НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Магомедова З.Ш., Рабаданова Р.М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день практически все государства столкнулись с проблемой нормативно-правового регулирования электронной коммерции, многие провели законодательные реформы в этой области с меньшим или большим успехом. В России ситуация осложняется отсутствием законодательных основ регулирования отношений в информационной сфере и сфере электронной коммерции, а также невысокой степенью изученности данных проблем.

На современном этапе развития мировой экономике закладываются основы «новой» экономики», базовой отраслью которой являются информационные телекоммуникационные технологии благодаря которым выделилась новая сфера такая как «электронная коммерция». В настоящее время юридическая основа электронной коммерции находится на стадии формирования, однако, сам термин электронной коммерции неоднократно употребляется в официальных международных документах.

Существующее законодательство не может разрешить подобные проблемы: имеют место значительные нарушения в юридической технике, регулирование осуществляется фрагментарно, отсутствует стимулирование конкуренции и обеспечение свободы предпринимательства.

Правовую основу для электронной коммерции формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г., создающее необходимые условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. Существует специальное Приложение к ГАТС по телекоммуникациям, по которому предусмотрена обязанность всех членов ВТО обеспечивать каждому поставщику телекоммуникационных услуг не дискриминационный беспрепятственный доступ к сетям и услугам связи общественного характера, а также содействовать применению международных стандартов совместимости коммуникаций, в частности, в рамках МСЭ и Международной организации по стандартизации (МОС).

В 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела и приняла Типовой закон об электронной торговле, разработанный и утвержденный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также руководство по его применению. Данный закон применяется по отношению к любому виду информации, если она содержится в форме электронного сообщения данных в торговой деятельности. Согласно ему, главный правовой принцип работы механизма электронной коммерции на международных и внутренних рынках заключается в следующем: стороны, заключившие сделку посредством глобальных компьютерных сетей, не могут ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена, (а часто и исполняется) электронным способом.

Закон представлен в качестве модели, которая помогает странам разрешить основные проблемы в национальном законодательстве, связанные с юридической значимостью информации, которая хранится в памяти ЭВМ, требованием письменной формы, подтверждением подлинности, общими условиями, распределением риска и ответственностью при несоблюдении сторонами обязательств, возникающих из договоров, заключенных при помощи электронных средств. Иными словами – данный Закон выступает образцом и основой, с учетом мирового опыта. Российское законодательство не слишком оперативно и несогласованно отреагировало на мировой прогресс в области электронных сделок.

В настоящее время сложившаяся практика правового регулирования разных стран, а также опыт правотворческой деятельности международных организаций показывают, что дефиниции термина «электронная коммерция» отличаются друг от друга достаточно сильно.

Одним из спорных моментов является определение, что следует относить к электронной коммерции. Наиболее широкие определения данного термина заключают, что электронная коммерция может использовать шесть основных инструментов: телефон, факс, телевидение, системы электронных платежей и перевод денег, электронный обмен данными (EDI) и компьютерные сети, включая Интернет. Кроме того, иногда в определении также используются иные формы передачи данных в цифровой форме, к примеру Minitel.

Другим спорным вопросом в правовой дефиниции электронной коммерции является ее международный характер. В связи с этим, эффективное правовое регулирование электронной коммерции в международных отношениях требует единого для всех государств понимания данного явления, в более оптимальном варианте – стандартизированного определения. Поэтому законодатели многих стран пошли по пути закрепления только самых необходимых терминов, не вызывающих сильных разногласий, таких как «электронный документ», «электронная подпись» и «электронная сделка», до того момента пока не будет выработано единое понимание термина «электронная коммерция».

Наибольшую реализацию нормотворческий процесс регулирования электронной коммерции получил в международных документах благодаря работе по унификации правового регулирования электронной коммерции и разработки единой терминологии в этой области. В данной сфере лидирующая роль принадлежит таким организациям, как Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), Всемирная торговая организация (далее – ВТО) и Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (далее – ЮНСИТРАЛ)[2].

