы // Вестник международных организайий.

4.Ювица Н.В. Многовекторное управление экономикой современного государства. Монография (проект). = Астана, ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, 2014. -180с.

Просмотров работы: 267