ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Информатизация является одним из основных этапов модернизации современного образования. Это вполне обосновано, ведь новые информационные технологии уверено проникают во все сферы жизни, география их применения стала гораздо разнообразнее. Сегодня специалисты, обладающие знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, пользуются спросом на рынке труда. В связи с этим, существует необходимость «повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечение доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве».

В Концепции информатизации сферы образования РФ дано следующее определение информатизации: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России» [1].

Таким образом, под информатизацией образования принято понимать процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс. Необходимо осознавать, что основными целями информатизации являются повышение эффективности образовательной деятельности на основе ИКТ и повышение качества подготовки специалистов с новым типом мышления, согласно требованием современного информационного общества.

Одной из форм применения информационных технологий являются дистанционное обучение, которая стала популярной формой получения образования на сегодняшний день. Система Дистанционного Обучения (СДО) - метод организации обучения, при котором учебный процесс протекает, главным образом, без прямого "контакта" ученика с преподавателем. Подобные методы организации учебного процесса существовали задолго до появления вычислительной техники. Инновационные технологии дают возможность создавать дистанционное обучение на базе Автоматизированных Обучающих Систем (систем управления обучением) и(или) Автоматизированных Обучающих Курсов. Автоматизированные Обучающие Системы (АОС) представляют собой информационные системы, в состав которых включают программно-технические комплексы с методической, учебной и организационной поддержкой процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

Применение «Обучающих информационных систем» в обучении внесло огромное количество новых возможностей во все области процесса обучения. Они позволяют, строить различные варианты диалоговых режимов обучения, когда так или иначе ответ обучающегося реально влияет на ход дальнейшего обучения.

Применение педагогических программных средств вычислительной техники в высших учебных заведениях повышает интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в совокупности с традиционными. [3]

Педагогические программные средства вычислительной техники в высших учебных заведениях в целом ряде случаев позволяют обучающемся работать в индивидуальном темпе, снимая при этом психологические барьеры общения. При этом учитывается начальный уровень подготовки, склад ума обучаемого, стиль мышления, особенности воспитания, памяти, внимания, темперамент, свойства нервной системы.

Важнейшей проблемой является методическое обеспечение информатизации образования. Формирование банка педагогических программных средств в высших учебных заведениях по дисциплинам, формирование баз данных и разработка качественных учебно-методических пособий с использованием информационных технологий внесет свой вклад в совершенствование системы образования. [4]

Проникновение в образование информационных технологий заставляет смотреть на процесс обучения как на информационный процесс, в котором происходит получение информации учащимися, ее переработка и использование. Поэтому информатизацию образования необходимо рассматривать не просто как использование компьютера и других электронных средств обучения, а как новый подход к организации учебного процесса. Современные высшие учебные заведения уделяют большое внимание развитию информационных технологий в высших вузах и уже имеется своеобразный рейтинг направления ИТ между вузами страны приведенный на (таб. 1).

В сфере «информационные технологии» отрыв МГУ от конкурентов можно объяснить беспрецедентной инфраструктурой: к примеру, два самых мощных суперкомпьютера в России – A-Class и «Ломоносов» – используются в МГУ. Помимо МГУ, в топ-3 вузов по направлению «информационные технологии» вошли МГТУ им. Н. Э. Баумана и МФТИ (см. таблицу 1). Причем интересно отметить, что в одной из рассматриваемых групп критериев – «востребованность выпускников работодателями» – респонденты RAEX оценили уровень МГУ и МФТИ одинаково высоко [5].

Таблица 1.

Топ – 10 вузов в сфере «информационные технологии»

Место

Название вуза

Балл

1

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

93.43

2

МГТУ им. Н.Э. Баумана - Национальный исследовательский университет техники и технологий

48.28

3

Московский физико-технический институт (государственный университет)

46.54

4

Новосибирский государственный университет

34.07

5

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

29.89

6

Новосибирский государственный технический университет

26.01

7

Санкт-Петербургский государственный университет

25.55

8

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

19.95

9

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

18.75

10

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

18.71

Источник: RAEX ("Эксперт РА"). При подготовке рейтинга репутации использовались данные опросов, проведенных RAEX в 2015 году.

