Предложения идентификации представляют собой «тождество объекта самому себе путем сопоставления свойств, признаков, фактов и т.п., данных в непосредственном наблюдении или поступающих по каналам информации, со сведениями или впечатлениями, вытекающими из прошлого опыта» (Арутюнова 2002: 284), то есть в идентифицирующих предложениях речь идет о тождественности разных выражений в отношении одного и того же предмета, явления, но каждый раз обозначенного различным образом. Ситуация идентификации – это ментальное действие, в которое вовлекается анализ фактов, объектов, событий, процессов, опирающийся на практический и конвенциональный опыт и знания, представленные в виде определенной структуры. В соответствии с принципом структурной организации в исследуемых ситуациях можно выделить следующие компоненты: 1) объект, который подвергают идентификации, 2) объект, с которым идентифицируют первый объект, 3) свойство, по которому идентифицируют сравниваемые объекты (Бартон 1978: 109). Свойство, или признак-основание является ключевым элементом идентификации, поскольку идентификация предполагает два взаимосвязанных этапа – обнаружение общего признака явлений и их сопоставление на основе обнаруженного общего признака.
Отношения идентификации подвергаются различным классификациям, но наиболее убедительной и обоснованной представляется позиция Н.Д. Арутюновой, которая разделяет ситуации идентификации на пять типов:
ситуация детективного поиска;
ситуация перехода от знания к знакомству;
ситуация «воплощенной мечты»;
ситуация узнавания;
ситуация идентификации личности. (Арутюнова, 291-298)
Каждый из выделенных типов обладает индивидуальным набором характеристик рассматриваемой ситуации.
1. Отношения идентификации в ситуации детективного поиска имеют предпосылкой существование некоторого предмета или лица, идентифицируемого объекта, факт существования которого вытекает из сведений о совершенном событии, то есть, если произошло действие, то неизбежно существует лицо, принимавшее в нем участие.
2. Ситуацию перехода от знания к знакомству можно назвать вариантом ситуации детективного поиска, поскольку они близки по смыслу. Данная ситуация определяется в зависимости от характера имеющихся данных – если идентифицирующая информация указывает на индивидуальные, особенные черты предмета, то идентификация проходит успешно, говорящий не рискует разойтись во мнении с адресатом.
3. В случае сопоставления искомого или ожидаемого с действительным происходит ситуация воплощения мечты. Реальный идентифицируемый объект может соответствовать предъявляемым требованиям, а может отличаться частично или полностью от воображаемого образа.
4. В ситуации узнавания сравниваются признаки из предыдущего опыта лица (предмета) с непосредственно наблюдаемыми признаками. В самой ситуации может присутствовать глагол recognize, с помощью которого устанавливаются данные либо из настоящего опыта, либо данные, относящиеся к прошлому. В отличие от предыдущих сходных типов ситуаций (например, ситуация детективного поиска и ситуация перехода от знания к знакомству), идентифицирующая ситуация узнавания не создает разнообразных положений, ее семантика однозначна – узнать в ком-то кого-то.
5. Ситуация идентификации личности отличается от предыдущей тем, что возникает необходимость узнать сведения об объекте из его прошлого, так как они отсутствуют в данной ситуации, в то время как сам объект дан в актуальном опыте.
Итак, проведенный анализ материала показал, что идентифицирующее сравнение актуализируется при помощи идентифицирующих высказываний, которые определяются пятью основными ситуациями идентификации: ситуацией детективного поиска, перехода от знания к знакомству, «воплощенной мечты», ситуацией узнавания и идентификации личности. Каждый из выделенных типов отличается набором индивидуальных характеристик, реализуемых в той или иной ситуации. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что идентификация базируется на тождественности разных выражений в отношении одного и того же предмета или явления.
Литература
Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл (логико-семантические проблемы).
М. : Едиториал УРСС, 2002. – 384 с.
2. Бартон В.И. Сравнение как средство познания. Мн., Изд-во БГУ, 1978., 128 с.