АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОАО «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОАО «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ИНТЕРНЕТЕ

Сулейманов Ш.А., Рабаданова Р.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для данной курсовой работы в качестве объекта исследования было выбрано акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» так как в нем используется такая сеть как Мультисервисная сеть связи (IPVPN). На основе этой сети передаются данные о состояние телеметрии подстанций от РДУ к центральным ОДУ. Эти данные передаются при помощи таких программных продуктов как CK-Proxy и ОИК.

Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС») –специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической системе России.

17 июня 2002 года, первым из инфраструктурных организаций новой российской энергетики, ОАО «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы» было выделено из ОАО «РАО «ЕЭС России» и зарегистрировано как самостоятельное предприятие. 6 февраля 2008 года зарегистрировано новое название компании: Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы».

ОАО «СО ЕЭС» имеет представительства в Брянской, Ивановской, Калужской, Кировской, Курганской, Орловской, Псковской, Тамбовской, Томской, Ульяновской областях, Республиках Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Удмуртской Республике. Также ОАО «СО ЕЭС» имеет 7 объединённых диспетчерских управлений и 50 региональных диспетчерских управлений [1].

В состав филиалов ОАО «СО ЕЭС» также входит Дагестанское РДУ которое находится по адресу Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Дахадаева, 73 А. Дагестанское РДУ обеспечивает вход на рынки электроэнергии таким субъектам электроэнергетики как КПМЭС,ПАО «Рус Гидро», ООО «Дагестанэнерго», АО «Дагестанская сетевая компания».

В задачи ОАО «ЕЭС» входит:

- управление технологическими режимами работы объектов ЕЭС России в реальном времени;

- обеспечение перспективного развития ЕЭС России;

- обеспечение единства и эффективной работы технологических механизмов оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности;

ОАО «СО ЕЭС» является основной технологической инфраструктурой, обеспечивающей функционирование и развитие работы рынков электроэнергии и мощности.

В состав этих электромагнитных рынков входит:

- рынок на сутки вперед;

РСВ- конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час наступающих суток.

­- балансирующий рынок;

БР-сфера обращений отклонений, определенных в результате конкурентного отбора ценовых заявок для балансирования системы и (или) определенных по факту производства/потребления электрической энергии на основе данных коммерческого учета.

Основными задачами ОАО «СО ЕЭС» на этих рынках является обеспечение соблюдения установленных параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии — осуществляется экономическими методами с использованием ценовых сигналов:

- рынка на сутки вперед: дифференциация цен рынка в зависимости от часов суток/дня/ периода года дает участнику прямую экономическую заинтересованность использовать все имеющиеся технологические возможности для выравнивания графика потребления;

- балансирующего рынка: участники рынка заинтересованы в точном исполнении графика, заданного ОАО «СО ЕЭС». Самостоятельное отклонение от заданного режима работы оплачивается участнику по наименее выгодной в данный час цене. Кроме того, поставщики электроэнергии дополнительно заинтересованы и в изменении графика генерации по команде ОАО «СО ЕЭС» — данные отклонения квалифицируются как внешняя инициатива и оплачиваются по наиболее выгодной в данный час цене.

-рынок мощности;

Рынок мощности позволяет избежать дефицита мощности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сформировать у собственников генерирующего оборудования обязательства по поддержанию мощностей в состоянии готовности к работе, а также возместить часть условно-постоянных издержек при эксплуатации генерирующих объектов. За счет функционирования рыночных механизмов, учитывающих доходность на инвестированный капитал, повышается инвестиционная привлекательность строительства и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Основная задача ОАО «СО ЕЭС» в рынке мощности — обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие генерирующих мощностей:

- в требуемом объеме;

- с требуемыми технологическими параметрами;

- в требуемые сроки;

- с учетом прогноза развития сетевой инфраструктуры.

- рынок системных услуг;

Рынок услуг по обеспечению системной надежности (рынок системных услуг) создает источник для финансирования специфических расходов владельцев оборудования, которые не могут быть компенсированы в рамках рынка электроэнергии или мощности.