и достаточной доходной базы органов местного самоуправления.Актуальность исследования данной темы заключается в том что категория "муниципальное образование" имеет ключевое значение непосредственно в процессе изучения местного самоуправления. Она содержит в себе абсолютно все его элементы, она выступает в роли основы его функционирования. Благодаря существованию муниципальной собственности и непосредственно местных финансов, можно предполагать наличие режима самостоятельного регулирования возникающих экономических отношений на уровне муниципалитета. Функционирование муниципального хозяйства осложняется тем что полностью отсутствуют традиции эффективного применения муниципальной собственности и непосредственно местных финансов конкретно в предпринимательской деятелности, а также осуществление правового регулирования на очень низком уровне.

В наше время руководство муниципалитетов все чаше сталкивается с такой проблемой, как нехватка ресурсов для своего нормального функционирования. Стоит отметить, что это нормальное явление не только для Российской Федерации, но также и для большинства зарубежных государств. Удовлетворение потребностей муниципалитета в финансовом плане является прежде всего вопросом о формировании рациональной и достаточной доходной базы органов местного самоуправления.Функционирование муниципального хозяйства осложняется тем что полностью отсутствуют традиции эффективного применения муниципальной собственности и непосредственно местных финансов конкретно в предпринимательской деятелности, а также осуществление правового регулирования на очень низком уровне. Актуальность исследования данной темы заключается в том что категория "муниципальное образование" имеет ключевое значение непосредственно в процессе изучения местного самоуправления. Она содержит в себе абсолютно все его элементы, она выступает в роли основы его функционирования. Благодаря существованию муниципальной собственности и непосредственно местных финансов, можно предполагать наличие режима самостоятельного регулирования возникающих экономических отношений на уровне муниципалитета. Функционирование муниципального хозяйства осложняется тем что полностью отсутствуют традиции эффективного применения муниципальной собственности и непосредственно местных финансов конкретно в предпринимательской деятелности, а также осуществление правового регулирования на очень низком уровне.

В наше время руководство муниципалитетов все чаше сталкивается с такой проблемой, как нехватка ресурсов для своего нормального функционирования. Стоит отметить, что это нормальное явление не только для Российской Федерации, но также и для большинства зарубежных государств. Удовлетворение потребностей муниципалитета в финансовом плане является прежде всего вопросом о формировании рациональной и достаточной доходной базы органов местного самоуправления.

В наше время руководство муниципалитетов все чаше сталкивается с такой проблемой, как нехватка ресурсов для своего нормального функционирования. Стоит отметить, что это нормальное явление не только для Российской Федерации, но также и для большинства зарубежных государств. Удовлетворение потребностей муниципалитета в финансовом плане является прежде всего вопросом о формировании рациональной и досАктуальность исследования данной темы заключается в том что категория "муниципальное образование" имеет ключевое значение непосредственно в процессе изучения местного самоуправления. Она содержит в себе абсолютно все его элементы, она выступает в роли основы его функционирования. Благодаря существованию муниципальной собственности и непосредственно местных финансов, можно предполагать наличие режима самостоятельного регулирования возникающих экономических отношений на уровне муниципалитета. Функционирование муниципального хозяйства осложняется тем что полностью отсутствуют традиции эффективного применения муниципальной собственности и непосредственно местных финансов конкретно в предпринимательской деятелности, а также осуществление правового регулирования на очень низком уровне.