Однако в связи с относительной самостоятельностью разработки дефиниций каждой организацией определения электронной коммерции различаются друг от друга:

- согласно документу ОЭСР «OECDPolicyBriefNo. 1-1997: Electronic Commerce», электронная коммерция – это «… коммерческие операции, осуществляемые как юридическими, так и физическими лицами, основанные на обработке и передаче цифровых данных, включая текстовую, аудио- или видеоинформацию, через открытую сеть (подобную Интернету) или закрытые сети (такие как AmericaOnline или Minitel), которые могут подключаться к открытой сети»;

- в Рабочей программе по электронной коммерции Всемирной торговой организации (далее – ВТО), принятой Генеральной Ассамблеей ВТО 25 сентября 1998 г., электронная коммерция определяется как «… производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств связи»;

- в Типовом законе «Об электронной коммерции» («Model Law on Electronic Commerce») 1996 г. (далее – Типовой закон), разработанном Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, оговаривается, что данный термин следует толковать широко, с тем, чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера как договорных, так и недоговорных [3]. Электронная коммерция, согласно Типовому закону, не должна ограничиваться лишь рамками купли-продажи, поскольку охватывает целый ряд коммерческих гражданско-правовых сделок, заключаемых с помощью электронных средств через Интернет или через электронные сети;

- Европейская комиссия определяет электронную коммерцию как дистанционные услуги, обычно предоставляемые за вознаграждение электронным способом и по индивидуальному требованию получателю услуг.

Таким образом, в международном праве существуют достаточно разные направления к определению термина «электронная коммерция», а также до сих пор нет унифицированного определения данного понятия ни в российской, ни в зарубежной практике. Неполнота правового закрепления понятия электронной коммерции породила неоднозначность трактовок и вариативность прочтения отдельных норм законодательства. Поэтому при разработке определения термина «электронная коммерция» российскими законодателями необходимо учитывать следующие положения:

- При разработке универсального определения электронной коммерции следует учитывать технологический аспект. С активным развитием информационных и компьютерных технологий появляются все новые способы передачи и обработки данных, поэтому определение термина «электронная коммерция» не должно содержать ограниченный перечень способов передачи данных, а достаточным будет являться указание примерного перечня таких способов с оговоркой их добавления, связанных с развитием технологий в данной области.

- Один из основных правовых принципов электронной коммерции состоит в том, что стороны, заключившие сделку, не вправе ставить под сомнение законность и действительность последней только на том основании, что она заключена электронным способом. Этот принцип, как правило, не закреплен в законе, а действует в качестве обычая делового оборота и исключительно в пределах специального соглашения между сторонами сделки о применении электронных средств.

- При разработке определения понятия «электронная коммерция» необходимо учитывать его международный характер, опыт нормотворчества развитых стран, а также разработанные нормативные акты международных организаций.

На основе предложенных рекомендаций разработанное российскими законодателями определение понятия «электронная коммерция» будет наиболее полным, содержательным и современным.

Наиболее существенным препятствием на пути распространения электронной торговли остается несовершенство законодательных систем, как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран. Однако активное сотрудничество стран и мировых экономических организаций, таких как ВТО и ОЭСР по данному вопросу должно возыметь положительный результат. В таком случае электронная торговля быстро укрепит свои позиции и станет в будущем одной из основных форм торговли.

Список использованной литературы:

  1. Руденко Е.Ю, Усенко А.С. Понятие и правовое регулирование электронной торговли // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. № 111 / 2015г. С 1-12

  2. Евтушенко Д.Д. Электронный бизнес, электронная коммерция, интернет торговля: сущность и взаимосвязь понятий // Бизнес информ. - 2015. - № 8. - С 184-188.

  3. Рассолов И.М. Электронная торговля и электронные платежи в свете нового российского законодательства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - №4 (35). - С. 98-99.

Просмотров работы: 685