Основная задача ОАО «СО ЕЭС» в рынке системных услуг — обеспечить функционирование экономических механизмов, стимулирующих поддержание и развитие в ЕЭС России оборудования со специфическими, необязательными для всех субъектов, характеристиками:

- способность участия в нормированном первичном регулировании частоты;

- способность участвовать в автоматическом вторичном регулировании частоты на ТЭС;

- регулирование реактивной мощности с использованием генерирующего оборудования электростанций, не участвующего в производстве активной мощности;

- эксплуатация элементов систем противоаварийного управления в ЕЭС России, создаваемых в целях увеличения пропускной способности в контролируемых сечениях электрической сети.

- рынки неценовых зон.

В неценовых зонах ОАО «СО ЕЭС» осуществляет все деловые процессы, исполняемые для функционирования рынков электроэнергии и мощности в ценовых зонах, за исключением процедур, связанных с конкурентным отбором ценовых заявок поставщиков, т.к. оплата поставок осуществляется по тарифам.

Основные функции ОАО «СО ЕЭС»:

- управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики в порядке, устанавливаемом основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;

- соблюдение установленных параметров надежности функционирования Единой энергетической системы России и качества электрической энергии;

- регулирование частоты электрического тока, обеспечение функционирования системы автоматического регулирования частоты электрического тока и мощности, системной и противоаварийной автоматики;

- участие в организации деятельности по прогнозированию объема производства и потребления в сфере электроэнергетики, прогнозирование объема производства и потребления в сфере электроэнергетики и участие в процессе формирования резерва производственных энергетических мощностей;

- согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию;

- выдачу субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии с управляемой нагрузкой обязательных для исполнения оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций системного оператора;

- разработку оптимальных суточных графиков работы электростанций и электрических сетей Единой энергетической системы России;

- организацию и управление режимами параллельной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств (Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Монголии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Узбекистана, Украины и Эстонии);

- участие в формировании и выдаче технологических требований при присоединении субъектов электроэнергетики к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической системы России;

- мониторинг фактического технического состояния и уровня эксплуатации объектов электроэнергетики [2].

В структуру управления ОАО «СО ЕЭС» входят:

- правления;

- отдел технического контроллинга;

- отдел управления развитием ЕЭС;

- отдел управления внешними связями;

- отдел по финансам и экономике;

- диспетчерское управление;

- корпоративный отдел;

- отдел по инвестициям и закупкам;

- отдел информационных технологий;

- отдел безопасности и разработки специальных программ.

Главной проблемой в такой большой системе является создание единого информационного пространства. Для решения этой проблемы на ОАО «СО ЕЭС» был внедрен продукт NaumenServiceDesk и система ОИК.

Для решения в управление ИT-Процессами ОАO «СО ЕЭС» был внедрен продукт NaumenServiceDesk который соответствует ITIL® v.2011, что подтверждено международным сертификатом PinkVERIFY.

NaumenServiceDesk позволяет ОАО «СО ЕЭС» решить следующие задачи:

- сформировать единое информационное пространство для предоставления и сопровождения ИТ-услуг для бизнес-пользователей;

- повысить прозрачность работы сотрудников ИТ-департамента и снизить простои в предоставлении услуг для повышения общей продуктивности бизнес-процессов;

- управлять трудозатратами сотрудников ИТ-департамента и планировать их нагрузку;

- повысить качество ИТ-услуг, предоставляемых пользователям и их удовлетворенность;

- снизить бизнес-риски, напрямую зависящие от ИТ и поддерживаемых услуг за счет минимизации простоев услуг и регулярных планово-профилактических работ;

- использовать передовые ИТ-технологии для повышения общей конкурентоспособности компании.

NaumenServiceDesk позволяет сформировать и автоматизировать процессы актуализации каталога услуг (ServiceCatalog) и соглашений (ServiceLevelAgreement, SLA), организовать эффективную работу, в том числе территориально-распределенной службы поддержки пользователей, а также обеспечить управление инцидентами, запросами на обслуживание, запросами на доступ и обращениями пользователей в части консультаций, жалоб и предложений [2].

