Таблица 1
Показатели динамики секторов российского рынка
интернет-рекламы за 2014-2015 гг.
№ |
Наименование |
Значение показателя, млрд. руб. |
Динамика роста, % |
||
2014 г. |
2015 г. |
||||
1 |
Видеореклама |
3,6 |
5,85 |
63 |
|
2 |
Контекстная реклама |
42,51 |
45,08 |
6 |
|
3 |
Медийная реклама |
21,3 |
23,72 |
11 |
|
4 |
Web-разработка |
14,07 |
16,37 |
16 |
|
5 |
Маркетинг в социальных сетях |
6,16 |
8,83 |
43 |
Исходя из данных таблицы 1 можно констатировать, что наибольший рост показателя динамики составила видеореклама – 63%. Контекстная реклама в 2015 году продемонстрировала некоторое повышение с 42,51 млрд. руб. в 2014 году до 45,08 млрд. руб. в 2015 году, динамика роста при этом составила 6%. Величина медийной рекламы увеличилась в 2015году на 2,42 млрд. руб. по сравнению с 2014 году. Сектор web-разработки также показал рост показателя с 14,07 млрд. руб. в 2014 году до 16,37 млрд. руб. в 2015 году. Динамика роста маркетинга в социальный сетях составила 43%, что свидетельствует о повышении популярности социальных сетей.
В структуре российского рынка интернет-рекламы первое место занимает контекстная реклама (рис. 1). Это связано с тем, что данный вид интернет-рекламы существует достаточно давно и зарекомендовал себя как надежный, достоверно контролируемый и эффективный метод. На втором месте – медийная реклама. Далее следуют web-разработка и маркетинг в социальных сетях, занимая 16,4% и 8,8%, соответственно, от общей доли рынка интернет-рекламы. Последнее место принадлежит видеорекламе – всего 5,9%. Это может быть обусловлено тем, что данное средство интернет-рекламы сравнительно молодо, его методы только начинают развиваться.
Рис. 1. Показатели структуры российского рынка интернет-рекламы за 2015 год
Основным драйвером роста рынка интернет-рекламы в ближайшие годы будет реклама на мобильных устройствах, пишут аналитики «Сбербанка CIB» в своем отчете RussianMediaandInternet. С 2017 по 2020 г. этот рынок, по их прогнозам, будет расти в среднем на 33% в год. Для сравнения: в целом весь рынок интернет-рекламы будет расти ежегодно на 14%[2].
В целом интернетом с мобильных устройств пользуются около 72% всех пользователей рунета, по данным TNS. При этом мобильная реклама все еще приносит площадкам гораздо меньше доходов, чем реклама на ПК, говорится в отчете. На мобильную рекламу приходится не более 28% всего рынка интернет-рекламы. Катализатором роста этого рынка может стать запуск компанией TNS мобильной панели измерений в 2017 году, отмечают аналитики «Сбербанка CIB»: это поможет измерять конверсию мобильной рекламы на разных типах устройств [3].
С переходом пользователей на мобильные устройства доля поисковой контекстной рекламы в общем рекламном объеме будет падать, ожидают аналитики «Сбербанка CIB». Это связано с тем, что большую часть времени (82%) мобильные пользователи проводят в приложениях, и это, прежде всего, приложения социальных сетей и игры. Соответственно, поисковая реклама будет уступать место рекламе в этих приложениях, говорится в отчете.
В России «Яндекс» является лидером на рынке поисковой рекламы, но его рекламные возможности на мобильных устройствах испытывают серьезную конкуренцию со стороны социальных сетей и Google, который владеет операционной системой Android для смартфонов и планшетов. У «Яндекса» доля поисковых запросов с мобильных устройств составляет сейчас 26% (данные за III квартал 2016 г.). Однако у Google в России этот показатель намного выше – 50%, оценивают аналитики «Сбербанка CIB».
В отчете говорится, что в 2015 г. около 45% рекламной выручки Mail.ru Group обеспечит реклама на мобильных устройствах. Аналитики напоминают, что группа владеет двумя крупнейшими в России социальными сетями – «Вконтакте» и «Одноклассниками», которые эффективно размещают мобильную рекламу [2;3].