В наше время руководство муниципалитетов все чаше сталкивается с такой проблемой, как нехватка ресурсов для своего нормального функционирования. Стоит отметить, что это нормальное явление не только для Российской Федерации, но также и для большинства зарубежных государств. Удовлетворение потребностей муниципалитета в финансовом плане является прежде всего вопросом о формировании рациональной и достаточной доходной базы органов местного самоуправления.таточной доходной базы органов местного самоуправления. Актуальность исследования данной темы заключается в том что категория "муниципальное образование" имеет ключевое значение непосредственно в процессе изучения местного самоуправления. Она содержит в себе абсолютно все его элементы, она выступает в роли основы его функционирования. Благодаря существованию муниципальной собственности и непосредственно местных финансов, можно предполагать наличие режима самостоятельного регулирования возникающих экономических отношений на уровне муниципалитета. Функционирование муниципального хозяйства осложняется тем что полностью отсутствуют традиции эффективного применения муниципальной собственности и непосредственно местных финансов конкретно в предпринимательской деятелности, а также осуществление правового регулирования на очень низком уровне.

В наше время руководство муниципалитетов все чаше сталкивается с такой проблемой, как нехватка ресурсов для своего нормального функционирования. Стоит отметить, что это нормальное явление не только для Российской Федерации, но также и для большинства зарубежных государств. Удовлетворение потребностей муниципалитета в финансовом плане является прежде всего вопросом о формировании рациональной и достаточной доходной базы органов местного самоуправления.

 

Сегодня преподаватель вуза для эффективной реализации учебной и учебно-методической деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, как минимум, должен владеть:

  •  
    • текстовым редактором, как средством подготовки учебно-методических материалов (учебных планов, программы дисциплины, тематики контрольных и курсовых работ, лекций, семинаров, лабораторных работ, списка учебной литературы и т.п.);

    • средством для подготовки презентаций, как инструментом визуализации и структуризации учебного материала (лекции, семинара);

    • работой с информационно-поисковыми системами, как средством поиска педагогической и учебной информации;

    • электронной почтой и Интернет-технологиями, как средством организации педагогического взаимодействия;

    • системами автоматизированных тестирований, как средствами создания тестов и контроля знаний обучающихся.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т. п.

В системах образования широкое распространение получили многоцелевые офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. Использование компьютерных сетей и других, подобных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, позволяющее оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

Таким образом, по области методического назначения средства ИКТ, используемые в деятельности преподавателя вуза, можно классифицировать в следующей форме(рис. 1).

В современных условиях средства ИКТ являются элементом информационной культуры человека. ИКТ-компетентность, как готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий, является критерием профессиональной пригодности, причем как для учащегося, для которого освоение ИКТ является залогом его будущего трудоустройства, так и преподавателя, воплощающего концепцию опережающего образования и являющегося носителем интеллектуальных ценностей общества.

Рисунок 1. Классификация ИКТ по областям методического назначения [2]

Преподаватель вуза как специалист в определенной области знаний, в ходе учебного процесса также должен демонстрировать обучающимся творческое отношение к профессиональной деятельности. Если он при этом компетентно использует ИКТ, то его педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента многократно возрастает.

Таким образом, эффективность образовательного процесса в условиях информатизации системы высшего профессионального образования зависит от ИКТ-компетентности преподавателя, в которую входит не только использование ИКТ непосредственно в учебном процессе в высших учебных заведениях, но и при разработке учебно-методических материалов. Создание базы учебно-методических материалов позволяет интенсифицировать процессы по самостоятельной работе студентов [2].

Список использованной литературы:

1. Кудрявцева Т.С. Пути оптимизации процесса оказания информационно-технической поддержки в высших учебных заведениях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. С 1-6

2. Ложкова Ю.Н.Современные информационно-телекоммуникационные технологии в образовании // Актуальные вопросы образования. 2016г. С 43-47.

3. Михайлова М.Ю.,Приставка Т.А.,Килин С.В.Применение виртуальных лабораторных работ в учебном процессе высших учебных заведений: за и против // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. N 2 2015г. С 1-6

4. Муродова Г. Б. Применение современных информационных технологий в учебном процессе вузов // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 831-832.

5. Сакович С.И., Павлова Я.В. Информатизация образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11. С 1-5.

6

Просмотров работы: 377