Основные процессы ОАО «СО ЕЭС»

Основными бизнес-процессами ОАО «СО ЕЭС» являются:

- создание и сопровождение математических моделей энергосистемы;

- формирование на основе первичной информации о технологическом режиме работы ЛЭП, оборудования и устройств информации о реальном электроэнергетическом режиме энергосистемы и автоматическое создание баз данных для моделирования и анализа режима;

- определение области допустимых электроэнергетических режимов энергосистемы (совокупности граничных условий и технических ограничений);

- разработка балансов электрической энергии и мощности на неделю, месяц, год и долгосрочную перспективу с учетом результатов анализа фактических показателей балансов;

- определение и выдача оптимальных управляющих воздействий (диспетчерских команд и распоряжений) для изменения электроэнергетического режима энергосистемы на основании заданного диспетчерского графика, данных контроля электроэнергетического режима, имеющейся информации о предстоящих плановых и неплановых ремонтах ЛЭП, оборудования и устройств, другой информации, влияющей на надежность функционирования энергосистемы;

- определение принципов действия, разработка технических решений, координация настройки устройств и систем противоаварийной, режимной автоматики;

- задание объемов и настройки АЧР, объемов графиков аварийного ограничения режима потребления, контроль за реализацией;

- подготовка обоснований по реконструкции существующих и сооружению новых объектов электроэнергетики с определением приоритетов в реализации проектов на основе разработки перспективной математической модели энергосистемы и анализа перспективных ограничений;

- рассмотрение и согласование технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям [1].

Рассмотрим по ближе последний процесс.

Данная блок схема построена на основе данных полученных при изучении стандартов и регламентов ОАО «СО ЕЭС».

Блок схема бизнес процесса Рассмотрение и согласование технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям.

Проведем анализ данного процесса и постараемся выявить проблемы.

На блок схеме представлена схема присоединения к электрическим сетям с участием системного оператора. Выделим проблемные зоны:

- большинство работ выполняет один отдел специалистов;

- у многих заявителей на присоединение нет технической возможности к присоединению;

- неправильность заполнения заявки на присоединение;

- договор на техническое присоединение часто приходится дорабатывать;

Выделение проблемных областей, таким образом, является средством акцентирования внимания руководителей и экспертов на определенных фрагментах процесса.

Интернет-технологии, применённые в данном бизнес-процессе:

- веб-порталы - на этих порталах размещены документы содержащие условия необходимые для технического присоединения к электрическим сетям;

- электронная почта - на нее приходят заявки от заявителей и с нее же отправляются замечания к заявителям.

- видеоконференции - проходят на этапе согласования технических условий с техническими отделами филиала и во время конференций происходит сбор и обсуждение предложений.

Рис. 7. Первая часть блок-схемы основного бизнес-процесса ОАО «СО ЕЭС»

Рис.8.Вторая часть блок-схемы основного бизнес-процесса ОАО «СО ЕЭС»

Обеспечивающие бизнес-процессы ОАО «СО ЕЭС»

В качестве обеспечивающего процесса в разделе юридическое обеспечение рассмотрим «Разработку регламента».

Блок схема процесса.

Разработка регламента является обеспечивающем процессов на большинстве крупных предприятиях. Ключевым недостатком такого процесса является неопытность менеджера данного процесса.

Рис.9. Блок-схема обеспечивающего бизнес-процесса

Управляющие процессы.

Управляющие процессы ОАО «СО ЕЭС»:

  • стратегическое планирование;

  • ценообразование и тарифообразование;

  • экономическое планирование;

  • управление качеством;

  • разработка диспетчерского плана;

  • управление персоналом;

Процесс стратегического планирования включает:

1. Определение сферы деятельности и формулирование миссии, т.е. необходимо обозначить цели и д/с перспективы развития (то, что компания собирается делать и чем она хочет стать, в общем смысле является предназначение (миссией) фирмы).

2. Постановка стратегических целей (превращение целей в конкретные направления работы).

3. Разработка стратегии для достижения намеченных целей:

- анализ отраслевой конкуренции,

- анализ внутренней среды организации,

- формирование портфеля стратегий.

4. Реализация стратегий:

- формирование культуры организации,

- формирование структуры организации.

5. Оценка результатов деятельности, анализ новых направлений, внесение новых корректив и изменений.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность процесса стратегического управления.

Список литературы

  1. www.naumen.ru «Тур по продукту Naumenservesdesk» [Электронный ресурс]

  2. http://so-ups.ru «Информация о компании» [Электронный ресурс]

Просмотров работы: 318