СИТУАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СРАВНЕНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СИТУАЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СРАВНЕНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ)

Порохня И.А. 1, Бастрыкина О.В. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование представлений о любом предмете или явлении действительности предполагает восприятие его характерных свойств, особенностей, составляющих понятие качество. Установление качественной определенности предмета является необходимым условием выделения данного предмета из массы других для его описания. Функционирующее таким образом сравнение позволяет идентифицировать данные объекты, выявляя степень их сходства или различия. В языке идентифицирующее сравнение проявляется на синтаксическом уровне в виде определенных ситуативных предложений. Целью нашей работы является рассмотрение ситуаций выражения идентифицирующего сравнения.

Предложения идентификации представляют собой «тождество объекта самому себе путем сопоставления свойств, признаков, фактов и т.п., данных в непосредственном наблюдении или поступающих по каналам информации, со сведениями или впечатлениями, вытекающими из прошлого опыта» (Арутюнова 2002: 284), то есть в идентифицирующих предложениях речь идет о тождественности разных выражений в отношении одного и того же предмета, явления, но каждый раз обозначенного различным образом. Ситуация идентификации – это ментальное действие, в которое вовлекается анализ фактов, объектов, событий, процессов, опирающийся на практический и конвенциональный опыт и знания, представленные в виде определенной структуры. В соответствии с принципом структурной организации в исследуемых ситуациях можно выделить следующие компоненты: 1) объект, который подвергают идентификации, 2) объект, с которым идентифицируют первый объект, 3) свойство, по которому идентифицируют сравниваемые объекты (Бартон 1978: 109). Свойство, или признак-основание является ключевым элементом идентификации, поскольку идентификация предполагает два взаимосвязанных этапа – обнаружение общего признака явлений и их сопоставление на основе обнаруженного общего признака.

Отношения идентификации подвергаются различным классификациям, но наиболее убедительной и обоснованной представляется позиция Н.Д. Арутюновой, которая разделяет ситуации идентификации на пять типов:

  1. ситуация детективного поиска;

  2. ситуация перехода от знания к знакомству;

  3. ситуация «воплощенной мечты»;

  4. ситуация узнавания;

  5. ситуация идентификации личности. (Арутюнова, 291-298)

Каждый из выделенных типов обладает индивидуальным набором характеристик рассматриваемой ситуации.

1. Отношения идентификации в ситуации детективного поиска имеют предпосылкой существование некоторого предмета или лица, идентифицируемого объекта, факт существования которого вытекает из сведений о совершенном событии, то есть, если произошло действие, то неизбежно существует лицо, принимавшее в нем участие.

2. Ситуацию перехода от знания к знакомству можно назвать вариантом ситуации детективного поиска, поскольку они близки по смыслу. Данная ситуация определяется в зависимости от характера имеющихся данных – если идентифицирующая информация указывает на индивидуальные, особенные черты предмета, то идентификация проходит успешно, говорящий не рискует разойтись во мнении с адресатом.

3. В случае сопоставления искомого или ожидаемого с действительным происходит ситуация воплощения мечты. Реальный идентифицируемый объект может соответствовать предъявляемым требованиям, а может отличаться частично или полностью от воображаемого образа.

4. В ситуации узнавания сравниваются признаки из предыдущего опыта лица (предмета) с непосредственно наблюдаемыми признаками. В самой ситуации может присутствовать глагол recognize, с помощью которого устанавливаются данные либо из настоящего опыта, либо данные, относящиеся к прошлому. В отличие от предыдущих сходных типов ситуаций (например, ситуация детективного поиска и ситуация перехода от знания к знакомству), идентифицирующая ситуация узнавания не создает разнообразных положений, ее семантика однозначна – узнать в ком-то кого-то.

5. Ситуация идентификации личности отличается от предыдущей тем, что возникает необходимость узнать сведения об объекте из его прошлого, так как они отсутствуют в данной ситуации, в то время как сам объект дан в актуальном опыте.

Итак, проведенный анализ материала показал, что идентифицирующее сравнение актуализируется при помощи идентифицирующих высказываний, которые определяются пятью основными ситуациями идентификации: ситуацией детективного поиска, перехода от знания к знакомству, «воплощенной мечты», ситуацией узнавания и идентификации личности. Каждый из выделенных типов отличается набором индивидуальных характеристик, реализуемых в той или иной ситуации. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что идентификация базируется на тождественности разных выражений в отношении одного и того же предмета или явления.

Литература

  1. Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы).

М. : Едиториал УРСС, 2002. – 384 с.

2. Бартон В.И. Сравнение как средство познания. Мн., Изд-во БГУ, 1978., 128 с.

Просмотров работы: 200