Выявление векторов развития рынка интернет-рекламы в 2016 году позволяет констатировать, что развитие рынка интернет-рекламы возможно с помощью:
дальнейшей реализации тенденций вытеснения интернетом других средств рекламы;
совершенствования инструментов web-разработки и интернет-рекламы;
активного развития мобильной рекламы как сектора интернет-рекламы.
Таким образом, анализ текущего состояния и прогноз дальнейшего развития рынка интернет-рекламы позволяет утверждать о повышении значимости данного инструмента среди других рекламных средств, активном развитии методологии и практики применения интернет-рекламы, росте инвестиционной привлекательности данного сектора.
Мировой рынок интернет-рекламы и тенденции его развития
Интернет оказывает мощное влияние на развитие экономики. Маркетинг и индустрия услуг изменились под влиянием Интернета, используя его уникальные возможности: расширение географических границ, возможность целевого подхода к интернет-аудитории и формирования организационных взаимосвязей с партнерами. Интернет способствует малому и среднему бизнесу добиться высоких показателей, ориентирует на новые каналы сбыта и услуг, а также предоставляет современные модели ведения бизнеса.
Интернет-реклама на мировом рынке интенсивно продолжает увеличивать свой медиасегмент.
Повышение производительности организации является одним из главных факторов влияния Интернета, который упрощает коммуникации, ускоряет и автоматизирует многие бизнес-процессы, а также снижает транзакционные издержки. Кроме этого, Интернет предоставляет максимальный доступ к клиентам, помогая многим организациям оптимизировать свои каналы сбыта и логистику.
Интернет стал современным медийным магазином, где совершаются покупки и в котором собраны воедино: витрина, каталог и заказ по почте. Не выходя из сети, покупатель может посмотреть товар, сделать сравнительный анализ цен, размеров, разместить свой заказ.
Мировой рынок интернет-рекламы растёт. Согласно прогнозам ZenithOptimedia, объём рынка интернет-рекламы на конец текущего года достигнет $158 млрд. Доля этого сегмента в рекламных бюджетах компаний в 2016 году будет составлять 29%; в 2016 – 31,9%; в 2017 – 34,4%; в 2018 – 36,6% [4; 5].
Так, в Китае за последнее десятилетие рекламный бизнес вырос в 16 раз, что позволило ему выйти на 3-е место в мире по объемам рекламных затрат, обойдя рынки Германии и Великобритании. В европейских странах темпы прироста рекламных расходов относительно небольшие. Лидером по рекламным затратам являются США с долей около 40% мирового рекламного бюджета. При этом более половины компаний в первой сотне крупнейших рекламодателей являются американскими. Рынок рекламы Японии останется вторым по объемам расходов на уровне 12,3%.
Одной из тенденций развития мирового рекламного рынка в сети Интернет является интеграция рекламы с другими инструментами маркетинга. С учетом возрастающей конкуренции за потребителя взаимосвязанное использование маркетинговых инструментов будет только усиливаться. Глобализация рекламы предполагает, что множество социальных, экономических, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер через многочисленные сети современных коммуникаций и новых информационных технологий.
Таким образом, соизмеряя скорость и масштаб влияния интернет-рекламы с её возможностями, можно сделать вывод, что компаниям, которые планируют занять лидирующее место в современной экономике, необходимо тщательно изучать тенденции развития рынка интернет-рекламы и адаптировать свой бизнес исходя из новых условий хозяйствования.
Список использованной литературы:
Березина Е.А. Разработка интернет-рекламы и оценка ее эффективности на примере промышленного предприятия // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 05 (17).
Веселов В.А. Реклама и рекламная политика фирмы. – СПб.:Гамма, 2014.
Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. -М.: Вузовский учебник, 2015 - 366с.
Колюжнова Н.Я. Маркетинг: общий курс.- М.: Омега-Л, 2015.
Сергеева О.Ю., Гузаирова Г.Р. Влияние интернет-рекламы на экономику в условиях активного развития информационных технологий // Экономика и управление. — 2014. — № 5 (121).