На современном этапе развития мировой экономике закладываются основы «новой» экономики», базовой отраслью которой являются информационные телекоммуникационные технологии благодаря которым выделилась новая сфера такая как «электронная коммерция». В настоящее время юридическая основа электронной коммерции находится на стадии формирования, однако, сам термин электронной коммерции неоднократно употребляется в официальных международных документах.
Существующее законодательство не может разрешить подобные проблемы: имеют место значительные нарушения в юридической технике, регулирование осуществляется фрагментарно, отсутствует стимулирование конкуренции и обеспечение свободы предпринимательства.
Правовую основу для электронной коммерции формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г., создающее необходимые условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. Существует специальное Приложение к ГАТС по телекоммуникациям, по которому предусмотрена обязанность всех членов ВТО обеспечивать каждому поставщику телекоммуникационных услуг не дискриминационный беспрепятственный доступ к сетям и услугам связи общественного характера, а также содействовать применению международных стандартов совместимости коммуникаций, в частности, в рамках МСЭ и Международной организации по стандартизации (МОС).
В 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела и приняла Типовой закон об электронной торговле, разработанный и утвержденный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также руководство по его применению. Данный закон применяется по отношению к любому виду информации, если она содержится в форме электронного сообщения данных в торговой деятельности. Согласно ему, главный правовой принцип работы механизма электронной коммерции на международных и внутренних рынках заключается в следующем: стороны, заключившие сделку посредством глобальных компьютерных сетей, не могут ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена, (а часто и исполняется) электронным способом.
Закон представлен в качестве модели, которая помогает странам разрешить основные проблемы в национальном законодательстве, связанные с юридической значимостью информации, которая хранится в памяти ЭВМ, требованием письменной формы, подтверждением подлинности, общими условиями, распределением риска и ответственностью при несоблюдении сторонами обязательств, возникающих из договоров, заключенных при помощи электронных средств. Иными словами – данный Закон выступает образцом и основой, с учетом мирового опыта. Российское законодательство не слишком оперативно и несогласованно отреагировало на мировой прогресс в области электронных сделок.
В настоящее время сложившаяся практика правового регулирования разных стран, а также опыт правотворческой деятельности международных организаций показывают, что дефиниции термина «электронная коммерция» отличаются друг от друга достаточно сильно.
Одним из спорных моментов является определение, что следует относить к электронной коммерции. Наиболее широкие определения данного термина заключают, что электронная коммерция может использовать шесть основных инструментов: телефон, факс, телевидение, системы электронных платежей и перевод денег, электронный обмен данными (EDI) и компьютерные сети, включая Интернет. Кроме того, иногда в определении также используются иные формы передачи данных в цифровой форме, к примеру Minitel.
Другим спорным вопросом в правовой дефиниции электронной коммерции является ее международный характер. В связи с этим, эффективное правовое регулирование электронной коммерции в международных отношениях требует единого для всех государств понимания данного явления, в более оптимальном варианте – стандартизированного определения. Поэтому законодатели многих стран пошли по пути закрепления только самых необходимых терминов, не вызывающих сильных разногласий, таких как «электронный документ», «электронная подпись» и «электронная сделка», до того момента пока не будет выработано единое понимание термина «электронная коммерция».
Наибольшую реализацию нормотворческий процесс регулирования электронной коммерции получил в международных документах благодаря работе по унификации правового регулирования электронной коммерции и разработки единой терминологии в этой области. В данной сфере лидирующая роль принадлежит таким организациям, как Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), Всемирная торговая организация (далее – ВТО) и Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (далее – ЮНСИТРАЛ)[2].
Однако в связи с относительной самостоятельностью разработки дефиниций каждой организацией определения электронной коммерции различаются друг от друга:
- согласно документу ОЭСР «OECDPolicyBriefNo. 1-1997: Electronic Commerce», электронная коммерция – это «… коммерческие операции, осуществляемые как юридическими, так и физическими лицами, основанные на обработке и передаче цифровых данных, включая текстовую, аудио- или видеоинформацию, через открытую сеть (подобную Интернету) или закрытые сети (такие как AmericaOnline или Minitel), которые могут подключаться к открытой сети»;
- в Рабочей программе по электронной коммерции Всемирной торговой организации (далее – ВТО), принятой Генеральной Ассамблеей ВТО 25 сентября 1998 г., электронная коммерция определяется как «… производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств связи»;
- в Типовом законе «Об электронной коммерции» («Model Law on Electronic Commerce») 1996 г. (далее – Типовой закон), разработанном Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, оговаривается, что данный термин следует толковать широко, с тем, чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера как договорных, так и недоговорных [3]. Электронная коммерция, согласно Типовому закону, не должна ограничиваться лишь рамками купли-продажи, поскольку охватывает целый ряд коммерческих гражданско-правовых сделок, заключаемых с помощью электронных средств через Интернет или через электронные сети;
- Европейская комиссия определяет электронную коммерцию как дистанционные услуги, обычно предоставляемые за вознаграждение электронным способом и по индивидуальному требованию получателю услуг.
Таким образом, в международном праве существуют достаточно разные направления к определению термина «электронная коммерция», а также до сих пор нет унифицированного определения данного понятия ни в российской, ни в зарубежной практике. Неполнота правового закрепления понятия электронной коммерции породила неоднозначность трактовок и вариативность прочтения отдельных норм законодательства. Поэтому при разработке определения термина «электронная коммерция» российскими законодателями необходимо учитывать следующие положения:
- При разработке универсального определения электронной коммерции следует учитывать технологический аспект. С активным развитием информационных и компьютерных технологий появляются все новые способы передачи и обработки данных, поэтому определение термина «электронная коммерция» не должно содержать ограниченный перечень способов передачи данных, а достаточным будет являться указание примерного перечня таких способов с оговоркой их добавления, связанных с развитием технологий в данной области.
- Один из основных правовых принципов электронной коммерции состоит в том, что стороны, заключившие сделку, не вправе ставить под сомнение законность и действительность последней только на том основании, что она заключена электронным способом. Этот принцип, как правило, не закреплен в законе, а действует в качестве обычая делового оборота и исключительно в пределах специального соглашения между сторонами сделки о применении электронных средств.
- При разработке определения понятия «электронная коммерция» необходимо учитывать его международный характер, опыт нормотворчества развитых стран, а также разработанные нормативные акты международных организаций.
На основе предложенных рекомендаций разработанное российскими законодателями определение понятия «электронная коммерция» будет наиболее полным, содержательным и современным.
Наиболее существенным препятствием на пути распространения электронной торговли остается несовершенство законодательных систем, как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран. Однако активное сотрудничество стран и мировых экономических организаций, таких как ВТО и ОЭСР по данному вопросу должно возыметь положительный результат. В таком случае электронная торговля быстро укрепит свои позиции и станет в будущем одной из основных форм торговли.
Список использованной литературы:
Руденко Е.Ю, Усенко А.С. Понятие и правовое регулирование электронной торговли // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. № 111 / 2015г. С 1-12
Евтушенко Д.Д. Электронный бизнес, электронная коммерция, интернет торговля: сущность и взаимосвязь понятий // Бизнес информ. - 2015. - № 8. - С 184-188.
Рассолов И.М. Электронная торговля и электронные платежи в свете нового российского законодательства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - №4 (35). - С. 98-99.