МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПАССАЖИРООБОРОТА ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПАССАЖИРООБОРОТА ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ким Е.В. 1, Уткина К.С. 1, Куликова И.В. 1
1ГФБОУ ВО Уральский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью данной работы являлся подбор математической модели для пассажирооборота пригородного сообщения Свердловской области.

Пассажирооборот транспорта – это объем работы по перевозкам пассажиров, он характеризует объем выполненной работы поездом; его определяют умножением количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки [1].

Рассмотрим данные пассажирооборота по пригородному сообщению Свердловской области, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

2013

Пассажирооборот

2014

Пассажирооборот

2015

Пассажирооборот

2016

Пассажирооборот

январь

933,3

январь

891,8

январь

840,705

январь

824,890

февраль

711,5

февраль

649,8

февраль

614,237

февраль

620,945

март

832,5

март

772,4

март

721,260

март

704,665

апрель

840,2

апрель

741,4

апрель

677,836

апрель

726,784

май

902,3

май

832,4

май

769,962

май

795,350

июнь

1039,6

июнь

947,3

июнь

870,596

июнь

935,521

июль

1205

июль

1089,2

июль

1032,494

июль

1 106,978

август

1200,2

август

1127,338

август

1067,48

август

1 101,236

сентябрь

885,2

сентябрь

804,662

сентябрь

752,468

сентябрь

775,029

октябрь

838,1

октябрь

791,146

октябрь

739,882

октябрь

745,388

ноябрь

835,8

ноябрь

794,086

ноябрь

784,917

ноябрь

727,455

декабрь

863,8

декабрь

808,673

декабрь

792,755

декабрь

777,700

Данные пассажиропотока представляют собой временной ряд. Временным рядом (n – число уровней ряда) называется упорядоченная последовательность наблюдений над некоторыми явлениями, характер которых меняется во времени. Особенностью временного ряда является то, что порядок последовательности t1, t2, …, tn существенен для анализа, и время выступает как один из определяющих факторов [2]. График пассажиропотока пригородного сообщения с 2013 по 2016 г. представлен на рис. 1.

Рис. 1.

По виду графика, изображенного на рис. 1, можно сделать вывод, что для описания пассажиропотока пригородного сообщения Свердловской области подойдет математическая модель тригонометрического тренда.

Математическая модель точечной оценки тригонометрического тренда имеет следующий вид [2]:

где ŷt – моделируемое значение yt; a0, a2j-1, a2j – параметры тренда, j= 1, …, m/2 – 1; m – период тренда.

Параметры тригонометрического тренда a0, a2j-1, a2j определяются с помощью метода наименьших квадратов и вычисляются по формулам [2]:

     

(2)

     

где l – количество периодов временного ряда.

Для временного ряда пассажиропотока пригородного сообщения Свердловской области число уровней, nравно 48, период, m, равен 12; количество периодов, l, равно 4.

Максимальное число гармоник для описания временного ряда равно 5, их параметры, найденные по формулам (2) представлены в таблице 2.

a1

-99,55

a2

-97,31

a3

57,26

a4

89,28

a5

50,89

a6

-24,95

a7

-20,66

a8

17,68

a9

-20,11

a10

49,05

a0

850,92

   

Оценка качества уравнения тренда определяется с помощью коэффициента детерминации R2, вычисление которого проводится по формуле:

   

(4)

Статистическая значимость уравнения тренда устанавливается по F-критерию (распределение Фишера – Снедекора) на уровне значимости α при числе степеней свободы k1, k2 (k1 = n, k2 = n – k – 1, k – количество параметров ai, i = 1,…, m – 2). Связь между значениями уровней временного ряда и временем считается статистически значимой, если выполняется неравенство [2]

Fнабл > Fкр(α; k1, k2). (5)

Значение критической точки Fкр(α; k1, k2) на уровне значимости α при числе степеней свободы k1, k2 определяется по таблице распределения Фишера – Снедекора, а наблюдаемое значение Fнабл критерия Фишера – Снедекора вычисляется по формуле [2]

Значения коэффициента детерминации для тригонометрических трендов с различным количеством гармоник представлены в таблице 3, а наблюдаемые и критические значения критерия Фишера – в таблице 4.

Таблица 3

Кол-во гармоник

1

2

3

4

5

R2

0,46

0,73

0,80

0,82

0,84

Таблица 4

Кол-во гармоник

1

2

3

4

5

Fнабл

19,50

29,03

28,22

22,59

19,67

k1

48

48

48

48

48

k2

45

43

41

39

37

Fкрит(0,05;k1;k2)

1,63

1,64

1,66

1,67

1,69

Математическая модель пассажиропотока пригородного сообщения Свердловской области адекватно отображает взаимосвязи с представленными в таблице 1 данными.

Список литературы

  1. Кудрявцев В. А., Ковалев В. И., Кузнецов А. П. Основы эксплуатационной работы железных дорог, издательский центр Академия, 2005. – 325 с.

  2. Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 352 с.

4

Просмотров работы: 214